“Руководство Intel разочаровано”. Нет, это не официальное заявление компании, а вывод из слов одного из топ-менеджеров, который в конце ноября растиражировали многие электронные СМИ. Речь идет о том, что Intel, фактически сформировавшая новый сегмент мобильных устройств и закрепившая за ним соответствующее название, теперь якобы обескуражена растущей популярностью нетбуков.
Поводом для обсуждения стали слова вице-президента подразделения Intel по продажам и маркетингу Стью Пэна, который, отвечая на один из вопросов, заданных слушателями после его презентации об организации логистических процессов в корпорации, признался, что энтузиазм Intel по отношению к нетбукам поубавился. Сказал он это в середине ноября на нью-йоркской конференции, посвященной проблемам организации поставок ИТ-продукции (Raymond James — IT Supply Chain Conference).
Разочарование Intel, если судить по его комментариям, вызвано недопониманием пользователей. Дело в том, что изначально нетбуки как устройства, обладающие упрощенной функциональностью (их главное предназначение — доступ в Интернету и к электронной почте), нацеливались на образовательную среду. Еще одной целевой аудиторией нетбуков, по определению имеющих низкую цену, должны были стать рынки развивающихся стран с невысокими доходами населения. Однако статистика показала, что большая часть проданных на сегодня нетбуков приобретена жителями развитых западноевропейских стран и США, которым просто требуется более компактное мобильное устройство, чем традиционный ноутбук.
При этом часть пользователей даже рассматривает нетбук в качестве замены привычного полнофункционального ноутбука. Такое представление о нетбуке, по словам Стью Пэна, ошибочно: “Если вы когда-нибудь пользовались нетбуком с 10-дюймовым экраном, то должны были понять, что это устройство прекрасно подходит для работы в течение часа, но никак не весь день напролет”.
По мнению экспертов, истинная причина фрустрации Intel кроется, однако, в другом. Растущая популярность нетбуков может создать чисто финансовые проблемы и для производителя микропроцессоров, и для сборщиков ноутбуков. Сама Intel, в частности, считает доходы от бизнеса, связанного с выпуском микросхем для нетбуков, некоторым дополнением к обороту от основной деятельности корпорации по выпуску процессоров для настольных ПК, ноутбуков и серверов. Но на практике более дешевые нетбуки (например, используемый в них процессор Atom стоит менее 30 долл., в то время как двухъядерные мобильные чипы Core 2 обходятся во много раз дороже) часто не дополняют, а замещают продажи дорогих традиционных ноутбуков, что в конечном счете сказывается на размерах прибыли поставщиков.
Когда появился первый нетбук?
Приоритет на изобретение термина “нетбук” принадлежит отнюдь не Intel. В 1999 г. компания Psion представила первый в отрасли мобильный компьютер с поддержкой технологии Java, дав ему название netBook.
Естественно, что в условиях наступившего кризиса поощрять людей покупать более дорогие ноутбуки станет еще сложнее: по мнению экспертов, даже некоторые владельцы ноутбуков при замене последних будут рассматривать возможность покупки нетбука. В начале декабря аналитики IDC, учитывая вызванное экономическими трудностями снижение спроса на потребительском и корпоративном рынках, скорректировала в сторону уменьшения (на 3,8% по сравнению с апрельскими оценками) свой прогноз относительно поставок ноутбуков в 2009-м: с 184,7 млн. до 177,7 млн. шт. Одновременно IDC существенно увеличила оценку для предполагаемого объема поставок нетбуков в 2008-м (до 11,4 млн.) и в 2009-м (до 21,5 млн. устройств); апрельские прогнозные показатели были почти в четыре раза ниже (3,5 и 5,5 млн. нетбуков соответственно). Более долгосрочные прогнозы также оптимистичны: предполагается, что в 2012 г. количество продаваемых нетбуков вырастет до 42,1 млн. шт. (аналитики Gartner предлагали близкие оценки на 2012 г. — 50 млн. нетбуков, однако их прогноз был дан еще в августе 2008-го).
Вместе с тем эксперты предупреждают поставщиков о возможных неопределенностях и рисках (в частности, связанных со складскими запасами компонентов и готовой продукции), всегда сопутствующих бизнесу, сопряженному с новыми категориями продукции.
Несмотря на предостережения аналитиков, производители все активнее включаются в выпуск нетбуков. К уже привычным поставщикам подтягиваются новые игроки. В конце ноября свой первый нетбук Joybook Lite U101 представила, например, компания BenQ, решившая поместить в фокус своей новой корпоративной стратегии именно нетбуки. Специалисты BenQ считают, что в будущем году наибольший спрос в данной категории продукции будет на устройства с 10,1-дюймовым экраном.
Европейцам нетбуки нравятся больше
По мнению экспертов DisplaySearch, Gartner и IDC, объем мирового рынка нетбуков в 2009-м составит 20—22 млн. устройств, что будет соответствовать примерно 65-процентному росту по сравнению с показателем этого года. При этом до 70% продаж нетбуков приходится на потребительский сегмент. Интересно, что рынки ноутбуков Западной Европы и США примерно одинаковы по размеру, но в странах Старого Света продается в восемь раз больше мини-ноутбуков, чем в Северной Америке. Возможно, эта разница объясняется большим доверием европейцев (по сравнению с жителями североамериканского континента) к брендам Acer и Asus — основных поставщиков нетбуков.