Сегодня следует задаться теоретическим вопросом: как повлияет грядущий спад в экономике США на различные группы производителей систем хранения и продуктов для ЦОДов?
При всей важности их продукции для обеспечения непрерывности бизнеса компании, производящие системы хранения данных, решения для архивирования и восстановления после катастроф, сохранения документов в электронной форме, управления рисками и онлайновым хранением, конечно же не защищены от негативных макроэкономических тенденций.
И все же поскольку потребность в хранении непрерывно растущего объема электронной информации и обеспечении своевременного доступа к ним никуда не исчезает, представляется, что фирмы, специализирующиеся на системах хранения, вполне могут остаться одними из наиболее благополучных в секторе ИТ, несмотря на сокращение объема заказов.
Большинство пользователей и организаций не умеет правильно сортировать данные в цифровой форме. Слишком легко сохранять всё подряд и по мере необходимости просто покупать новые системы хранения. В конце концов чтобы отобрать и выбросить утратившие свою ценность файлы, нужны время и силы, а их нелегко найти для решения подобных второстепенных задач.
Кроме того, когда речь идет о бизнесе, новые федеральные законы и другие нормативные акты теперь требуют, чтобы на случай расследования сохранялся гораздо больший объем данных о бизнесе, чем раньше.
Так мы и живем, накапливая гигабайты, терабайты и даже петабайты личных и деловых документов, фотографий, видео, музыки, сообщений электронной почты и массы всего прочего.
Что думают в промышленности
Бенджамин Ву, специализирующийся на системах хранения аналитик из компании IDC, придерживается вполне оптимистического взгляда.
“Несмотря на неблагоприятные макроэкономические условия, у нас сложилось единое мнение, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе бизнес систем хранения будет наименее подвержен влиянию макроэкономических факторов”, — сказал Ву.
Хотя не приходится сомневаться, что инвестиции в новые системы хранения будут отложены, многие крупные финансовые институты, особенно JPMorgan Chase, Bank of America, Wells Fargo, Barclays, должны будут выделить (а в случае Chase — сохранить на прежнем уровне) значительные средства на ИТ и системы хранения в течение ближайших 6—12 месяцев, чтобы интегрировать приобретенные ими банки в свою структуру.
JPMorgan Chase купил Washington Mutual (1,9 млрд. долл.), BofA расширяет свой портфель за счет Merrill Lynch (34,9 млрд.), Wells Fargo находится в процессе приобретения Wachovia (15 млрд.), а Barclays поглощает Lehman Brothers (1,35 млрд. долл.).
В долгосрочной перспективе, прогнозирует Ву, большинство компаний законсервирует свой капитал. В прошлом подобные ситуации приводили к использованию кредита, главным образом в форме привлечения финансовых средств и лизинга.
“Но когда рынок кредитования практически пуст, можно рассмотреть возможность подписки на услуги провайдеров онлайнового хранения. В первую очередь это представляет интерес для небольших компаний, но не только для них, а также для средних и даже для крупных”, — считает Ву.
По его мнению, средние цены продаж скорее всего будут испытывать сильное давление, поскольку конечные покупатели попытаются растянуть имеющиеся в их распоряжении небольшие суммы по возможности на долгий срок.
“ Gо нашему мнению, те компании, кто еще не исчерпал свой ИТ-бюджет на текущий год, постараются расходовать средства более равномерно. Ведь во всем, что касается 2009 г., царит полная неопределенность”, — подвел Ву итог.
Главные движущие силы рынка систем хранения — экономический рост и автоматизация
Ричард Джонс из компании Burton Group, напротив, уверен, что закупки (читай: рост рынка) систем хранения определяются двумя факторами — экономическим ростом и автоматизацией бизнес-процессов.
На фоне макроэкономической ситуации, сказал Джонс, здесь можно отметить следующие тенденции:
- экономический рост замедляется, соответственно медленнее будет расти и рынок систем хранения;
- ИТ-подразделения молодых компаний будут вынуждены отказаться от наращивания инфраструктуры и заняться ее модификацией с целью повышения эффективности. Это несколько ускорит рост рынка систем хранения;
- когда компании терпят крах или попадают в сложное финансовое положение в условиях снижения общеэкономических показателей, количество судебных исков начинает расти экспоненциально. Поэтому те системы хранения, которые применяются главным образом для сбора документов, имеющих юридическую силу, будут пользоваться повышенным спросом.
“Второй тезис не вполне согласуется с динамикой ухудшения общеэкономической ситуации, — отметил Джонс. — Иными словами, когда экономический рост замедляется, ИТ-подразделения больше внимания уделяют повышению эффективности. Однако по мере углубления спада даже от таких проектов начинают отказываться, и главной задачей становится выживание. Соответственно расходы на системы хранения снизятся. В несколько меньшей степени это относится и к нашему третьему тезису”.
Дэйв Френд, генеральный директор провайдера онлайновых услуг резервного копирования Carbonite и ветеран индустрии систем хранения, заявил: “Ответов у меня нет, есть только гипотезы. Не исключено, что рядовые пользователи, малый бизнес и крупные предприятия будут реагировать на кризис совершенно различным образом”. Одна из таких гипотез состоит в том, что розничные потребители сталкиваются с трудностями (реальными или воображаемыми) и отказываются от всех расходов, кроме самых насущных. Например, я случайно узнал, что за последние месяцы некоторые не стали возобновлять подписку на журналы. Такого же эффекта следует ожидать и с подпиской на ПО и сервисы. Пока что речь идет о немногочисленных отказах, но готов поспорить, что такой эффект проявится”.
Carbonite, по словам Френда, оказывает услуги по подписке сроком на месяц или на год. У нее есть надежная точка отсчета, позволяющая измерять долю возобновивших подписку и заключивших договоры после опробования услуг компании.
“Подозреваю, что за этими цифрами уже скрывается небольшой эффект, о котором я говорил. Мы продолжаем их изучать, — пояснил Френд. — С другой стороны, 50 долл. в год никак нельзя считать большой платой за надежное хранение всех ваших документов и семейных фотографий. Так что большинство людей может рассматривать это просто как страховку и платить по-прежнему”.
Когда бюджеты урезаются, предприятия, как правило, начинают откладывать намеченные проекты или вовсе от них отказываться, поскольку для работы над ними не хватит людей.
“Не всегда решающую роль играет стремление просто сэкономить средства. На предприятиях имеются отлаженные процессы закупок, проведения испытаний и т. д. Для каждого из них требуются люди. Если набор персонала заморожен или идет сокращение кадров, приостанавливаются любые изменения в инфраструктуре. А это негативно влияет на закупку новых решений в области хранения”, — утверждает Френд.
О “финтифлюшках и бантиках” на время придется забыть
Грег Шульц, главный аналитик компании StorageIO и автор книги “"Зеленый" и виртуальный дата-центр”, сказал следующее: “Конечно, придется потуже затянуть пояса и отказаться от необязательных расходов на модернизацию имеющихся или приобретение новых продуктов — аппаратуры, ПО, сетевого оборудования или сервисов, иметь которые желательно, но не обязательно”.
По его словам, главное внимание будет уделяться технологиям, которые позволяют повысить производительность при меньших затратах электроэнергии и времени и при экономии производственных площадей. Значит, потребуются серверы, занимающие меньше места, но выполняющие больше операций, и устройства хранения оперативных данных, которые при тех же размерах производят больше операций ввода-вывода в секунду, имеют более широкую полосу пропускания либо записывают больше файлов, сообщений электронной почты или видео на каждый ватт потребляемой энергии.
“Или же, когда речь идет о редко используемых либо хранящихся без движения данных, желательно иметь, — подчеркнул Шульц, — больший объем хранения при тех же размерах и прежней стоимости устройства”.
От чего можно отказаться, зависит от конкретной организации, говорит Шульц. Например, некоторые предприятия отложат переход от магнитных лент к дисковым системам хранения, пока не исчерпают ресурс уже имеющегося оборудования. Другие, напротив, ускорят этот процесс в расчете на повышение производительности.
“Интересно понаблюдать за финансовыми корпорациями. Они перегружены в результате резко активизировавшейся торговли ценными бумагами и вынуждены трудиться сверхурочно, чтобы обработать все транзакции и передачи имущественных прав, провести вспомогательный анализ, ответить на возросшее число запросов регулирующих органов, аналитиков и простых людей, желающих знать, что стало с их пенсионными накоплениями”, — сказал Шульц.
“В отличие от 2001 и 2002 гг., когда банкротства были вызваны устранением “ошибки-2000” и крахом доткомов, а также от событий, последовавших после 11 сентября, сегодня уже нет такого количества простаивающей техники, как прежде, — считает Шульц. — Примечательно, что в последнее время, когда был сделан акцент на консолидацию ресурсов, их избыточность уже устраняли. Тем не менее на практике ключевые технологии могут получить дальнейшее распространение. Во всяком случае, вложения в них не должны существенно сократиться. Тогда как на технологиях, без которых можно обойтись, сокращение затрат отразится сильнее”.