Лопнувший в начале нынешнего десятилетия пузырь интернет-экономики мгновенно научил ИТ-специалистов: если всё идет так хорошо, что даже не верится, то верить и не стоит. Однако между рецессией 2001-го и тем, что страна переживает сейчас, есть большая разница: нынешний кризис грозит затронуть каждый американский дом и каждую американскую компанию, а не только какую-то одну отрасль или сектор экономики США.
Это, к сожалению, означает, что, несмотря на постоянный в последние годы рост ИТ, слабеющая экономика вполне может затормозить даже столь важную индустрию. Экономический застой уже заставил многие компании пересмотреть технологические статьи своих бюджетов и планы найма нового персонала. В результате на горизонте замаячила нерадостная перспектива сокращения ИТ-кадров или вывода таких должностей в другие страны ради экономии.
Так что же делать в таких условиях ИТ-специалистам? Сегодня, как никогда раньше, им нужно адаптировать свою подготовку к меняющимся из-за экономических катаклизмов требованиям бизнеса. Становится всё важнее демонстрировать свою ценность для работодателя и принимать тщательно взвешенные решения относительно своей карьеры. Приведенные ниже четыре рекомендации дадут ИТ-персоналу дополнительные шансы на выживание во время рецессии.
Совет № 1: давать видимые результаты
Экономический спад заставляет руководство многих компаний внимательнее анализировать доходы и расходы, следить за прибылью. И здесь кроется отличная возможность для сотрудников ИТ-службы продемонстрировать свою ценность для организации, изыскивая новые пути экономии денег или получения прибыли. От того ИТ-специалиста, который внес заметный вклад в общее дело — например, упростил какой-то процесс или нашел способ решать те же задачи с меньшим количеством серверов, — работодатель решит отказаться в последнюю очередь.
Совет № 2: не застаиваться в зоне комфорта
Во времена, когда из-за экономического спада многие компании сокращают ИТ-бюджеты, их сотрудникам ни в коем случае нельзя ограничиваться лишь своей традиционной ролью — пора принимать на себя новые обязанности. Это, конечно, заставит больше работать, но одновременно откроет отличную возможность научиться чему-то еще и продемонстрировать работодателю свою ценность для организации. Чтобы с большей вероятностью удержаться на рабочем месте, ИТ-сотруднику следует диверсифицировать опыт и всеми своими действиями показывать, что при необходимости руководство всегда может рассчитывать на его помощь. Работодателям нравятся те сотрудники, которые делом доказывают, что обосновались в компании надолго и ради карьеры готовы пройти лишнюю милю.
Совет № 3: использовать любую возможность для дополнительной подготовки
Рецессия, конечно, не время для того, чтобы уходить с работы и снова садиться за школьную парту, однако ИТ-специалисту все же стоит критически оценить имеющуюся у него подготовку и подумать о получении новых сертификатов и дипломов. В отрасли, где идет постоянное развитие и происходят непрерывные изменения, очень важно следовать новейшим техническим тенденциям и не прекращать освоение нового. Без этого о высокой конкурентоспособности на рынке труда нечего и думать. В условиях экономического кризиса кое-кто из работодателей может сократить штат ИТ-службы, однако вряд ли кто из них станет увольнять сотрудников, которые выполняют множество технических работ в интересах бизнеса.
То же самое можно сказать и найме сотрудников: работодателям нужны хорошо подготовленные ИТ-специалисты, обладающие самыми свежими знаниями и умениями в этой области.
Если же такой специалист решит продолжить свою подготовку, ему стоит рассмотреть все возможные варианты, включая онлайновые курсы и программы сертификации (они не требуют столько времени и денег, как получение звания магистра бизнеса или диплома о четырехлетнем высшем образовании).
Совет № 4: рассчитывать на лучшее, но готовиться к худшему
ИТ-специалисту очень важно постоянно думать о своей будущей карьере. Покидать корабль при малейшем волнении -- решение, конечно, не из лучших, однако заблаговременно беспокоиться о получении новых знаний и поддерживать широкие связи очень нужно. Это поможет быть в курсе того, что происходит на рынке труда, и встретить сокращение штатов, если оно произойдет, во всеоружии. В противном случае найти новое место работы окажется гораздо труднее.
Америка пережила множество рецессий, так что нынешняя — не исключение. Краткосрочные результаты спада в экономике могут пошатнуть положение многих ИТ-сотрудников, вселить сомнения по поводу стабильности своего рабочего места. Однако в долгосрочной перспективе экономика обязательно оживет, а вместе с ней восстановятся и рабочие места в сфере информационных технологий. Вот только когда это произойдет? Пока же ИТ-специалистам остается только демонстрировать свои лучшие качества и воспринимать нынешние времена как хотя и трудную, но интересную возможность построить свою карьеру, что в конце концов принесет весомое вознаграждение.
Рич Милгрэм является основателем и исполнительным директором компании Beyond.com. С января 1998 г. он превратил ее в настоящее Web-сообщество, охватывающее множество самых разных направлений. Входящие в него 15 с лишним тысяч сайтов предлагают деловым специалистам и корпорациям сервисы по развитию карьеры, бизнеса, жизни. При этом сам Рич является экспертом в области онлайнового найма, разработки ПО и приложений, дает консультации по вопросам построения карьеры, предпринимательства, защиты личных данных и другим подобным темам. Он имеет диплом бакалавра электротехники, полученный в Бостонском университете.