Такая крупная международная горно-металлургическая компания, как ОАО “Северсталь”, в своей деятельности, безусловно, не может обойтись без широкого применения современных технологий. Начальник Управления IT Генеральной дирекции ОАО “Северсталь” Евгений Чаркин поделился с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой своим взглядом на проблематику использования информационных технологий в “Северстали” .
PC Week: В чем специфика вашей компании и как это отражается на применении ИТ?
Евгений Чаркин: Отличительная особенность “Северстали” — это очень большая территориальная распределенность. Диапазон деятельности нашего холдинга охватывает практически всю территорию России, начиная от Кольского полуострова и заканчивая Восточной Сибирью, а также США, Францию и Италию. В его состав входят три дивизиона: “Российская Сталь”, объединяющая отечественных производителей стали, “Северсталь Ресурс”, управляющий горнодобывающими предприятиями, и “Северсталь Интернэшнл”, куда входят зарубежные производители — группы компаний Severstal North America и Lucchini.
Такая организационная структура накладывает свой отпечаток на управление ИТ внутри нашего холдинга. В каждом дивизионе имеются свои ИТ-подразделения, функционально подчиненные Управлению информационных технологий, которое находится в Москве. У нас регулярно проводятся ИТ-конференции, куда собираются руководители этих подразделений и где обсуждаются стратегия и планы развития. Разумеется, в “Северстали” существует корпоративная ИТ-стратегия, основные постулаты которой находят отражение в стратегиях и планах работ ИТ-подразделений. Но вместе с тем в них есть и специфика, присущая конкретным дивизионам.
Здесь также следует отметить, что в “Северстали”, как и на всех крупных промышленных предприятиях, большое значение имеют системы автоматизации производства: АСУТП, SCADA- и MES-системы.
PC Week: А в чем заключается стратегия развития ИТ в “Северстали”?
Е. Ч.: Наш стратегический фокус заключается в том, чтобы добиться максимальной унификации и стандартизации процессов и систем как на уровне отдельных дивизионов (в первую очередь), так и в рамках холдинга в целом на уровне системы консолидации отчетности и единой системы нормативно-справочной информации. Сегодня мы уже ведем работы в этом направлении. Другая наша стратегическая задача — совершенствование модели предоставления ИТ-сервисов за счет инсорсинга и аутсорсинга.
Безусловно, мы понимаем, что ИТ-стратегия — это живой организм, который ежегодно и даже чаще претерпевает какие-то изменения. И я могу констатировать, что у нас есть тесное взаимодействие ИТ с бизнесом, благодаря чему мы можем оперативно выстраивать планы развития ИТ в соответствии с линией развития бизнеса. В этом отношении, на мой взгляд, у нас сложилась благоприятная обстановка в компании.
PC Week: То есть руководство холдинга проявляет интерес к тому, как обстоят дела в сфере ИТ?
Е. Ч.: Да, действительно это так. Мы все — и самое высшее руководство в первую очередь — понимаем, что компания растет, и поэтому обсуждение будущего ИТ у нас идет на самом высоком уровне, какой только возможен. Это и топ-менеджмент компании, включая генерального директора, функциональных директоров и директоров дивизионов, а также совет директоров, куда входят независимые директора. И именно топ-менеджмент одобряет или не одобряет общее направление развития в сфере ИТ, принимает решения о реализации того или иного проекта. У нас с августа 2004-го действует комитет по ИТ, возглавляемый генеральным директором холдинга. В задачи комитета входит утверждение стратегии, планов и бюджета ИТ, а также контроль за ключевыми проектами. Хотелось бы подчеркнуть, что я очень высоко оцениваю результаты его деятельности. Я считаю, что это один из немногих случаев в крупном отечественном промышленном бизнесе, когда обсуждение вопросов ИТ выведено на самый высокий управленческий уровень. К сожалению, это бывает не часто у нас в России.
Если же говорить о том влиянии, которое оказывает ИТ-cектор на бизнес холдинга, то этот вопрос очень сложный. Дело в том, что оценить эффект от ИТ в целом или от конкретного ИТ-проекта очень трудно, потому что они сами по себе никогда никому не приносят прибыли. Это всегда совместная деятельность, и поэтому внедрение любого ИТ-проекта, ERP-системы или АСУТП — это всегда некая цепь организационных и процессных мероприятий, которые лишь дополняются хорошей ИТ-системой. Так что мы совместно с бизнесом стараемся сделать так, чтобы деятельность холдинга была прибыльной.
PC Week: Говоря об ИТ-стратегии, вы упомянули расширение передачи ряда услуг на инсорсинг и аутсорсинг. Как широко используются данные модели оказания ИТ-услуг в вашем холдинге и что планируется сделать в этой области?
Е. Ч.: Мы активно используем обе модели: часть сервисов поддерживается внутри компании, а другие — вне ее. С одной стороны, обслуживание всех корпоративных сервисов, телекоммуникаций, корпоративной сети осуществляется в рамках инсорсинга. У нас есть внутренний корпоративный ИТ-оператор — “Северсталь-Инфоком”, который обслуживает предприятия в Москве, Череповце, Воркуте, Орле. И мы планируем развивать данное направление, расширяя как число предприятий холдинга (в том числе за счёт зарубежных активов), где будет работать этот оператор, так и перечень предоставляемых им сервисов. С другой стороны, схема аутсорсинга очень активно применяется на зарубежных предприятиях, поскольку это традиционная схема предоставления ИТ-сервисов на Западе. В России же на аутсорсинг выведена большая часть разработок, так как мы не стремимся наращивать собственные ресурсы по созданию и внедрению систем. Кроме того, мы отдаем на аутсорсинг внедренческий консалтинг, контроль качества и обслуживание основной части корпоративной ИТ-инфраструктуры.
PC Week: А какие работы в области ИТ вы ведете в настоящее время?
Е. Ч.: У нас сейчас реализуется несколько крупных корпоративных проектов, в частности внедрение ERP-систем в “Северсталь Ресурсе”, на североамериканских предприятиях и в группе компаний Lucchini, а также построение системы консолидации финансово-управленческой отчетности. При этом исторически в разных дивизионах холдинга работают ERP-решения как от SAP, так и от Oracle.
И такая ситуация довольно типична для крупных компаний, которые растут путем слияний и поглощений. Если честно, то я знаю крайне мало примеров, когда на таких предприятиях используется система одного производителя. При этом мы уверены, что сможем достичь необходимого уровня интеграции в рамках всего холдинга.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время на уровне руководства Северстали мы проводим консультации по стратегии развития ИТ в холдинге с учетом непростой нынешней ситуации. В рамках этой деятельности особое внимание уделяется вопросу ландшафта ERP-систем в нашем холдинге.
PC Week: С какого рода трудностями вы сталкиваетесь при интеграции решений конкурирующих между собой производителей?
Е. Ч.: Поскольку мы осуществляем интеграцию на уровне предоставления финансовой и управленческой отчетности, а не на уровне, транзакций в реальном времени, то здесь имеются соответствующие стандартные интеграционные технологии и процедуры. Поэтому мы не встречаем особых трудностей. Основные сложности, как это всегда бывает, лежат в методологической и процессной плоскости. При этом у нас уже работает система сбора и предоставления отчетности, и сейчас мы внедряем новое бизнес-приложение Hyperion из продуктовой линейки Oracle для трансформации и консолидации отчетности.
PC Week: Что, на ваш взгляд, мешает и что помогает вам в вашей работе?
Е. Ч.: Трудности, с которыми нам приходится сталкиваться, абсолютно стандартны. Это, безусловно, кадры и масштаб предприятия, накладывающий дополнительную степень сложности на корпоративную ИТ-структуру, которая действительно огромна. Нам также необходимо разговаривать на одном языке с бизнесом во всех подразделениях холдинга. Как иначе доказать бизнесу, что ИТ не только требуют дополнительных затрат, но и способны принести пользу? И в этом направлении у нас, несомненно, есть к чему стремиться.
Что касается основных положительных факторов — хотел бы отметить хорошее понимание потенциала развития ИТ в компании нашим руководством. Есть и другие позитивные моменты, например, большую пользу нам приносит общение с другими ИТ-директорами — скажем, в рамках каких-либо совместных мероприятий. Это позволяет понять, где мы находимся по отношению к другим компаниям, в каком направлении у них идёт развитие, даёт лучшее понимание тенденций в ИТ и помогает при разработке планов развития нашей ИТ-инфраструктуры.
PC Week: Спасибо за беседу.