По данным петербургского аналитического агентства DSS Consulting, в 2007 г. в России на системы семейства “Дело” компании “Электронные офисные системы” (ЭОС) пришлось 38% от общего количества систем электронного документооборота (СЭД), внедрённых в нашей стране. Остальные 62% внедрений обеспечили полтора десятка других СЭД, причём доля ближайшего конкурента составила 14%. Такого рода пропорции DSS Consulting фиксирует на протяжении нескольких последних лет.
По данным ЭОС, общее количество внедрений СЭД “Дело” на предприятиях и в организациях федерального, регионального и локального масштабов превышает полторы тысячи (с общим числом автоматизированных рабочих мест около 150 тыс.).
В мае ЭОС объявила о расширении своего продуктового портфеля и начале продаж СЭД EOS for Microsoft Office SharePoint Server (EOS for MOSS). О том, как развивается судьба этого продукта, наш специальный корреспондент Владимир Митин беседует с заместителем генерального директора компании ЭОС Юрием Назаровым.
PC Week: По данным DSS Consulting, СЭД “Дело”и так занимает в нашей стране лидирующие позиции по количеству внедрений. Зачем было делать вариант этой системы, опирающийся на серверную программу Microsoft Office SharePoint Server 2007?
Юрий Назаров: Хочу сразу внести ясность: EOS for MOSS – это не вариант системы “Дело” и не её конкурент. Это самостоятельный, написанный с нуля продукт (его текущая версия имеет номер 1.х), который мы будем развивать параллельно с совершенствованием “Дела”. Разумеется, эти продукты в чём-то пересекаются по функционалу, но они рассчитаны на разный круг потребителей. СЭД “Дело” представляет собой мощный (около 45 Мб исходного текста), хорошо отточенный и доведённый до совершенства специализированный инструмент.
Он ориентирован на хорошо структурированные компании или их подразделения, для которых обработка документов является основным направлением деятельности и в которых существуют чёткие, отлаженные годами регламенты работы с документами (входящими, исходящими, внутренними и т. д.) на всех стадиях их жизненного цикла — от создания до сдачи в архив или уничтожения.
EOS for MOSS представляет собой готовое решение для Microsoft Office SharePoint Server 2007, существенно расширяющее возможности MOSS в части документооборота. Это решение ориентировано на организации, уже использующие MOSS или планирующие его использовать. В первую очередь это современные, динамично развивающиеся компании, для которых автоматизация документооборота является естественной частью общей стратегии управления контентом. Для таких потребителей специализированные системы документооборота нередко оказывается слишком «тяжелым» инструментом.
PC Week: Что подвигло ЭОС на разработку надстройки к Microsoft Office SharePoint Server?
Ю. Н.: Большинству компаний, приобретающих MOSS, автоматизация документооборота жизненно необходима. Но надо понимать, что MOSS это платформа. С помощью MOSS можно автоматизировать документооборот любой сложности, но если потребитель захочет сделать это самостоятельно, он неизбежно столкнется с массой методологических и технических проблем. Ведь документооборот это системообразующая конструкция. Она затрагивает интересы практически всех подразделений, следовательно – весьма сложна в проектировании и программировании. Как правильно описать реквизиты документа, как организовать регистрацию, настроить и запрограммировать процедуры согласования и подписания документов, как организовать «прохождение» документа по организации, как построить эффективный контроль исполнения, какие сопутствующие справочники и классификаторы нужны. Море проблем – перечисляю лишь малую часть!
К сожалению, при самостоятельном внедрении «платформенных решений», клиенты зачастую идут по одному из двух порочных сценариев. Либо высаживают десант ИТ-специалистов в подразделения своей компании и быстро, «на коленке» автоматизируют локальные потребности сотрудников, получая в итоге слабосвязанную фрагментарную автоматизацию, где интересы отдельных подразделений могут противоречить интересам компании в целом. Либо пишут комплексную программу информатизации на три года и мучительно ее реализуют, а в это время бизнес мутирует, создаются новые направления, появляются новые бизнес процессы, а часть из них отмирает и уже не нужны. Но программа утверждена -- надо выполнять. Бесконечная гонка за временем и колоссальная трата средств.
Выход, на мой взгляд, один -- надо доверять решение подобных задач профессионалам, а «на местах» выполнять лишь локальную адаптацию под конкретные потребности бизнеса.
Понимая это, мы очень деликатно подошли к нашей разработке. Наши программисты постарались максимально сохранить все особенности и преимущества MOSS, а также логику пользовательского интерфейса. Поэтому, при необходимости адаптации системы под специфические требования, заказчик может самостоятельно внести изменения с помощью стандартных процедур MOSS.
Немаловажно и то, что каждый сотрудник, знакомый с данной платформой и имеющий даже небольшой опыт работы с приложениями Microsoft, может достаточно легко и быстро освоить работу с документами в EOS for SharePoint.
PC Week: На компании какого размера рассчитан EOS for MOSS?
Ю. Н.: Я бы не стал определять нижнюю и верхнюю «планку» применимости нашего решения. С одной стороны решение применимо в огромных корпорациях с десятками тысяч сотрудников, с другой – решение будет полезно и небольшому коллективу аналитиков, к которым из разных источников стекаются огромные объёмы информации и эти объёмы надо оперативно обрабатывать.
PC Week: Что можно сказать о стоимости и “ресурсожадности” EOS for MOSS по сравнению с традиционной СЭД “Дело”?
Ю. Н.: Для работы EOS for MOSS требуются абсолютно те же аппаратные ресурсы, что и для Microsoft Office SharePoint Server 2007. У СЭД “Дело” требования к “железу” ниже. Разница легко объяснима: гибкие универсальные продукты всегда требуют больших ресурсов, чем специализированные. Это общая тенденция. MOSS 2007 выпускается в двух редакциях -- Standard Edition и Enterprise Edition. Для работы EOS for MOSS достаточно первой из них.
PC Week: C момента анонсирования СЭД EOS for MOSS прошло уже пять месяцев. Сколько предприятий и учреждений проявило интерес к этому продукту?
Ю. Н.: Хотя активную раскрутку данного продукта мы ещё не проводили, им уже заинтересовались десятки предприятий и организаций самых разных направлений деятельности. Несколько проектов уже начато. Это проект для Правительства московской области, крупной корпорации из Перми и ряда других. Это даже больше, чем мы ожидали. Среди заинтересовавшихся есть клиенты, которые уже успели почувствовать прелести MOSS, но хотят, чтобы этих прелестей было больше. Другой слой “интересантов” составляют заказчики, использующие “Дело” и желающие, не отказываясь от него, быстро развернуть свои внешние и/или внутренние корпоративные порталы. А некоторые потенциальные клиенты ещё не решили, что именно им нужно -- “Дело” или EOS for MOSS. Или и то и другое вместе.
PC Week: По вашим оценкам, сколько российских предприятий и учреждений уже приобрели лицензии на программу Microsoft Office SharePoint Server 2007?
Ю. Н.: Точные данные мне не известны, но, на мой взгляд, их счёт идёт на тысячи. По данным Microsoft в 2007 году было продано свыше 100 млн. лицензий. Не думаю, что Россия в этом контексте существенно отличается от других стран в ту или иную сторону. Полагаю, что цена продукта — менее 100 долл. за лицензию на одно рабочее место — вряд ли может быть сдерживающим фактором.
PC Week: Может ли пользователь системы EOS for MOSS работать с документами в режиме офлайн?
Ю. Н.: Может. В этом плане EOS for MOSS более демократичный инструмент, чем “Дело”. Он позволяет, в частности, “взять” документ домой, чтобы спокойно поработать с ним вечером или в выходные дни, а затем “вернуть” его в систему.
PC Week: В настоящее время многие предприятия и учреждения активно присматриваются к ОС Linux и продуктам с открытыми исходными кодами. Как вы относитесь к этой тенденции?
Ю. Н.: С точки зрения потребителя проблема выбора подходящего инструмента зависит от множества факторов. Если вам, например, время от времени приходится выкапывать в своём саду неглубокие ямки, то вполне можно обойтись недорогой тупой лопатой с сучковатым черенком. Но если вы являетесь профессиональным землекопом, для вас есть прямой смысл обзавестись острым и надёжным титановым инструментом, стоимость которого может окупиться за несколько рабочих дней. К чему я это говорю? А вот к чему. Цена рабочего времени сотрудников постоянно растёт. А программы, распространяемые в виде открытых кодов за символические деньги, на мой взгляд, всегда несколько сыроваты, и их разработчики, открывая исходные коды, как бы перекладывают на пользователей бремя тщательного тестирования этих программ. Едва ли работодателей обрадует, что их сотрудники часть своего рабочего времени тратят не на выполнение своих основных обязанностей, а играют роль “подопытных кроликов”.
PC Week: Бытует мнение, что открытое ПО дешевле закрытого. А то и вообще бесплатно для пользователя...
Ю. Н.: Это заблуждение. Отчасти оно объясняется тем, что многие путают открытое и свободно распространяемое ПО. Мощные программные продукты — это одни из самых сложных систем, создаваемых человеком. В их разработку и тестирование вкладываются огромные ресурсы. И они никак не могут быть бесплатными. Они были и будут дорогими. Более того, c повсеместным ростом стоимости рабочей силы они тоже неизбежно будут дорожать. Другое дело — методика продвижения этих продуктов. Клиента, например, можно заманить недорогой, а то и вовсе бесплатной версией продукта (вне зависимости от того, открыт или закрыт его код). Если же она ему понравится и он захочет перейти на полнофункциональную систему с определённым уровнем технической поддержки, то ему предложат за это заплатить. Одним словом, свободное и открытое ПО — это, как говорится, “две большие разницы”.
Разумеется, у программ с открытым кодом есть свои плюсы. Во-первых, их проще сертифицировать на соответствие требованиям компетентных органов. Во-вторых, изменив фрагменты кода, опытный пользователь может модифицировать эти программы с учётом специфики своей организации. Однако второй плюс тянет за собой минус: разработчик теряет контроль за качеством своего продукта и лишается возможности его грамотной технической поддержки.
PC Week: А вы-то свои продукты не планируете распространять по технологии Open Source?
Ю. Н.: Я не вижу предпосылок для перевода наших продуктов на технологии открытых кодов. Более того, такой вариант развития событий даже не рассматривался владельцами нашей компании. Свежие идеи — не всегда лучшие. Ну не легла нашим топ-менеджерам на душу идея открытых кодов. И вот почему. В программировании очень важна задача обеспечения надёжности. Поэтому тестирование ПО — не менее важный элемент его жизненного цикла, чем собственно разработка.
Так уж сложилось, что коммерческие коды ЭОС всегда очень тщательно протестированы, и за почти 15 лет существования нашей компании я не припомню случая, чтобы по вине наших программистов у кого-либо из пользователей продуктов ЭОС данные пропали или попали не туда, куда следует. А такие случаи в природе бывают. Иногда даже очень курьёзные. Кто-то рассказывал мне, что одна из весьма известных систем документооборота время от времени рассылала письма вовсе не тем адресатам, которых имел в виду отправитель.
PC Week: Главная тема сегодняшних СМИ — мировой финансовый кризис. Повлиял ли он на вашу компанию и спрос на ваши продукты?
Ю. Н.: По имеющимся у меня сведениям, в компании ЭОС финансовые показатели первого и второго кварталов были на уровне ожидаемых, а в III квартале они оказались выше аналогичных показателей прошлого года, но ниже ожидаемых. Сейчас трудно говорить, что будет в четвёртом, но если кому-то из наших потенциальных клиентов придётся свернуть свою хозяйственную деятельность, то ему, скорее всего, будет не до автоматизации документооборота.
Можно предположить, что в самом тяжелом положении окажутся розничные компании, которые широко пользуются заёмными деньгами, а в относительно выигрышном — госучреждения, финансируемые из бюджета. Тут складывается интересная ситуация. С одной стороны, все понимают, что во время кризиса надо экономить буквально на всём, а с другой стороны всем очевидно, что кризисная ситуация требует максимально эффективной работы управленческого аппарата как госучреждений, так и предприятий, которые окажутся в состоянии выжить в условиях кризиса. А наши решения как раз и нацелены на повышение эффективности деятельности управленцев.
PC Week: Не предполагает ли ваша компания в условиях кризиса предложить рынку облегченные варианты своих продуктов?
Ю. Н.: Мы не планируем этого. Совершенствование наших продуктов будет идти только по пути наращивания функционала. Что же касается возможности приобрести законченное решение, но без «излишеств», то такая возможность у наших клиентов всегда есть. Наши продукты имеют платные опции и потребитель может выбирать необходимую конфигурацию системы исходя из соотношения цена/качество. Например, если не предполагается использование цифровой подписи в документообороте предприятия на каждом рабочем месте, то можно существенно сократить расходы.
PC Week: Разве не все ваши партнёры проявляют интерес к EOS for MOSS?
Ю. Н.: Cреди более чем двухсот наших партнёров из России, Белоруссии и Украины есть небольшое количество фирм, которые работают только с продуктами, ориентированными на СУБД Oracle. Есть также партнёры, признающие исключительно то, что так или иначе связано с Microsoft. Но большинство партнёров — около 80% — всё же являются “всеядными”.
PC Week: Спасибо за беседу