Роль государства как потребителя ИКТ в России постоянно растет, причем процесс информатизации уже давно вышел за рамки центральных ведомств, постепенно охватывая и региональные структуры. В целом это безусловно отрадное явление, хотя издержек на данном пути тоже немало. О том, с какими задачами и проблемами приходится сталкиваться при автоматизации органов городской власти, включая внедрение систем электронного документооборота (СЭД), наш специальный корреспондент Владимир Митин беседует с начальником управления по информационным ресурсам администрации Нижневартовска Сергеем Сидоровым. Напомним, что Нижневартовск является вторым по величине городом Ханты-Мансийского автономного округа (историческое название края — Югра) и сейчас насчитывает около 240 тыс. жителей.
PC Week: Когда было создано возглавляемое вами управление по информационным ресурсам администрации Нижневартовска?
Сергей Сидоров: Еще в 1995 г. в администрации города был образован отдел автоматизации. Я стал руководителем этого отдела в результате соответствующего конкурса. Сегодня это управление, оно насчитывает 20 человек. Несколько большую численность ныне имеет и аналогичное подразделение администрации Сургута — города, сравнимого с Нижневартовском по численности населения.
PC Week: Из каких средств финансируются работы по внедрению различных информационных технологий, позволяющих повысить эффективность деятельности администрации Нижневартовска?
С. С.: Частично — из средств многоэтапной окружной целевой программы “Электронная Югра”, разработанной Комитетом по информационным ресурсам администрации губернатора Ханты-Мансийского автономного округа. По своим целям эта программа определённым образом связана с ФЦП “Электронная Россия”. В настоящее время идёт её второй этап, а третий, рассчитанный на срок до 2011 г., находится в стадии разработки. Большая часть работ по внедрению ИТ-проектов, в том числе и СЭД, финансируется из городского бюджета. Есть у нас и городская ИТ-программа с трёхгодичным периодом — она называется “Электронный Нижневартовск”. Сейчас мы работаем над редакцией, рассчитанной на 2009—2011 гг.
PC Week: Как сказывается нынешний кризис на финансировании ИТ-подразделений государственных и муниципальных учреждений?
С. С.: Финансирование ранее заключённых договоров осуществляется в первоначально предусмотренном размере. Другое дело, что реализация каких-то новых проектов может быть отложена, будут отбираться самые приоритетные, эффективные.
PC Week: Сейчас ходит много разговоров о необходимости перевода госучреждений на Linux и так называемое свободное ПО (СПО). При этом с высоких трибун ставятся в пример некоторые весьма развитые страны, где Windows вообще объявлена вне закона для госсектора. Как вы относитесь к разговорам такого рода?
С. С.: В нашей корпоративной сети сейчас функционирует около сорока различных информационных систем, которые изначально не являлись кроссплатформенными. Они вводились в эксплуатацию в течение последних десяти лет, когда задача отказа от Windows, других продуктов Microsoft не ставилась и не предполагалась. Переход к CПО будет трудозатратен. К сожалению, нам не известен пока опыт успешного перехода на CПО в органах государственной власти или местного самоуправления в других регионах.
PC Week: Что дало внедрение современной СЭД в администрации вашего города?
С. С.: В первую очередь это новое качество работы всех участников процесса подготовки документов. Я обращаю внимание на качество, а не на скорость подготовки, согласования, принятия решений. Поскольку скорость — не самоцель. Благодаря скорости и удобству поиска СЭД даёт возможность (и это действительно происходит) воспользоваться при подготовке решений большим количеством ранее принятых, как-то связанных с вопросом документов, прочитать, не распечатывая, только нужный фрагмент найденного документа, перейти к следующему. Можно без труда привлечь при решении конкретного вопроса большой объем дополнительной информации, что немыслимо, нереально по трудозатратам и срокам при ведении бумажного документооборота. Таким образом, СЭД — это более высокое качество принимаемых решений.
Благодаря одновременному согласованию организационно-распорядительных документов обеспечивается оперативность и скорость принятия документа. Правильная организация труда чиновников, плановость работы не требуют согласований в авральном режиме. Однако регламентом работы в СЭД предусмотрена возможность согласования организационно-распорядительных документов (ОРД) за четыре дня. Хорошо подготовленные или не предполагающие больших разногласий ОРД могут быть согласованы в случае надобности и за один день вне зависимости от количества необходимых виз.
Здесь время сказать о масштабе работающей СЭД. Это распределенная система, что обусловлено размещением структурных подразделений администрации в 14 различных зданиях, находящихся в разных районах города. Корпоративная сеть администрации состоит соответственно из 14 локальных сетей, связанных выделенными каналами с пропускной способностью от 2 до 10 Мбит/с. Из 600 пользователей корпоративной сети программными средствами СЭД обеспечены около 300 работников. Сегодня в системе циркулирует около 250 тысяч документов, введенных в систему за три года ее промышленной эксплуатации. Количество вводимых за год документов (входящих, исходящих, внутренних, ОРД, договоров, обращений граждан) приближается к 100 000.
Контроль исполнения документов перестал быть функцией только специально назначенного работника, который формирует отчеты об исполнении документов в целом по администрации и в разрезе структурных подразделений. Прозрачность прохождения документов, обеспеченная СЭД, делает контроль простым и повседневным делом для каждого руководителя.
PC Week: С какими проблемами приходится сталкиваться при внедрении новых ИТ?
С. С.: Сегодня уже нет нужды убеждать кого-то в необходимости применения ИКТ. Есть вопрос цены. Есть слабые надежды руководства муниципалитета на то, что необходимые информационные технологии будут предоставлены “свыше” и не нужно будет “бежать впереди паровоза”. Для органов местного самоуправления (ОМС) необходимость ведения дел с использованием информационных систем предусмотрена в целом ряде федеральных законов: 94-ФЗ, Градостроительный кодекс и другие. Только вот самих ИС к моменту выхода и вступления в силу соответствующих законов нет.
Для среднего муниципалитета разработка серьезной ИС — задача неподъемная, да и полномочий на такую деятельность он не имеет — не “местного значения” это вопрос. Но жизнь граждан, как известно, протекает здесь, в муниципальных образованиях. И очереди, возникающие в результате неуклюжих действий властей всех уровней, — тоже здесь. Поэтому и происходит разработка собственными силами ПО для исполнения нового закона. В девяностые годы такой местный энтузиазм был оправдан — на рынке не было почти ничего. Централизованно разработанного ПО (кроме системы “ГАС-выборы”) — тоже не было, как и разграничений полномочий, и передовые муниципалитеты с не самыми бедными бюджетами силами своих ИТ-команд или по договору автоматизировали, как умели, свои администрации.
Сегодня — это нонсенс, когда есть закон, предполагающий для своего исполнения использование ИС, а самой ИС нет. Законодателем отработана формула в тексте документа (она кочует из закона в закон), которая звучит примерно так: “технологические, лингвистические … требования сформулирует [потом] правительство…”. Где-нибудь через полгода эти требования появляются, но ИС все еще нет; с этого момента, по-видимому, начинают готовиться конкурсные процедуры, затем разработка, затем пилотные территории, обкатка… В общем, уходят годы.
И вот все это время (повторюсь — годы) на территории муниципального образования делается что-то свое, обкатывается, отрабатывается. К собственному продукту привыкает персонал (продукт — штучный, заточенный под местный сложившийся опыт, и передаче, распространению не подлежит). Создание такого продукта — затратно (умножьте эти затраты на тысячи муниципалитетов). Поддержка и развитие вдогонку за изменяющимся законодательством становятся нецелесообразными — когда наконец на рынке появляются профессионально сделанные продукты. А муниципалитет (может быть, уже субъект федерации) тратится второй раз на универсальный продукт, причем к большому неудовольствию консервативных конечных пользователей, которых нужно опять обучать (за деньги, разумеется).
Эта печальная практика, конечно же, должна уйти в прошлое. Для госорганов, органов местного самоуправления необходимы типовые программно-технические решения. Они не должны запаздывать, иначе описанный механизм будет включаться в многочисленных муниципалитетах снова и снова, бессмысленно расходуя бюджеты всех уровней.
Есть примеры, заслуживающие повторения и тиражирования: повсеместно работающая система “ГАС-выборы”, централизованное решение проблемы обеспечения лицензионным ПО общеобразовательных учреждений. Цена вопроса в последнем примере, безусловно, высока. Но трудно представить, какой суммарной ценой эта проблема решалась бы самостоятельно школами или муниципалитетами.
“ГАС-выборы” — проект 90-х годов. Тогда не было Интернета, почти. Тем не менее — повсеместное внедрение. Тяжелое, но оправданное. ПО для школ — проект современный, выглядит легким и красивым: доступным, прозрачным, своевременным, быстрым, одновременным. Эти последние слова можно было бы предложить в качестве принципов внедрения типовых программно-технических решений для органов власти и местного самоуправления, да слишком громко звучит. Ведь все это кроме своевременности легко реализуется благодаря Интернету.
Сегодня проблемы информационного общества, электронного правительства, предоставления электронных услуг рассматриваются на самом высоком государственном уровне. Я имею в виду подписанную Президентом РФ “Стратегию развития информационного общества”, заседание президиума Госсовета по этому вопросу и пакет правительственных документов, связанных с административной реформой и электронным правительством.
В связи с этим в муниципальном образовании встает задача обеспечить готовность к использованию конкретных результатов исполнения этих документов: типовых программных решений, типовых электронных регламентов взаимодействия, первых примеров предоставления государственных и муниципальных услуг на основе общегосударственного информационного центра. Поэтому в муниципальном образовании ведется работа по подготовке минимально необходимой инфраструктуры: обновление парка техники в организациях, предоставляющих муниципальные услуги, расширение муниципальной информационной сети, обеспечение лицензионным ПО, аттестация рабочих мест по требованиям защиты информации, обучение персонала и др. Перечисленные мероприятия включены в городскую целевую программу “Электронный Нижневартовск 2009--2011” и направлены на цели обеспечения готовности к предоставлению муниципальных электронных услуг, реализации других социально-значимых проектов.
PC Week: Спасибо за беседу.