Фирма mValent провела опрос среди ИТ-специалистов крупнейших компаний из списка Fortune 1000, чтобы узнать, какие вопросы и проблемы возникают при управлении комплексными многоуровневыми прикладными инфраструктурами, поддерживающими ответственные приложения и выполняющими обслуживание сотрудников компании и внешних клиентов. Поскольку главная цель mValent заключалась в выявлении основных тенденций, исследователи не интересовались, какие используются продукты и кто их производители.
По результатам опроса было сделано четыре ключевых вывода, ни один из которых не должен пройти мимо внимания ИТ-директора, стремящегося улучшить уровень сервиса в своей компании. Самый высокий приоритет получили следующие моменты: сокращение расходов на рабочую силу в области ИТ; оценка влияния и стоимости простоев, а также связанное с этим стремление к повышению коэффициента готовности ПО; необходимость совершенствовать управление виртуальными серверами; борьба со снижением эффективности работы ИТ-инфраструктуры из-за несоответствия различных сред (включая контроль качества, перенос данных, производство и т. д.).
Предлагаем ряд советов по совершенствованию работы ИТ-отделов на основании каждого из сделанных по результатам исследования вывода.
Приоритет № 1. Сокращение расходов на рабочую силу в области ИТ
Сокращение расходов -- задача номер один для любого ИТ-руководителя в 2008 г., и это, по всей видимости, является отражением общей экономической ситуации. Так, 49% респондентов включило в число приоритетных направлений экономию, а еще 23% назвали самым главным вопросом повышение производительности труда ИТ-персонала. Что ж, стоимость и производительность вполне можно рассматривать как две стороны одной и той же проблемы, поэтому они и идут бок о бок.
Сейчас снижение расходов на ИТ (или, что то же самое, повышение производительности труда сотрудников) достигается в первую очередь за счет автоматизации все большего числа процессов. Это позволяет экономить на рабочей силе, которая привлекается к развертыванию и поддержке приложений. Достаточно взглянуть на различные ИТ-процессы, как сразу же становятся видны кандидаты на автоматизацию. Например, у многих охваченных исследованием компаний солидную часть временных ресурсов занимает устранение ошибок до и после начала эксплуатации ИТ-системы.
То же относится и к затратам времени на создание сред для поддержки новых приложений, их очередных версий и расширений. На такого рода деятельность сейчас расходуется около 80% ИТ-бюджета. Изменив сложившееся положение, можно сделать важный шаг к более эффективной ценовой структуре ИТ. Для этого имеется много различных средств, включая инструментарий инициализации, пакеты управления конфигурацией, решения для автоматизации процессов и пр.
Приоритет № 2. Оценка влияния и стоимости простоев, а также связанное с этим стремление к повышению коэффициента готовности приложений
Около трети респондентов заявили, что каждый час простоя приложений обходится их компаниям как минимум в 100 тыс. долл., а еще 10% оценили часовую заминку в полмиллиона долларов, а то и выше. Такая ситуация открывает отличные перспективы для любого инструментария автоматизации, помогающего сократить простои ПО. Поскольку данная проблема зачастую бывает связана с несовместимой конфигурацией приложений, на эту область следует обратить особое внимание. Из числа других важных элементов можно назвать автоматизированную проверку качества ПО и тестовый инструментарий.
Приоритет № 3. Необходимость совершенствовать управление средами виртуальных серверов
Виртуализация уже стала одной из ведущих тенденций в области ИТ. Эту технологию взяло на вооружение большинство компаний, однако результаты проведенного исследования продемонстрировали один момент, который очень важен для ИТ-менеджеров. О том, что развертывание виртуальных серверов приводит к упрощению ИТ-среды, заявило лишь 37% респондентов. Оставшееся же большинство признало, что их среды после этого либо становятся более сложными, либо мало изменяются (некоторые участники опроса вообще не смогли оценить последствия виртуализации). Так что совершенно ясно, что с учетом времени и средств, затрачиваемых на виртуализацию, решение проблемы управления виртуальными средами становится одной из ключевых забот ИТ-менеджера.
Планируя и выполняя управление серверными конфигурациями в виртуальных средах, необходимо принимать во внимание совершенно новые динамические показатели, о которых даже речи не было, когда дело касалось физических сред. Компаниям теперь нужен такой инструментарий управления конфигурациями, который способен непосредственно учитывать все нюансы виртуальной серверной инфраструктуры.
Другими словами, менеджерам имеет смысл пополнять свой арсенал инструментальными средствами, способными эффективно управлять виртуальными образами в сочетании с библиотеками параметров конфигурации для различных сред и приложений.
Приоритет № 4. Борьба со снижением эффективности и возникновением задержек из-за несоответствия конфигураций различных сред
Необходимость выявлять несогласованные конфигурации наши респонденты назвали главной причиной приобретения средств управления конфигурациями в прикладной инфраструктуре. Об этом заявило почти 40% участников опроса -- и ничего удивительного здесь нет. Средней ИТ-организации из списка Fortune 1000 приходится поддерживать буквально сотни приложений в мириадах сред. А ведь каждая такая среда, экземпляр сервера и приложения имеют сугубо индивидуальный набор конфигурационных параметров, для которых, как правило, не предусматривается никаких автоматизированных средств управления. Вполне естественно, что в подобных условиях эти параметры быстро рассогласовываются и далеко отходят от принятых в компании стандартов.
Таким образом, становится ясно, что совершенствование управления прикладной инфраструктурой дает ряд серьезных преимуществ: применение автоматизированных инструментальных средств для контроля за конфигурациями, управления изменениями и версиями параметров приложений сулит немалые выгоды. Такой инструментарий можно приобрести в готовом виде или создать собственными силами. И в любом случае игра стоит свеч: управление конфигурациями, зачастую весьма хаотичными по своей природе, высвобождает ценное рабочее время ИТ-руководителя и его сотрудников, и у них появляется больше возможностей для решения стратегических задач, что, в свою очередь, делает работу компании более эффективной и повышает ее конкурентоспособность.