В России термин “юзабилити”(usability) начал активно упоминаться примерно три года тому назад. Он даже стал входить в названия многих форумов и других широкомасштабных мероприятий (см. PC Week/RE, № 24-25/2007). Не миновала чаша сия и открытую конференцию российского юзабилити-сообщества RusCHI “Всемирный день юзабилити”, прошедшую в Москве 13 ноября. Там стало известно, что в марте-июле этого года компания HCi.ru по заказу московского офиса Microsoft провела сравнительное юзабилити-тестирование коммерческого пакета MS Office 2007 и свободно распространяемого ПО OpenOffice.org 2.4. Цель исследования — в первом приближении оценить, какой выбор окажется для “среднестатистических” пользователей продукта MS Office 2003 предпочтительнее: переход на MS Office 2007, в интерфейс которого внесены весьма существенные (по сравнению с MS Office 2003) изменения, или переход на свободно распространяемое ПО OpenOffice.org 2.4 с интерфейсом, весьма похожим на интерфейс MS Office 2003.
В общих чертах процедура тестирования выглядела следующим образом. Был разработан ряд разных по сложности тестовых задач, каждая из них имитировала определённые этапы создания профессионального документа (отчёта, коммерческого предложения и т. д.), в котором важно не только содержание (текст, таблицы, диаграммы, картинки), но и оформление. При этом предполагалось, что типичный офисный работник создаёт в неделю от трёх до пяти документов. Таким образом, правильнее говорить о том, что тестировались не эти пакеты в целом, а лишь входящие в них текстовые редакторы (Word в MS Office и Writer в OpenOffice.org) и электронные таблицы (Excel и Calc, соответственно).
В качестве “подопытных кроликов” были отобраны люди, имеющие большой опыт работы с пакетом MS Office 2003. На выполнение каждой тестовой задачи им отводилось от 40 до 60 мин. При этом фиксировалось время выполнения заданий и велась видеосъёмка действий пользователей (с целью “архивирования” их эмоций в процессе работы).
По словам юзабилити-инженера HCi.ru Ксении Стерниной, итоги сравнительного тестирования русскоязычных вариантов данных продуктов показали, что с помощью пакета OpenOffice.org 2.4 было выполнено 78,5% заданий, в то время как для пакета MS Office 2007 аналогичный показатель составил 88%. Кроме того, как показала расшифровка “физиогномических” видеосъёмок, общая удовлетворённость от работы с MS Office 2007 оказалась выше, чем удовлетворённость от использования OpenOffice.org 2.4.
Причины лучших результатов MS Office 2007 организаторы тестирования объясняют тем, что в этом пакете хорошо отшлифованы многие мелкие детали. Причины же поражения OpenOffice.org 2.4 организаторы тестирования видят в том, что хотя интерфейс этого пакета внешне очень похож на интерфейс MS Office 2003, но некоторые принципы работы с документами в нём всё же несколько иные (хотя, возможно, и более правильные), чем в MS Office 2003. Одним словом, пользователям сложно отказаться от привычных моделей работы.
Можно предположить, что на результаты тестирования сильно повлиял выбор респондентов (да и методики исследования). Ведь если бы в качестве “подопытных кроликов” были взяты не пользователи проприетарного ПО, а “заядлые линуксоиды”, то результат тестирования мог бы стать прямо противоположным. “Наше исследование было пилотным, c небольшим количеством испытуемых, и мы не претендуем на его высокую статистическую значимость, — отмечает Ксения Стернина. — Первоначально планировалось провести ещё несколько подобных тестирований. Причём более широкомасштабных. Но согласитесь, что большинство офисных сотрудников всё же не “заядлые линуксоиды”. Во всяком случае, нам таковых разыскать не удалось. Правда, исходя из целей тестирования, мы их особо и не искали”.
Насколько результаты этого тестирования актуальны? Ведь недавно вышел свободно распространяемый пакет OpenOffice.org 3.0, который, по предварительным отзывам, намного лучше версии 2.4. Ксения Стернина отмечает: “Насколько мне известно, в OpenOffice 3.0 улучшена совместимость с MS Office, увеличена скорость работы и теперь его табличные файлы могут иметь более 1000 столбцов, но интерфейс и логика работы не изменились”.
Для полноты картины необходимо отметить, что существует коммерческий пакет StarOffice, разработанный компанией Sun Microsystems c использованием опыта сообщества OpenOffice.org. В настоящее время предлагается его восьмая версия, которую можно купить на сайте разработчика за 34,95 долл. Кроме того, недавно Sun выпустила StarOffice 9. По первым оценкам экспертов, этот коммерческий пакет быстрее и совершеннее бесплатного OpenOffice. Кроме того, он, как и его предшественники, обеспечивается технической поддержкой (другой вопрос, насколько эта поддержка совершенна). Однако в нашей стране продвижением этого пакета, похоже, никто целенаправленно не занимается. Но спрос на него есть. Особенно сейчас. “В текущей финансовой ситуации некоторые крупные российские компании в рамках сокращения ИТ-бюджета на лицензирование офисных продуктов активно запрашивают у нас информацию по данному пакету, рассматривая его как возможность снижения финансового бремени на лицензирование, — отметил руководитель отдела программных продуктов в СНГ московского офиса Sun Microsystems Виталий Титов. — Кроме того, они интересуются вариантами корпоративной поддержки пакета OpenOffice, что также возможно”.
По функциональности пакет OpenOffice, по мнению многих экспертов, вполне сопоставим с продуктом Microsoft. Прост он и в установке. Так, у автора этой заметки сей процесс занял всего 4 мин. Казалось бы, реальная альтернатива проприетарному ПО при оснащении новых рабочих мест. Но что же сдерживает широкое применение этого пакета в государственных и коммерческих организациях? Директор департамента информационных технологий Правительства Ульяновской области Эльсон Алеев отмечает, что “нас со школьной скамьи учат MS Office, а интерфейс у OpenOffice всё же другой. Пользователям это неудобно”. По его мнению, подавляющее большинство прикладных программ использует средства MS Office для построения отчётов или вывода какой-либо итоговой информации, в том числе для печати. Эти программы несовместимы с OpenOffice. Хотя OpenOffice и поддерживает формат .doc, но на практике есть моменты несовместимости. В первую очередь они связаны с форматированием текста и работой с таблицами”.
Бизнес-аналитик компании “ИнтерТраст” Алексей Назаренко к сдерживающим факторам распространения OpenOffice относит достаточно низкую информированность заказчиков, в особенности в региональных организациях и структурах власти. “Ко второй причине следует отнести обычное сопротивление изменениям при внедрении новой системы. Имея многолетний опыт взаимодействия с MS Word, работники многих организаций даже не догадываются о том, что интерфейсы этих систем во многом сходны. В тех ситуациях, когда ими выявляются различия (а некоторые опции OpenOffice отличаются от таковых в MS Word концептуально), у них возникает жёсткое неприятие новой системы”, — считает он. В качестве третьей причины г-н Назаренко называет явное агрессивное лоббирование коммерческими производителями офисных программных систем своих интересов, позволяющих им в той или иной форме добиваться крупных закупок у государственных и муниципальных структур.
Похоже, точку в истории борьбы между противоборствующими кланами за весьма привлекательный рынок офисного ПО ставить явно рано. Возможно, нынешний финансовый кризис внесёт в эту борьбу существенные коррективы.
Некоторые задачи, использовавшиеся в процессе сравнительного юзабилити-тестирования MS Office 2007 и OpenOffice.org 2.4
- Сделать так, чтобы изображение располагалось у правого края страницы, а текст обтекал его слева.
- На одной из страниц оформить текст в две колонки.
- Построить круговую диаграмму на основе части данных из уже созданной таблицы.
- Зафиксировать заголовок длинной таблицы, чтобы он был виден на каждой странице.
- Сделать так, чтобы при печати таблица умещалась на одну страницу.
- Сделать так, чтобы строки таблицы были выделены цветом через одну.