В ближайшие пару лет ИТ-отделы могут способствовать значительному повышению производительности труда предприятий, считает аналитическая компания Gartner. Однако для этого нужно решить ряд наиболее острых проблем.
Аналитики подчеркивают, что из-за нарастающей экономической нестабильности руководители компаний требуют от ИТ-отделов активнее участвовали в достижении целей бизнеса. Но бюджеты продолжают сокращаться, поэтому ИТ-директорам нужно сосредоточить максимум усилий на тех направлениях, которые оказывают максимальное влияние на рост производительности труда. Для этого им нужно решить девять вопросов, которые наиболее остро стоят перед ИТ-отраслью.
1. ИТ-отделы не успевают удовлетворять постоянно растущие запросы предприятий.
В последние годы компании требовали от ИТ-отделов усилить фокус на обслуживании заказчиков, внедрении новых продуктов и услуг, расширении географического охвата и поддержке бизнес-процессов. К сожалению, подавляющее большинство ИТ-отделов не обладает достаточным количеством специалистов, имеющих достаточный опыт для удовлетворения всех этих запросов, а ограниченный бюджет затрудняет наем новых высококвалифицированных кадров.
Gartner советует ИТ-директорам уделять больше внимания не поиску опытных сотрудников, а выбору и внедрению специализированных решений, направленных на достижение целей бизнеса.
2. Инфраструктуру нужно модернизировать, затраты — сокращать.
ИТ-отделы испытывают давление с двух сторон. С одной стороны, они вынуждены ускорять модернизацию ПО и оборудования для удовлетворения растущего объема запросов на обслуживание со стороны бизнес-структур предприятия и быстрого реагирования на требования бизнеса. Но с другой — от них постоянно требуют сокращения расходов.
Gartner рекомендует сфокусироваться на самоокупаемых проектах модернизации, которые позволяют быстро оправдать затраты, и приводит в качестве примера консолидацию инфраструктуры и упрощение служебных операций.
3. Необходимо обеспечить подотчетность бизнеса для управления безопасностью и рисками.
Управление безопасностью и рисками связано с решением не столько технических, сколько организационных задач. Менеджер по ИТ-рискам должен убедить пользователей и руководителей бизнес-подразделений, чтобы они в письменной форме зафиксировали свою ответственность за остаточный риск*, связанный с применяемыми ими системами и процессами. Кроме того, этому менеджеру следует разработать механизмы для разделения сферы ответственности за остаточный риск и сопряженные с риском решения — например, подготовить формы с образцами подписей, выработать процедуры и правила, которые касаются принятия ответственности за риск.
4. Отсутствие поддержки технологии бизнес-анализа со стороны высшего руководства.
Многие ИТ-директора жалуются на отсутствие в их компаниях стратегии развития средств бизнес-анализа (Business Intelligence, BI) и поддержки этой технологии со стороны бизнес-руководителей. Зачастую это связано с тем, что руководители применяют для принятия решения доморощенные методы и программы и вполне довольны таким положением дел.
Gartner предлагает ИТ-директорам свои модели Business Intelligence and Performance Management Framework и Four Worlds, позволяющие построить полный и интегрированный план реализации BI-инициатив, который поможет доказать руководителям, какую отдачу они получат от инвестиций в BI.
5. Провайдеры услуг не всегда обеспечивают то, что обещают.
Много вопросов связано с контрактами на обслуживание, заключенными со сторонними компаниями. Хотя пользователи считают себя компетентными покупателями услуг аутсорсинга, обеим сторонам следует проявлять больше гибкости при выработке условий и вариантов, упомянутых в контракте. Провайдеры имеют большой опыт и могут дать полезный совет пользователям, если те собираются включить в контракт неполные или неправильные общие положения и условия.
6. Отсутствие в компании единства во мнениях и взглядах, связанных с ИТ.
Между различными ИТ-командами и отделом, занятым развитием корпоративной архитектуры, часто возникают разногласия, связанные со стратегическим планированием. Чтобы сократить число различных точек зрения на выработку направления развития архитектуры и создание решений, Gartner рекомендует всем заинтересованным сторонам сфокусироваться на трех основных ИТ-дисциплинах: корпоративной архитектуре, управлении бизнес-процессами и управлении сервисами.
7. Стоит ли обновлять приложения? Если да, то когда?
Многие предприятия выполняют ответственные, связанные с риском операции с помощью систем, разработанных десятки лет назад программистами, давно покинувшими компанию, или вендорами, ушедшими с рынка. Бизнес-приложения, которые работают на устаревших или изношенных компьютерах и оборудовании, нужно переносить на современную инфраструктуру. Но доводы в пользу модернизации зачастую вызывают споры или просто игнорируются руководством. К тому же при выборе времени для обновления нужно учитывать интересы инвесторов и акционеров. Несмотря на то что полностью заменить нужно не все приложения, поскольку некоторые нуждаются лишь в частичной модернизации, сложность и масштаб этой задачи превышают возможности имеющейся ИТ-команды и требуют расширенного финансирования. Поэтому, подчеркивает Gartner, в данном случае не обойтись без специального единовременного бюджета, например такого, который обычно выделяют на реструктуризацию компании.
8. Перед кем должны отчитываться специалисты по бизнес-процессам?
По мнению Gartner, предприятиям следует создать подразделение, занятое организацией бизнес-процессов, например центр компетенции, сотрудники которого будут отчитываться перед главным операционным директором. В этом отделе должны работать лишь несколько экспертов, но на время реализации конкретных проектов к ним будут присоединяться специалисты по данной отрасли, по бизнес-процессам и ИТ-профессионалы, которые после завершения работ вернутся в свои подразделения.
9. Сколько формализованных процессов необходимо для управления программами и портфелями проектов?
Одни считают, что увеличение степени формализации бизнес-процессов и усиление контроля приводит к тому, что компания становится менее гибкой и плохо приспособленной к внедрению новых проектов. Другие поддерживают формализацию процессов и контроль за выполнением заданий по реализации проектов, уверяя, что повышение дисциплины позволит получить гораздо лучшие результаты, чем раньше. Но, по мнению Gartner, будущее технологии управления программами и портфелями проектов (Program and Portfolio Management, PPM) не связано ни с одной из этих точек зрения. В скором времени постоянные изменения проектов станут привычными, ожидаемыми и широко распространенными. Поэтому PPM-методы будут более детализированными, т. е. учитывающими совсем небольшие объемы работ, что позволит вносить коррективы в любой момент выполнения проекта.
В заключение аналитики рекомендуют ИТ-директорам использовать нынешнее время для решения перечисленных вопросов. Ведь после завершения кризиса им придется заняться новыми задачами, которые поставит перед ними руководство, и если они последуют этому совету, то у них будет меньше проблем в будущем.
* Риск, который остается после выполнения всех требований безопасности.