Последний год выдался для IBM крайне напряженным: за это время она не только приобрела фирму Cognos, но и выпустила ряд новых продуктов. Очень важную роль в разработке и развитии ее стратегии IOD (Information On Demand — информация по запросу) сыграл старший вице-президент IBM по программному обеспечению Стив Миллз, занимающий одно из ключевых мест за штурвалом корпорации. Курируемая им программа сочетает в себе средства управления данными, аналитику, специализированные отраслевые приложения и сервисы, а главная ее цель — помочь бизнесу эффективнее использовать свои данные. Стив Миллз поделился своими мыслями об IOD, облачных вычислениях и технологии SaaS (Software as a Service) с обозревателем eWeek Брайаном Принсом.
eWeek: Говорят, что IBM бизнес-приложениями не занимается. Но где та тонкая грань, которая отделяет IOD от всего остального, что делает корпорация?
Стив Миллз: Такая грань существовала всегда. Наша же позиция состоит в том, чтобы строить экосистему и не конкурировать со своими партнерами. Хорошо известно, что Oracle предлагает целый ряд промышленных СУБД и программных средств промежуточного слоя, которые, совершенно очевидно, напрямую конкурируют с нашими предложениями. Есть у этой корпорации и широкий набор бизнес-приложений (CRM, ERP, отраслевые решения), полученных ею в результате приобретения множества фирм. Но в этой области мы с ними не соперничаем. Более того, мы поддерживаем партнерство и с Oracle, и с SAP, и с тысячами других разработчиков ПО.
Создавать экосистему из компаний, которые готовы к партнерству с IBM, помогает то, что мы сосредотачиваем свое внимание на связующем ПО и не стремимся выходить на рынок самих приложений, где сегодня действует подавляющее большинство разработчиков.
eWeek: Что делается для поддержки концепции IOD внутри IBM? Какое место она занимает в самой корпорации?
С. М.: Естественно, внутри IBM мы сводим воедино самые разные данные, размещенные во множестве разнородных источников и хранилищ. Мы их оттуда извлекаем, объединяем и анализируем.
Многие наши отчеты и аналитические процедуры опираются на несколько источников. Извлеченная из них информация анализируется с помощью самых разных средств, начиная с простых электронных таблиц и заканчивая комплексными аналитическими системами. Так что и клиентам мы советуем: оставляйте свои данные там, где они находятся, а затем по мере необходимости извлекайте их и консолидируйте для последующей обработки.
eWeek: Как вы считаете: на каком этапе пути к тому, что IBM называет информационным предприятием, находится сейчас типичная современная компания? И сколько ей еще предстоит пройти в этом направлении?
С. М.: Думаю, большинство еще не вышло из начальной стадии. Но это вовсе не означает, что корпорации не вкладывают серьезных денег в технологии интеграции или не пытаются перемещать и консолидировать данные. Кое-что в этом направлении делается.
Было бы ошибкой сказать, что крупный бизнес еще не занялся этим. Начало здесь уже положено, но всё находится на ранних этапах. В последнее десятилетие большинство компаний пыталось просто построить интерфейсы между эксплуатируемыми системами, вместо того чтобы развертывать полноценную интеграционную архитектуру.
Однако после 2004 г., когда началось бурное развитие моделей интеграции бизнес-процессов на базе сервисно-ориентированных архитектур, стал быстро нарастать интерес к интеграции данных, осуществляемой параллельно с интеграцией процессов. Потребители осознали достоинства горизонтальной интеграции процессов в таких задачах, как прием и обработка заказов. Но взглянув на результат с точки зрения бизнес-процессов, они поняли, что пора задуматься об общей архитектуре данных и их интеграции. И это за последние четыре года подстегнуло весь наш бизнес в области консолидации данных.
Но предприятиям еще предстоит длинный путь. Они сами признают, что их данные не упорядочены и во многом дублируются. Они все еще пытаются создавать общие модели данных для своей области бизнеса. Нужно будет немало потрудиться, чтобы достичь необходимого уровня интеграции данных и их согласования, разработать их общую модель, обеспечить эффективное отображение и анализ. А для этого потребуется пара десятков лет. Я исхожу из того, что проблемы такого рода копились три десятилетия, и за считанные годы всего не исправишь.
eWeek: Какие возможности IBM видит в SaaS? И как вы вообще относитесь к такой бизнес-модели?
С. М.: Мы рассматриваем это направление несколько шире, чем просто предоставление ПО в виде услуги, каким его рисуют венчурный капитал и некоторые известные компании, которые ассоциируются у потребителей с идеей SааS.
В широком понимании речь здесь должна идти об аутсорсинге бизнес-процессов. А этим занимается огромное множество компаний. По существу те из них, которые, как считается, занимаются традиционным бизнесом, по своим масштабам намного превосходят SааS-компании с венчурным финансированием.
Большинство банков в том или ином виде предлагают онлайновые сервисы, причем рассчитанные не только на частных лиц, но и на предприятия. Особенно когда речь идет о помощи малым фирмам в ведении бухгалтерии.
Этим уже десятки лет занимаются компании наподобие ADP (Automatic Data Processing). На этом поле действует American Express. Здесь же мы видим UPS и Federal Express. Все они стремятся вовлечь потребителя в трансформацию процессов управления запасами и логистикой. Им мало доставить адресату вашу посылку, они по-настоящему подключаются к вашим бизнес-процессам. Ведь в рамках своих предложений среди всего прочего они используют собственные вычислительные ресурсы для более эффективного управления средами клиентов.
В этом они мало чем отличаются от Salesforce.com, которая предлагает использовать свою вычислительную систему для более эффективного управления удаленными офисами продаж. Идея та же самая.
Так что IBM видит здесь множество различных направлений сотрудничества. Естественно, любой компании, желающей предоставлять такие услуги, нужны аппаратные средства и программное обеспечение. И мы предлагаем их. Кроме того, потребители требуют высокой масштабируемости и надежности, ведь для круглосуточной доступности сервисов нужна особенно надежная техника. А это именно то, в чем мы сильны.
Мы работаем на этом рынке, предоставляя некоторые из перечисленных платформенных сервисов. Наша инициатива в области бизнес-процессов, управляемых извне, скажем, предполагает, что IBM производит и трансформацию, и последующее сопровождение отдельных бизнес-процессов. А в рамках нашей программы Bluehouse клиенты получают в виде хостинговых сервисов набор средств для коллективной работы из портфеля Lotus. И это — лишь часть примеров того, как IBM предоставляет платформы для более широко понимаемых ИТ-сервисов. Независимо от теоретических дефиниций такой подход вполне вписывается в термин “программное обеспечение в виде сервиса”. Но это далеко не единственное направление нашей работы.
eWeek: Думаете ли вы, что данные в конце концов полностью переместятся “в облака”? Насколько это неизбежно?
С. М.: Теоретически любой человек может перенести все свои данные на облако, но для этого он должен сначала определить для себя, насколько надежен и безопасен такой путь.
Думаю, что большинство воздержится от такого шага и обязательно задастся вопросом, что он хочет доверить вычислительному облаку. И что по-настоящему важно для него.
У каждого из нас есть собственные преференции и увлечения. Кто-то жаждет похвал в адрес своих онлайновых комментариев, кого-то вполне устраивает хранение документов на стороне и он нисколько не заботиться о локальной копии. Совсем иначе люди относятся к информации о своем здоровье и сбережениях — здесь каждый делает свой выбор самостоятельно.
То же самое, думаю, происходит и в бизнесе. Кому можно доверить свою информацию? Какие законодательные требования должны при этом соблюдаться? Обеспечивается ли безопасность, конфиденциальность и открытость для внешнего аудита? Вполне очевидно, что компании могут доверить конфиденциальные данные крупным провайдерам. В области кадрового учета и оплаты труда, скажем, действуют Hewitt Associates и Fidelity, которые оказывают услуги в этих областях корпоративным клиентам, храня в полном секрете личные данные их сотрудников.
Мы, кстати, тоже доверяем некоторые своие данные, необходимые для расчета зарплаты, внешним компаниям, так что моя информация хранится не только в стенах IBM, но и за ними. И меня это вполне устраивает, поскольку IBM четко знает, каким критериям должны удовлетворять поставщики подобных услуг, а те из них, которых мы выбираем, относятся к аудиту, требованиям безопасности и конфиденциальности очень серьезно.
Взять, к примеру, ADP, которая уже три десятка лет хранит личную информацию о сотрудниках других фирм. Думаю, это вполне достаточный срок, чтобы поставить ей самую высокую оценку за обеспечение безопасности и конфиденциальности данных. С точки зрения бизнеса, думаю, здесь ничто не вызывает подозрений, и дело тут остается за пользователями и корпоративными потребителями. Точнее, всё зависит от их отношения к конкретным провайдерам таких услуг.
Тем не менее совершенно очевидно, что опасения насчет безопасности и конфиденциальности улетучиваются по мере того, как компании осваивают передовые технологии и бизнес-практики, допускают к себе аудиторов извне. Есть, впрочем, и противоположные мнения. Мой друг Ларри Эллисон, возглавляющий Oracle, в последнее время все чаще повторят , что сама эта идея не имеет особого смысла.
Однако если посмотреть на нее шире, то станет ясно: такая концепция уходит корнями в сервисные бюро шестидесятых годов прошлого века. Просто сегодня мы используем другие термины. Из-за частой смены терминологии всё кажется новым, но сегодняшняя технология “ПО в виде сервиса” мало чем отличается от бизнес-модели сервис-провайдеров сорокалетней давности. Разве что стала более изощренной.
eWeek: Давайте заглянем в будущее. Какие планы у IBM в отношении развития технологий?
С. М.: Существует множество вещей, которые, по моему мнению, вызывают оживление на рынке. Если вернуться к началу нашего разговора, то самое интересное с точки зрения управления информацией имеет отношение к системам реального времени, позволяющим оперативно проводить анализ. Идея сбора данных на лету приводит к необходимости их анализа в динамике.
Самым наглядным примером тому могут служить финансовые рынки. Здесь в постоянном движении находятся мириады данных. Какой рынок ни возьми — первичный, вторичный, зарубежный, — всюду видишь колоссальное обилие данных, которые меняются буквально каждую секунду, даже каждую долю секунды.
Сегодняшние технологии позволяют собирать все такие данные сразу же по мере их возникновения. Причем всю собранную информацию теперь можно консолидировать в рамках одного потока и тут же анализировать.
С технической точки зрения все готово и даже “упаковано” в наш продуктовый портфель. Мы не устаем повторять компаниям финансового сектора, что можем собирать в полном объеме все циркулирующие на рынке данные, как общие, так и частные, предлагаем им аналитический инструментарий, свою технологию обработки информации. Мы показываем, как они могут анализировать такие данные на лету, ничуть не тормозя их продвижение, глубже понимать взаимосвязи между различными элементами.
Сегодняшнему финансовому рынку свойственны высокие скорости, малые задержки и полная прозрачность, а в таких условиях компании, способные лучше анализировать данные в реальном времени — а значит, своевременно выявлять тенденции и оперативно принимать решения, — получают гораздо больше возможностей по извлечению прибыли, чем их конкуренты.