В первой половине ноября японские компании Panasonic и Sanyo Electric объявили, что в ходе начатых между ними переговоров обсуждаются вопросы, связанные с созданием производственно-делового альянса. На практике это будет означать вхождение Sanyo в состав Panasonic на правах подразделения с сохранением, по крайней мере в ближайшей перспективе, собственного бренда. О принятых по итогам переговоров решениях стороны обещали оперативно проинформировать общественность, заявив, что в любом случае это произойдет до конца нынешнего года.
Один из главных вопросов, который надо решить в обозначенные сроки, связан с ценой сделки. Чтобы получить контроль над Sanyo, компания Panasonic прежде всего должна урегулировать финансовые аспекты с тремя главными инвесторами Sanyo — Goldman Sachs Group, Daiwa Securities SMBC и Sumitomo Mitsui Banking, суммарная доля которых составляет 70% акций. Эти три организации в январе 2006-го спасли испытывающую в последние годы немалые финансовые трудности фирму от банкротства (опасность которого наступила как из-за уменьшения доходов Sanyo, так и вследствие ущерба от землетрясения, нанесенного её заводу по производству полупроводниковых микросхем), вложив в неё в общей сложности порядка 2,6 млрд. долл. Panasonic намерена выкупить находящийся в руках тройки инвесторов пакет акций Sanyo. По расчетам экспертов, это приобретение может обойтись компании в сумму от 4 до 9 млрд. долл., однако даже максимальная оценка не должна создать для покупателя проблем, поскольку Panasonic имеет 10 мрлд. долл. наличности.
В результате поглощения Sanyo компания Panasonic становится “электронным гигантом”: как прогнозируют специалисты, по итогам текущего финансового года, который для обеих фирм завершится 31 марта 2009-го, их совокупный оборот составит 11,2 трлн. йен (116,8 млрд. долл.) и превысит годовой объем продаж (110 млрд. долл.) нынешнего лидера японского рынка электроники и бытовой техники — Hitachi. Первенство на национальном уровне будет подкреплено вторым местом в соответствующем сегменте мирового рейтинга, в котором Panasonic расположится сразу вслед за американской корпорацией General Electric.
Sanyo может пополнить портфель Panasonic широким спектром продукции. Однако, как отмечают эксперты, интересы Panasonic и “синергетический эффект” от сделки главным образом связаны с бизнесом Sanyo в области аккумуляторных батарей и так называемых “солнечных панелей” — энергетических устройств для преобразования энергии излучения Солнца в электрическую.
Sanyo является самым большим в мире производителем ионно-литиевых аккумуляторов для ноутбуков, сотовых телефонов, цифровых камер и другой портативной техники, поставляя источники питания в том числе и по OEM-соглашениям. По информации японских финансовых аналитиков, доходы фирмы от этого направления бизнеса превышают 3,8 млрд. долл., а его прибыльность находится на уровне 9%. Оборот Panasonic от соответствующего направления не достигает и половины показателя Sanyo при норме прибыли 7%, что обеспечивает компании четвертую позицию на глобальном рынке. Соединение ресурсов укрепит позицию объединенной компании также в перспективном сегменте аккумуляторов для гибридных автомобилей, а в будущем — электромобилей. В этой сфере Sanyo работает над источниками питания в содружестве с автомобилестроителями из компаний Ford, Honda и Volkswagen, а Panasonic сотрудничает с фирмой Toyota.
Позиции Sanyo на рынке солнечных панелей менее убедительны: эксперты ставят компанию на седьмую позицию глобального списка производителей этой продукции. Фирма уступает здесь, в частности, и японским (Sharp), и немецким (Q-Cells), и китайским (Suntech Power Holdings) конкурентам. Однако Panasonic до сих пор вообще не была представлена на данном рынке, так что и в данном случае плюсы от сделки очевидны.
Правда, хотя специалисты единодушно отмечают перспективность бизнеса на обоих направлениях (аккумуляторные батари и солнечные панели) нынешние трудности мировой экономической и финансовой систем, по мнению некоторых экспертов, могут замедлить реализацию имеющегося у компаний потенциала. Так, падение цен на нефть снижает на время актуальность разработки и использования альтернативных источников энергии (солнечные панели), а спад на потребительском рынке в целом и в автомобильном сегменте в частности уменьшает интерес автопроизводителей к внедрению новых технологий.
Между тем если ситуация с аккумуляторами и солнечными панелями вполне ясна, то в отношении других направлений бизнеса остается немало вопросов. Спектры продукции обеих компаний частично пересекаются: каждая из них, например, работает на рынке проекционного оборудования, цифровых фотокамер, потребительской электроники и бытовой электротехники.
При этом не всегда в одном и том же сегменте компании придерживаются одинаковых моделей бизнеса. Например, Sanyo является крупным контрактным производителем цифровых фотокамер (предпринятые фирмой несколько лет назад попытки продвижения изделий под собственной маркой в данном случае не увенчались успехом), а Panasonic поставляет цифровую фото- и кинотехнику под своим брендом.
Катализатор консолидации
Ряд экспертов рассматривает сделку между Panasonic и Sanyo как некий триггер, способный запустить в деловом мире Японии процессы слияний и поглощений. Аналитики считают, что на местном рынке, особенно в сегменте потребительской электроники, действует слишком много поставщиков.
Результаты деятельности компаний на одном и том же направлении также могут значительно различаться: скажем, по итогам прошлого финансового года подразделение бытовой техники Sanyo оказалось убыточным (убытки составили 2% доходов), а аналогичное направление у Panasonic — прибыльным (свыше 6%).
Таким образом, как считают эксперты, в результате сделки с Sanyo перед Panasonic встанет серьезная задача реструктуризации объединенного бизнеса. Тем не менее руководители Panasonic уверены, что ресурсы Sanyo помогут их компании быстрее добиться поставленной цели — обеспечить 10-процентную прибыльность.
Возвращение в лоно
Любопытно, что нынешняя сделка между Panasonic и Sanyo означает в каком-то смысле возвращение к их историческим корням, поскольку фирма Sanyo Electric была создана выходцем из Panasonic Тосио Иуэ. Прежде чем открыть собственную фирму, он в течение продолжительного времени работал в Matsushita Electric (ныне — Panasonic), в немалой степени поспособствовав развитию бизнеса и росту авторитета этой компании. Он был правой рукой её основателя Коносукэ Мацуситы, который к тому же был женат на одной из сестер Иуэ.