Если где-нибудь случается лесной пожар, наводнение или другое стихийное бедствие, место для подвига есть не только у сотрудников МЧС или полиции. Оказывается, еще летом прошлого года в компании Cisco была создана группа добровольцев, которые вызвались помочь профессионалам в борьбе со стихийными бедствиями, поставив на службу им новейшие технологии. С тех пор, едва поступает сигнал тревоги, дежурная смена из компании Cisco под названием DIRT (Disaster Incident Response Team) облачается в спецодежду, берет рюкзаки с телекоммуникационным оборудованием и отправляется к месту происшествия. Туда она должна добраться максимум за 4 ч, чтобы обеспечить связь для полицейских, пожарных, медиков и прочих государственных служб быстрого реагирования. Правда, у них интересный транспорт — трейлер весом 12 т с говорящим названием NERV (Network Emergency Response Vehicle).
С помощью этой “чудо-машины” спасатели-добровольцы в состоянии предоставить базовые услуги связи уже через несколько минут после прибытия на место, причем мощный генератор и спутниковый канал VSAT с поддержкой VoIP позволяют обеспечить надежную связь практически в любой ситуации. Самое интересное — это комплектация машины, в которой помещается шесть рабочих мест: пять стоек с новейшими системами радио- и видеосвязи, телекоммуникаций и вычислений, а также оборудование для IP-сетей и сетей радиодоступа, не говоря уж о GPS для точного позиционирования. Есть и командный отсек — он оборудован большим плазменным дисплеем и разъемами для подключения к компьютерным сетям, видеоконференциям и услугам радиосвязи и IP-телефонии.
Но больше всего в этой ситуации поражает, какое количество телекоммуникационных услуг в состоянии использовать службы экстренного реагирования в США. Здесь и Land Mobile Radio (интеграция компьютерной сети с коммерческими сетями радиосвязи), и Call Manager Express (поддерживает голосовую связь с помощью фиксированных и беспроводных IP-телефонов), и Wireless Mesh Network (доступ к локальной сети и Интернету с помощью беспроводных IP-телефонов и ноутбуков), и технология IPICS, наводящая “мосты” между разнородными радиосистемами, которые находятся на вооружении разных спасательных групп и, как правило, не могут связаться друг с другом (она же помогает руководителю спасательной операции с помощью настольного телефона связаться с любой группой специалистов, с экипажами самолетов и вертолетов), а также WebEx (используется для конференц-связи), BroadWare (передает изображение со встроенных камер в любой центр управления), TelePresence 1000 (видеоконференции с высоким разрешением).
Яркий пример работы такого трейлера —спасательная операция в долине реки Сидар, где в результате наводнения были уничтожены тысячи домов и предприятий в районе Сидар-Рэпидс (шт. Айова, США). Тревогу забили на мукомольном заводе заказчика Cisco — компании Cargill, руководство которой обратилось к Cisco за помощью, попросив установить экстренную связь для временных офисов, которые были созданы, чтобы планировать и координировать восстановительные работы.
Три сотрудника подразделения тактических операций Cisco и доброволец из отряда DIRT прибыли на место в автомобиле NERV в 8:15 утра 19 июня. “Мы не ждали вас раньше полудня”, — искренне удивился встретивший их ИТ-менеджер компании Cargill. По рассказу инженера-разработчика программного обеспечения Cisco Дэйва Кауфмана (Dave Kaufman), “в 8:45 автомобиль NERV был готов к работе. В 8:50 менеджеры компании Cargill сели за компьютеры, установленные в автомобиле, и связались со штаб-квартирой. В 8:52 мы подали электропитание в городок автоприцепов, в 10:16 предоставили в распоряжение представителей Cargill виртуальную частную сеть с пропускной способностью 3 Мбит/с для установления связи между автомобильным городком и корпоративной штаб-квартирой в Миннеаполисе. Несмотря на полное отсутствие обычной связи в пострадавшем регионе, сотрудники Cargill смогли общаться со своей штаб-квартирой по телефону и обмениваться данными с помощью системы Cisco Call Manager.