За последний месяц к числу телерадиоассоциаций в стране прибавилось еще две: Ассоциация разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ) и “Цифровой альянс России”. Чем можно объяснить такую активность в сфере телевидения и радиовещания? Ведь до сих пор вполне хватало существующих объединений, таких как Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ), Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) и Российская ассоциация радио (РАР).
Для появления каждой из них нужны были объективные причины, и они для этого, похоже, есть. Сегодня на повестке дня остро стоит вопрос перехода от аналогового телерадиовещания к цифровому. Существующие государственные структуры, предназначенные для управления развитием теле- и радиовещания (ТВ/РВ), явно оказались малоэффективными, не способными преодолевать новые вызовы цифровой эры.
Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания после нескольких лет работы смогла сформировать только концепцию развития ТВ и РВ, документ довольно компромиссный и явно запоздалый, и уже более года не может разработать федеральную целевую программу (ФЦП) развития телерадиовещания РФ до 2015 г., в которой должны быть конкретизированы мероприятия по переходу ТВ страны от аналоговых технологий к “цифре”, а также источники инвестиций (см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=105222).
Созданный полгода назад в Минкомсвязи департамент цифрового телевидения и использования новых технологий в СМИ за недолгий период своего существования также не блеснул сколько-нибудь заметным результатом. А что уж говорить про экспертную комиссию Минкомсвязи, образованную лишь в нынешнем сентябре? Выяснилось, что несмотря на обилие официальных и общественных организаций, отвечающих за развитие ТВ и РВ, вести страну в эру цифрового телевидения некому. Время, отведенное международными организациями на цифровизацию эфирных сетей, идет, но дело практически не сдвигается с мертвой точки.
Например, остро сказывается отсутствие национального территориально-частотного плана цифрового вещания и источников его финансирования — это ставит под вопрос реализацию договоров по утверждению трансграничных частот с соседними государствами. И если такие договора до 2015 г. не будут подписаны, мы не сможем опираться на ранее принятые решения Международного союза электросвязи и других интернациональных организаций.
Похоже, чиновники от телевидения нашли оригинальный выход из положения: то, что не удается многочисленным официальным структурам, должно быть по силам новой общественной организации, именуемой “Цифровой альянс России”, с инициативой о создании которой выступил президент НАТ Эдуард Сагалаев. А возглавит ее министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Так что новый орган будет носить характер общественно-государственного объединения, консолидирующего усилия государства, бизнеса и научно-технического сообщества в деле обеспечения цифровой революции в стране.
И НАТ, и АКТР уже выразили готовность совместно работать в рамках “Цифрового альянса России”. В числе первых вступающих и Ассоциация разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания, организованная осенью нынешнего года. Впервые идея ее создания прозвучала в выступлении представителя Министерства промышленности и торговли РФ на научно-технической конференции Московского научно-исследовательского телевизионного института (МНИТИ) в минувшем октябре (см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=115479).
Конференция эту идею поддержала, а дальше последовало поручение заместителя министра промышленности и торговли Юрия Борисова руководителям двух ведущих предприятий телевизионной подотрасли — питерской фирмы МАРТ (“Мощная аппаратура радиовещания и телевидения”) и столичного института МНИТИ — провести подготовительную работу и созвать учредительное собрание компаний, заинтересованных в создании АРПАТ.
Стоимость цифровизации ТВ/РВ превышает 10 млрд. долл., и весьма важно, на кого будет опираться этот очередной национальный проект — на зарубежных вендоров или отечественных производителей. В РФ сохранился целый комплекс предприятий промышленности средств связи (ПСС), радиопрома и электроники, работающих под эгидой Минпромторга и нацеленных на выпуск профессиональной техники для ТВ/РВ и бытовой радиоэлектронной аппаратуры.
Сложившаяся в последние 15 лет практика ориентации российского рынка на импортное оборудование объективно приводит к постепенному вытеснению отечественных производителей с нашего внутреннего рынка теле- и радиоаппаратуры, сокращению числа рабочих мест в производстве средств связи, ТВ и РВ. Кроме того, отсутствие достаточно емкого внутреннего рынка отечественного оборудования, особенно профессиональной техники, является объективной причиной, тормозящей развитие электронной промышленности в нашей стране.
С точки зрения российской промышленности такое положение недопустимо, особенно в период 2009 —2015 гг., когда прогнозируется резкое ускорение развития техники цифрового телевидения и ее переход на принципиально новый технологический уровень. Целью создания АРПАТ является защита корпоративных интересов отечественных производителей аппаратуры для ТВ/РВ на этапе перехода к “цифре”.
Конечно, оптимально было бы объединить российских производителей оборудования для ТВ/РВ под одной крышей — например, включить их в состав холдинга “Ростехнологии”, который смог бы найти средства для финансирования НИОКР и модернизации производственной базы этих предприятий, а также успешно защитить их права на рынке. Но “Ростехнологии” и так уже взяли под свое крыло 426 фирм, на которых висит 120 млрд. руб. долга. Новые нагрузки ему, похоже, не нужны.
В итоге АРПАТ стала платформой для объединения в рамках частно-государственного партнерства пятнадцати предприятий из четырех федеральных округов страны: Северо-Западного, Центрального, Сибирского и Южного. В их числе — питерские РИМР, завод им. Н. Г. Козицкого, МАРТ и НИИТ, московские МНИТИ, НИИР, “Алмаз-Антей Телекоммуникации”, омские “Иртыш” и ОНИИП. Фактически это попытка в той или иной форме воспроизвести ту кооперацию предприятий телевизионной подотрасли ПСС, которая существовала в рамках Минпромсвязи СССР. Вот и получается, что в нашей стране частно-государственные альянсы вынуждены решать те вопросы, которые не в состоянии осилить официальные структуры. Только смогут ли они сделать это?