В последний год на отечественных и зарубежных выставках по документообороту заметно активизировались серьезные игроки. Так, на конференции DOCFLOW 2008 высокую энергичность проявляли все мировые лидеры отрасли: EMC, IBM, Oracle, Microsoft и примкнувшая к ним Adobe, а на международной конференции Document capture 2008, прошедшей в сентябре в Нью-Йорке и ознаменовавшейся присутствием российских фирм, несколько неожиданными участниками стали ЦРУ и агентство военной разведки США DIA. Возможно, рынок привлек новых заинтересованных лиц потому, что, согласно оценкам аналитиков Gartner, преодолел психологически важный барьер в 3 млрд. долл. и продолжает успешно расти — агентство Datamonitor предсказывает, что к 2012 г. он достигнет 3,5 млрд. долл. А с апреля 2008 г. спрос на специалистов по Enterprise Content Management (ECM) вырос в США на порядок (!) и продолжает расти несмотря на кризис.
Такие тенденции объясняются достаточно очевидной и давно назревшей потребностью в ECM-системах, а также серьезным расширением функциональных возможностей этих продуктов — во многом за счет слияний и покупок производителей. Организация должна контролировать и обрабатывать имеющуюся информацию и предоставлять к ней удобный доступ всем заинтересованным пользователям. При этом ECM-внедрение особо эффективно в случае, когда оно выполняется в рамках продуманной ИТ-стратегии, это отметил Джон Манчини, президент некоммерческой ассоциации AIIM*. По его оценкам, озвученным на ведущей ежегодной отраслевой конференции AIIM Expo & Conference, стратегические внедрения ECM-продуктов в масштабе всей организации в пять раз эффективнее тактических (на уровне отделов). Г-н Манчини приводит и еще один аргумент в пользу соответствующих продуктов, позволяющих реализовать безбумажный документооборот: в мире растет потребление бумаги, причем на Западе 60% ее используется для распечатки э-документов — каждый офисный работник США ежедневно расходует на такие цели 50 листов. В результате Америка каждый год потребляет 10 млн. тонн офисной бумаги, для чего срубается 200 млн. деревьев.
Манчини о “горячих точках” ECM
Джон Манчини, выступая на московской конференции DOCFLOW 2008, выделил семь “горячих точек”, которые изменят структуру рынка ECM. При этом он ссылался на результаты исследования, в котором приняли участие 672 пользователя, никак не связанные с AIIM и работающие в организациях с числом сотрудников более сотни.
Высокая осведомленность о ECM. Оказалось, что 44% респондентов полностью удовлетворены ECM-системами, для 28% они очень важны, для 16% — просто важны, для 8% — частично важны, а совершенно не важны лишь для 4%. Отдачу от инвестиций в данное направление в сравнении с другими вложениями в ИТ минимум как не худшую оценивают 47%, а 25% — даже как лучшую. Но при этом эффективность управления электронной информацией большинство опрошенных все же оценивает как среднюю (рис. 1).
Ограниченный опыт использования. Причины средней эффективности подобных систем прежде всего организационные. Так, большинство опрошенных отметили, что за управление электронной информацией у них в организации никто не отвечает, а из ответственных чаще всего назывались CIO, сотрудники ИТ-отдела и специалисты “на подхвате” (рис. 2). Хороший потребитель понимает, зачем он внедряет такие решения и что ему они принесут с прицелом на будущее развитие всей организации, однако таких клиентов пока мало.
Главными препятствиями на пути внедрения ECM-систем названы организационные сложности, недостаток внутреннего обучения (76% вообще не слышали о связи ECM-технологии с информационным управлением) и непродуманная внутренняя политика. А самой редкой проблемой был назван перерасход бюджета, что свидетельствует как о технологической зрелости ECM-решений, возможности которых удовлетворяют абсолютное большинство пользователей, так и о простоте и быстроте их внедрения.
Мэйнстрим. Ворвавшийся на ECM-рынок продукт Microsoft SharePoint Server 2007 (MOSS) уже продан на 1 млрд. долл., однако 67% опрошенных сообщили, что пока его не внедрили. При этом инвестиции ни в данный сервер, ни в другие схожие решения не планирует 46% и даже не могут предположить, когда займутся этим. Вообще не нуждается в таких продуктах 12%, формально внедрили, но пока не использует 27% и лишь 15% опрошенных эксплуатирует MOSS и подобные решения. Манчини трактует эти цифры как показатель высокой потенциальной готовности к управлению электронными документами не только у компаний Fortune 500, но и у миллионов средних и мелких фирм. Правда, последних привлекает прежде всего простота продукта и его логическая завершенность (все нужные функции в одном пакете). На рынке ECM-продуктов для организаций среднего размера приходится обслуживать множество пользователей с самыми разными прикладными задачами с использованием стандартизованных решений.
Соответствующие приложения должны хорошо масштабироваться на сотни тысяч пользователей, а не на десятки узких специалистов и администраторов, как сегодня. Соответственно встают вопросы контроля за такой деятельностью, стыковки с офисными и проектными системами и веб-средствами и обеспечение защищенного доступа.
Возрождение потокового ввода. 53% респондентов применяют некоторую технологию потокового ввода, а что касается систем распознавания, то стандартную OCR-технологию использует 31% опрошенных, ICR-интеллектуальную — 13%, средства сканирования штрихкодов — 24%. Потоковый ввод данных — сквозной процесс, поэтому поставщики сканеров и разработчики ПО распознавания стремятся к интеграции своих систем.
Мотивация к управлению и обработке информации. В настоящее время расходы на ПО начинают обгонять расходы на оборудование: из ИТ-бюджетов американских компаний 79 млрд. долл. уходит на аппаратуру и 105 млрд. долл. на софт. Однако доля расходов на ECM-софт в этих бюджетах по-прежнему мала, хотя эксплуатационные расходы по данному направлению, как можно увидеть, очень высоки: 1 Гб физического хранилища данных стоит сегодня 20 центов (цена типового жесткого диска, отнесенная к его объему), а вот обработка 1 Гб документов обойдется в 3500 долл.
Мотивация к автоматизации. Автоматизируют сегодня в первую очередь процессы обработки счетов в бухгалтериях, табелей учета рабочего времени в отделах кадров и отчетов в службе техподдержки. Чуть менее популярны задачи обработки закупочной и расходно-отчетной документации.
Совместная деятельность. Необходимость коллективной обработки э-документов Джон Манчини аргументирует быстро растущим объемом пользователей подобных систем и ориентацией ECM-поставщиков на все более массовые рынки.
Эксперты уточняют тренды ECM
Г-н Манчини назвал данный рынок зрелым, однако даже на Западе пока осваиваются преимущественно вертикальные ниши и до пика спроса еще далеко. Президент AIIM настроен оптимистично и обещает, что в ближайшие годы ECM-системы станут таким же повсеместным и естественным ИТ-продуктом, как текстовые редакторы и электронные таблицы. Однако в условиях финансового кризиса ключевым фактором выживания для компании станет сохранение лояльности пользователей, которым, в свою очередь, будет полезно повысить прозрачность своего документооборота, дабы оперативно избегать “подводных камней” в рабочих процессах. Дополним этот взгляд оценками других экспертов.
Фрэнк Гильбане из компании Bluebill Advisors, консультирующий инвесторов в сфере ПО, полагает, что важнейшими трендами в развитии ECM-систем станут поддержка формата XML, интеграция с настольными приложениями и социальным софтом, а также внедрение развитых поисковых механизмов. Роберт Мархэм, бывший сотрудник Forrester Research, а ныне старший консультант Cohasset Associates, относит к перспективным технологии автоматической генерации метаданных для захваченного контента, средства управления электронными записями и архивами и интеграции интеграционных решений.
Бетти Нарвей, президент фирмы ECC, принимавшая участие в разработке военного стандарта CALS по совершенствованию рабочих процессов на протяжении жизненного цикла изделия, консультирует государственные структуры по организации хранения и обработке структурированной электронной информации. Ключевыми для новых ECM-систем она называет средства прямого управления данными в формате XML, перестройку (“перенацеливание”) структуры существующего содержимого на различные прикладные области и использование вики-технологий.
Расстановка на рынке
Как показывает магический квадрант, опубликованный Gartner в сентябре 2007 г., в лидерской части на тот момент находились фирмы EMC, IBM, Open Text и Oracle. Близко к ним располагались компании Interwomen, Vignette, Microsoft, Xerox и Hyland Software. К тому времени игроки этого рынка активно объединялись или покупали друг друга: IBM приобрела Filenet, Oracle — фирму Stellent, EMC — Captiva и Documentum. Эксперты тогда предсказывали вероятные покупки крупными КИС-производителями известных поставщиков ECM-решений или же стыковку своих продуктов, и они действительно произошли — например, Open Text была интегрирована в SAP. Но теперь лидерам придется выдерживать серьезное давление Microsoft с сервером MOSS, ведь база пользователей этой корпорации в разы больше, нежели у конкурентов, поэтому компаниям приходится выискивать инновационные пути развития. Так, Oracle (как, впрочем, и Microsoft) планирует реализовать ECM-технологии на уровне промежуточного серверного ПО, а EMC и альянс Adobe и Alfresco рассчитывают на OEM-каналы продвижения ECM.
Продолжат активно развиваться решения open source, позволяющие неплохо сэкономить. В этой сфере действует уже упомянутая Alfresco, объединившаяся с Adobe, а также Nuxeo и Knowledge Tree. Подключатся к дележу ECM-рынка и поставщики портальных решений для совместной корпоративной работы.
Перспективы
Обобщая эти и другие экспертные мнения, отметим, что в грядущих ECM-системах наверняка воплотятся технологии Web 2.0, средства углубленной аналитики, SOA-подходы и технологии виртуальных репозиториев, позволяющие “отвязаться” от конкретных СУБД — и это при том, что в интеграции ECM-систем со своими СУБД разработчики последних крайне заинтересованы. Существенно возрастут масштабируемость, производительность и спектр поддерживаемых форматов данных. Например, в связи с выходом гаджетов класса iPhone ожидаются поставки в корпоративные системы больших объемом мультимедийной информации от полевых работников. Со временем появятся и онлайновые ECM-системы, возможно на базе Google Apps, где уже существует развитый поиск, а стандартизованный интерфейс (например, “ECM как сервис”) может выступить в качестве интеграционного “клея” для продуктов сторонних фирм. Перспективным представляется расширение ECM-систем средствами управления смысловым содержимым — на базе технологий семантического веба, но работа здесь пока только начинается.
AIIM — наиболее масштабная и авторитетная в мире ассоциация профессионалов, занимающихся вопросами электронного документооборота и управления информацией и представляющих предприятия практически всех секторов мировой экономики. Насчитывает в своих рядах более 50 000 специалистов из более чем 150 стран. AIIM регулярно проводит аналитические исследования, является беспристрастным источником информации о рынке, а также предоставляет своим членам широкие возможности для обучения и профессионального общения.