Голубой гигант выпускает ПО и сервисы, помогающие компаниям извлекать из данных дополнительную ценность
В 2005 г., спустя примерно месяц после своего вступления в должность главного менеджера подразделения IBM Information Management, Амбуй Гойал изложил на форуме аналитиков в Бостоне свое видение планов корпорации.
Это видение отражено в концепции IOD (Information On Demand — информация по запросу), которая должна помочь компаниям извлекать больше пользы из имеющихся у них данных. Объединяя управление мастер-данными, аналитику, предназначенные для конкретных отраслей приложения и сервисы, IOD воплотилась в обширный набор решений, призванных оптимизировать информацию для бизнеса. И совсем недавно этот набор стал еще шире.
27 октября на своей ежегодной конференции в Лас-Вегасе, посвященной концепции Information On Demand, IBM представила множество новых продуктов и сервисов. Продолжая придерживаться стратегии сосредоточения усилий на конкретных вертикальных рынках, корпорация выпустила семь новых решений для управления финансами и для отдельных отраслей. Помимо этого она анонсировала новые продукты от IBM Optim, а также портфели продуктов Enterprise Content Management и InfoSphere.
Разработаны и новые сервисы. Корпорация начала оказывать консультационные услуги On Demand Foundation Services с использованием технологий FileNet, InfoSphere и Cognos.
Исходная посылка IOD заключается в том, что компании переходят от использования приложений (“application agenda”, как называет это Гойал) к использованию информации (“information agenda”). На языке IBM использование приложений означает традиционное применение ПО для автоматизации бизнес-процессов. Хотя средства будут вкладываться в такие приложения и впредь, IBM ожидает, что центр тяжести начнет все больше перемещаться на ПО, помогающее оптимизировать бизнес.
“Сейчас клиенты говорят: "Да, я выстроил цепочку поставок, но могу ли я улучшить управление отношениями с партнерами и оптимизировать их?" Или: "Я весьма успешно автоматизировал управление персоналом, но могу ли я использовать информацию для анализа ситуации с кадрами?" Вот это и есть программа действий по использованию информации, — сказал Гойал. — На основе идей, заложенных в инициативе Information On Demand, мы создали структурированные, неструктурированные и достоверные информационные активы. В результате мы можем проводить необходимый анализ и включать его в соответствующее приложение”.
Если на протяжении последних трех десятилетий речь шла об автоматизации, то следующие 10—20 лет будут посвящены оптимизации бизнеса, сказал он.
Аналитик из компании Ovum Дуайт Дэвис утверждает, что предприятия все больше стремятся получить четкое представление о том, как можно превратить ИТ в источник дохода. После того как лопнул пузырь доткомов, несколько лет уделялось повышенное внимание возврату инвестиций (ROI) и общей стоимости владения (TCO). Первоначально это диктовалось тактическими соображениями. Впоследствии показатели TCO и ROI стали использоваться в более широких целях, в том числе при определении ценности технологии для бизнеса. “ИТ — это движущая сила, которую не следует рассматривать просто как центр затрат. Эта сила в действительности может стать такой составной частью компании, которая создает ценности, увеличивает доход, повышает степень удовлетворенности клиентов, делает цепочки поставок более эффективными и вообще непосредственно влияет на результаты бизнеса”, — сказал Дэвис.
Другие компании придерживаются сходных стратегий, используя BI-решения, но стратегия IBM IOD выделяется широтой охвата. По словам Дэвиса, конкуренты, такие как Oracle, могли бы возразить: да, IBM собрала все части головоломки, но не решила проблемы их интеграции.
Тем не менее, отметил Дэвис, IBM “передала соответствующему своему подразделению столько технологий и продуктов именно с прицелом на Information On Demand, что, думаю, когда речь идет об объеме портфеля продуктов, по любым меркам первенство остается за IBM”.
Корпорация не стеснялась идти на поглощения ради развития IOD. За последние два года она приобрела множество компаний, начиная с FileNet и заканчивая DataMirror. Наиболее значительным шагом стала сделка по покупке компании Cognos за 5 млрд. долл., завершенная в этом году.
Роберт Эш, ветеран Cognos, ныне являющийся главным менеджером по BI и производительности, описывает пирамиду продуктов IBM следующим образом. В самом низу — инструменты управления данными и контентом, выше — решения в области интеграции, хранения и управления информацией. А на вершине пирамиды — ПО Cognos, т. е. BI.
“На протяжении многих лет, точнее, уже двух десятилетий мы разрабатывали то, что находится на вершине этой пирамиды, — сказал Эш. — IBM с тех пор, как она разработала стратегию Information On Demand, приобрела нашу компанию и продолжила работу уже внутри корпорации, создала значительную часть нижнего яруса пирамиды. Стратегия IOD в целом и поглощение компании Cognos должны обеспечить нам возможность создания цепочек поставок информации для крупных и мелких компаний, которые сейчас действительно занимаются информацией как стратегическим активом, а не рассматривают ее в качестве побочного продукта”.
На конференции IOD корпорация IBM познакомила участников с некоторыми новыми решениями, в том числе с семью отраслевыми — для финансовых институтов, фармацевтической промышленности, федеральных правительственных органов и др. Кроме того, продукт, позволяющий планировать продажи и операции (Sales and Operations Planning), и расширяемый язык подготовки бизнес-отчетов (Extensible Business Reporting Language) дают пользователям возможность соблюдать действующие стандарты в области корпоративной отчетности и финансовых данных.
IBM представила также новые версии InfoSphere Information Server и InfoSphere Traceability Server. Второй из этих продуктов должен помочь компаниям более эффективно использовать радиометки (RFID) и штрихкоды.
Помимо анонса новых продуктов IBM запустила сервисы IOD Foundation Services. Они созданы на основе семинаров Information Agenda, о которых корпорация объявила в сентябре, и должны помочь компаниям разрабатывать стратегии более совершенного управления их бизнес-данными. В течение одного-двух дней проводятся семинары, после чего участники совместно с экспертами из IBM приступают к углубленной оценке и анализу ситуации в компаниях продолжительностью 12 недель.
“Мы предлагаем имеющие основополагающее значение сервисы в области ключевых технологий, которые позволят клиентам приобрести знания и опыт использования этих технологий”, — заявил Том Инмен, вице-президент подразделения IOD Acceleration.
Сервисы представляют важнейший компонент IOD. Это можно наблюдать и по росту доходов корпорации от данного вида бизнеса. А вместе с программными решениями они также отчасти характеризуют отличие IBM от других производителей.
“Многие компании пытаются тем или иным способом наладить управление BI, но, по моему мнению, IBM IOD представляет собой последний закономерный шаг на пути к информационно-центрической модели, которую IBM разрабатывала на протяжении многих лет, — сказал Чарльз Кинг, аналитик из компании Pund-IT Research. — Безусловно, главную роль здесь играет ПО. Но для достижения цели используются и другие важнейшие инструменты и решения IBM”.
В опубликованном 16 октября отчете о доходах за III квартал руководство IBM утверждает, что поступления от продажи ПО для управления информацией возросли на 26%.
Заглядывая в будущее, Гойал сказал, что корпорация больше сосредоточится на оптимизации новых бизнес-процессов с ориентацией на отраслевые решения. Что касается сервисов и продуктов, собранных под “зонтиком” IOD, то IBM, по словам Гойала, только приступила к разработке стратегии. Переход с ориентации на приложения к ориентации на информацию будет происходить медленно, заметил он.
“Отрасль, выпускающая приложения, была создана не за один день. Потребовалось примерно 20--30 лет, — продолжал Гойал. — Чего мы достигли? У нас есть все необходимое для перехода на информационный путь развития (information journey), для создания предприятия, основу деятельности которого составляет работа с информацией (information-based enterprise), или для разработки порядка работы с информацией (information agenda). В сущности, мы уже в состоянии предоставить все преимущества стратегии Information On Demand”.
IBM по-прежнему конкурирует с Oracle, Microsoft и с другими корпорациями, когда речь заходит об управлении информацией. Чтобы выделиться на их фоне, необходимо раньше других приступить к выпуску всеобъемлющих решений для управления информацией. Мало того, необходимо также заставить говорить о своей инициативе. С этой задачей IBM вроде бы справилась лучше своих соперников.
“Думаю, что IBM лучше, чем кто-либо другой (включая Oracle, которую я считаю главным конкурентом в данной конкретной области) сумела сформулировать свое видение проблемы и на его основе разработать стратегию Information On Demand, — заявил Дэвис, аналитик из компании Ovum. — Она довольно рано уловила, что существует такая потребность, и сопроводила стратегию маркетинговыми акциями”.