В середине ноября в Москве прошла научно-практическая конференция “Центры поддержки принятия решений, мониторинга и управления. Практика построения”. Под столь длинным названием подразумевается множество самых различных помещений, оборудованных по последнему слову техники, таких как ситуационный центр для руководителя (корпорации, города, региона, страны), информационно-аналитический центр, центр мониторинга, центр управления кризисными ситуациями, штаб оргкомитета крупного общественного мероприятия, командный пункт и т. д. Далее мы для краткости будем называть их ситуационными центрами (СЦ).
Выбор места проведения научно-практической конференции — конференц-зал ОАО “Газпром” на улице Наметкина — оказался весьма символичным: ситуационные центры востребованы сегодня в первую очередь крупными холдингами и государственными структурами. В кризисные времена, когда приходится оперативно принимать важные решения, опираясь на огромное количество информации с самыми разными формами представления, их применение становится особенно актуальным.
Инженерно-технические решения по построению СЦ — будь то проекторные системы или видеостены из проекционных кубов, оборудование для обработки информации, проведения видеоконференций и селекторной связи — на сегодня хорошо отработаны и даже во многом стандартизированы. Консультант Управления информационных систем спецсвязи ФСО РФ Николай Демидов сообщил, что органы государственной власти в настоящее время имеют и используют около двадцати СЦ. Его ведомство даже подготовило стандартные методические рекомендации по созданию новых ситуационных центров. Несколько отечественных компаний, включая организатора конференции ЗАО “Полимедиа”, выполняют такие проекты “под ключ” в короткие сроки, заодно обеспечивая инфраструктуру бесперебойного электроснабжения и кондиционирования. Серьезных технических проблем при построении самих СЦ не возникает, а потому участники конференции сосредоточились на вопросах эргономики, информационно-аналитического обеспечения, организации стратегических совещаний в сети СЦ, оптимизации структуры поддерживающих служб, занятых мониторингом, анализом, предварительной обработкой поступающей информации и моделированием событий.
Первый заместитель начальника управления связи и автоматизированного управления войсками главного штаба внутренних войск МВД России Сергей Ревин заявил, что для его организации ситуационный центр — не панацея. “Нужно говорить о центре управления, а это целый комплекс, включающий центр мониторинга, диспетчеризации и СЦ, а также службы обеспечения”, — отметил он.
Дело в том, что принимая решения, руководители выбирают варианты, заранее подготовленные на основе данных, над которыми предварительно трудятся эксперты, референты и их ассистенты. Как правило, руководители проводят в СЦ немного времени — максимум несколько часов в неделю. В остальное время, а это полторы-две смены в сутки, СЦ работают в режиме просмотровых залов или аналитических центров. В них же иногда ведётся мониторинг ситуации, анализ данных и подготовка к их отображению в наиболее наглядном и удобном виде.
Как рассказал Николай Демидов, в тех случаях, когда серьезные совещания проводятся на выезде, в органах государственной власти используют выносной мультимедийный комплекс (ВМК) ситуационного центра, состоящий из информационной панели, двух компьютерных системных блоков (для видеосвязи и для отображения информации) и набора аудиовизуальной и телевизионной аппаратуры. Всеми перечисленными устройствами можно управлять с помощью универсального пульта ДУ. ВМК обеспечивает получение актуальных данных из информационных фондов СЦ и информации от СМИ, воспроизведение информации с носителей различных типов, а также проведение сеансов видеоконференций. По сути ВМК — это выносная часть СЦ.
Почти все докладчики говорили о взаимодействии СЦ с различными информационными системами: ГИС, электронными СМИ, правовыми базами данных, ведомственными сетями и т. д., — то есть о дальнейшей информационной интеграции нашего общества.