В сфере управления инженерными данными на протяжении жизненного цикла (ЖЦ) объектов промышленного и гражданского строительства (ПГС) можно выделить большое количество бизнес-задач, решение которых требует применения информационных технологий разного типа. Как заказчику разобраться в предлагаемом спектре систем? Как выбрать способы решения возникающих задач и направления развития ИТ-портфеля? Для структурирования предложений пригодится концепция “ИТ в кубе”.

Классификация ИТ-решений по управлению ЖЦ объектов ПГС

Концепция “ИТ в кубе” позволяет представить множество ИТ-решений в виде трехмерного пространства с осями координат, на которых отложены этапы ЖЦ объекта отрасли и ЖЦ продукта отрасли. Третья ось отражает типы информационных технологий.

Жизненный цикл объекта отрасли. Рассмотрим отрасли реального сектора экономики, в которых ведется управление физическими объектами, — нефтегазовую, атомную, тепло- и электроэнергетику, гражданское строительство и т. д. К ним применима концепция управления ЖЦ объекта. Существуют ИТ-решения для всех этапов ЖЦ — проектирования, строительства эксплуатации и вывода из неё. Соответственно эти пункты мы отложим на оси, отражающей этапы жизненного цикла.

Жизненный цикл продукта отрасли. Идею ЖЦ можно распространить и на продукты отрасли. Например, в нефтегазовой сфере продукт сначала добывается, затем транспортируется, перерабатывается и продается.

Подобную последовательность можно проследить и по остальным отраслям реального сектора. В энергетике — генерация, транспортировка, сбыт. В области мирного атома — добыча, переработка, генерация электроэнергии.

При этом каждому этапу ЖЦ продукта отрасли соответствуют определенные объекты. Посмотрим снова на нефтегазовую отрасль: здесь к добыче относятся объекты обустройства месторождений, к транспортировке — магистральные трубопроводы, к переработке — нефте- и газоперерабатывающие заводы, к сбыту — сеть АЗС. И каждый из этих объектов последовательно проходит все этапы ЖЦ. Таким образом мы получаем двумерную карту задач отрасли, на которой сопоставлены объекты и этапы их жизненного цикла.

Тип информационной системы. Для каждой ячейки данной карты задач существуют решения на базе разных типов информационных технологий, таких как средства автоматизированного проектирования, геоинформационные системы (ГИС), программы для управления инженерными данными и так далее. Например, в области САПР множество производителей предлагают продукты для различных разделов строительного проектирования.

Все ИТ-предложения можно рассортировать по ячейкам матрицы задач отрасли. Если типы технологий расположить на третьей оси, то мы получим трехмерное пространство отраслевых решений, в каждой точке которого имеется собственный набор продуктов, характеризующихся четкой областью применения и относящихся к определенному типу информационных систем.

Если на каждой оси выбрать по три пункта, то у нас получится трехмерный куб с 27 ячейками, или “ИТ в кубе” (см. рис. 1).

Какие возможности дает использование трехмерной матрицы ИТ-решений? С ее помощью можно выбирать продукты под отраслевые задачи, анализировать ИТ-портфель как у заказчика, так и у поставщика и, что немаловажно для быстро развивающегося ИТ-рынка, синтезировать новые подходы.

Выбор готового решения

Обычно заказчики недостаточно глубоко разбираются в информационных технологиях, особенно если речь идет о руководителях высокого уровня, но они хорошо понимают задачи бизнеса и четко формулируют свои проблемы. С помощью каких именно технологий эти проблемы будут устранены, для них не так важно, главное, чтобы результат был положительным и экономически оправданным.

Мало кто из клиентов просит: “Сделайте нам ГИС мониторинга бурения”. Обычно они говорят: “У нас есть такая проблема — очень дорогостоящая техника, высокооплачиваемые бригады, разбросанные по стране месторождения, и нам надо понимать, как наиболее эффективно перераспределять ресурсы в процессе бурения скважин”. При этом о технологиях речь, как правило, не идет. Заказчик ставит задачу, а как ее решать — предлагает ИТ-компания. Именно поэтому клиенту удобно вести переговоры, глядя на куб решений: он может четко сказать, в какой отрасли, с каким объектом и на каком этапе его ЖЦ он работает. С помощью матрицы он может легко выбрать то, что ему нужно, из множества имеющихся решений, которые реализованы на других предприятиях его типа.

При этом поиск подходящего инструмента осуществляется не с точки зрения ИТ, а исходя из отрасли, где работает клиент, и тех задач, которые стоят перед ним и его коллегами.

Анализ степени автоматизации и выбор направления развития

С помощью куба удобно анализировать, что происходит внутри ИТ-организации. В некотором смысле этот подход напоминает использование таблицы Менделеева, главная заслуга которого состоит в гениальном выборе принципа классификации элементов. Когда великий химик распределил все известные химические элементы по ячейкам своей таблицы, то оказалось, что не все места заполнены. Недостающие элементы были открыты позднее, что полностью подтвердило состоятельность идеи Менделеева.

Аналогично когда ИТ-компания, используя принцип классификации “ИТ в кубе”, рассортирует свои решения по ячейкам трехмерной матрицы, то могут обнаружиться пробелы. Это станет поводом для размышления — почему они пустуют? Потому что нет потребности на рынке в целом по автоматизации именно этих задач или работа в данной области нерентабельна? Круг заказчиков пока не дорос до того уровня, когда можно решать такие задачи, или, может быть, у компании пока не хватает экспертизы и ее нужно наращивать?

При этом сам по себе куб ИТ-решений ответов не дает, но позволяет четко поставить вопросы, очертить круг альтернатив, указать границы, в рамках которых компания может развиваться.

Например, собираясь добавить в свой портфель еще один тип информационной системы, можно рассмотреть, как эта технология ляжет на задачи по объектам отрасли и на каких этапах их ЖЦ будет применима. Чем в большем количестве ячеек данная технология будет использоваться, тем эффективнее будет ее освоение для компании.

Такой подход пригодится и потребителям ИТ. Заказчик может построить трехмерную матрицу по различным технологиям и посмотреть, все ли области его деятельности автоматизированы. И опять-таки кубик не даст ответа, но позволит сформулировать вопросы. Если в определенной ячейке матрицы не применяются ИТ, то в чем тут причина — в том, что это нерентабельно или не сможет оказать влияния на эффективность бизнеса? Может быть, на рынке еще не предлагаются такие решения? Стоит ли автоматизировать данное направление своими силами или надо искать разработчиков со стороны?

Синтез новых решений

Пространственный взгляд на множество ИТ-решений наталкивает еще на одну идею: ведь они могут быть расположены не только внутри отдельных ячеек, но и на их стыке.

Межсистемная интеграция. Когда речь идёт о решениях, объединяющих разные типы систем, то есть об информационных продуктах на стыке технологий, — такого рода проекты мы назвали межсистемной интеграцией. Актуальность данного типа решений сегодня крайне высока для крупных предприятий, занятых разнообразной деятельностью. Так сложилось исторически, что их автоматизация начиналась точечно, с отдельных процессов внутри компании. Получились своеобразные центры кристаллизации ИТ. Комплексный подход к автоматизации не применялся, да на том этапе развития бизнеса это было и невозможно.

Но в результате развития автоматизации сегодня внутри одного предприятия одновременно работают десятки типов информационных систем и сотни программных продуктов различных производителей. При этом сферы применения этих решений постепенно начинают соприкасаться. Или, если продолжить аналогию с кристаллизацией, этот процесс, начавшись в разных точках, захватил всё свободное пространство, и кристаллы ограничивают рост друг друга.

Наибольшие проблемы вызывает то, что на предприятии применяют несовместимые информационные системы, которые “говорят” на разных профессиональных языках и имеют различные структуры внутренних данных. Например, в любом нефтегазовом холдинге сейчас работают САПР, ГИС, средства электронного архива и документооборота, программы финансового учета и управления предприятием, различные технологические системы и так далее.

Организация единой информационной шины, с помощью которой данные беспрепятственно и без участия пользователей будут передаваться из одной системы в другую, — острейшая потребность нашего времени. Это направление открывает большие возможности для развития ИТ-бизнеса. Например, сегодня крайне востребована интеграция данных, получаемых из разнообразных источников, в ГИС-среде.

Некоторые компании пошли еще дальше и предложили идею не просто межсистемной интеграции, а коалесценции* ИТ-решений, то есть слияния различных систем в одну, функционирующую как единый механизм. О подобном подходе уже задумываются крупные предприятия.

Междисциплинарная интеграция. Если обратиться к интеграции программных решений, используемых на разных этапах жизненного цикла объектов, то ее мы назвали междисциплинарной интеграцией, так как проектирование, строительство и эксплуатация представляют собой различные дисциплины. В чем особенность такого подхода?

В связи с развитием средств САПР проектные организации имеют возможность передавать заказчику документацию не только как набор чертежей, но и в виде электронных 3D-моделей проектируемых объектов.

Такие модели представляют собой не просто графические изображения. Они дополнены данными об элементах объекта, например о зданиях, оборудовании, трубопроводах, причем степень детализации при необходимости можно довести до уровня последнего болта. На этапе строительства в эти данные включаются, например, сведения о поставщиках, о выбранной технологии монтажа, о гарантийных и эксплуатационных сроках. На этапе эксплуатации к модели добавляется информация о текущих ремонтах и остановах, технологические данные о работе оборудования и т. д.

Сегодня многие производители ПО предлагают продукты для управления инженерными данными на протяжении всего ЖЦ объектов. Такие решения, которые позволяют передавать данные с одного этапа ЖЦ объекта на другой, сейчас особенно востребованы. Это — одна из тенденций рынка.

Особенно заинтересованы в междисциплинарной интеграции предприятия, объединяющие подразделения разного типа. Например, внутри всех вертикально-интегрированных холдингов ТЭК имеются проектные службы, управления капитального строительства и эксплуатирующие структуры (скажем, в нефтегазовой отрасли НГДО — нефтегазодобывающие организации). Для них данные — это деньги. Поэтому внедрение таких решений представляет собой направление, по которому предстоит серьёзное развитие.

Многомерность ИТ-пространства

Идею “ИТ в кубе” можно развивать и дальше: пространство ИТ-решений имеет и другие измерения, такие как отрасль, вендор, заказчик. Наиболее важную роль новые оси играют при анализе направлений развития бизнеса любой ИТ-компании.

Ось отраслей важна, так как в зависимости от индустрии меняется ЖЦ продукта и соответственно появляются новые объекты, для которых можно применять имеющиеся технологии компании (см. рис. 2).

Вендоры — это еще одно направление для анализа. Возьмем, к примеру, компании Autodesk, Bentley, Intergraph. Они предлагают решения всех трех типов — САПР, ГИС и управление данными. С помощью куба ИТ-компания может проанализировать, все ли технологии того или иного вендора она использует. Стоит ли их осваивать, и как это поможет при решении вопросов клиентов? Такие же вопросы возникают, когда компания рассматривает идею добавления в портфель нового вендора.

Подобный анализ ведут и сами разработчики ПО, выбирая направления своего развития. Для них эта концепция будет полезна постольку, поскольку позволяет проанализировать, все ли задачи по управлению ЖЦ они закрывают (в области проектирования, строительства, эксплуатации).

Другое направление для анализа в ИТ-компании — обслуживание крупных заказчиков, множество которых образует еще одну ось многомерного пространства. Применение куба решений позволяет ИТ-компании спланировать развитие своих технологий у клиента. Можно анализировать, во всех ли ячейках она уже предложила свои решения: все ли варианты технологий, для всех ли типов организаций и этапов ЖЦ объектов. Если в каких-то ячейках не используются ее решения, то почему: либо у клиента уже имеются системы, его устраивающие, либо ему пока не нужна автоматизация в этом направлении, либо у ИТ-компании не хватает экспертизы и стоит над этим поработать. И в этом случае кубик не дает однозначных ответов, но позволяет четко поставить вопросы.

Выводы

Итак, мы обсудили, что ИТ-решение может характеризоваться:

  • отраслью, в которой оно работает;
  • объектом отрасли, информацией о котором оперирует система;
  • этапом ЖЦ объекта, на котором оно применяется;
  • типом информационной системы, на котором оно основано;
  • вендором, на базе продуктов которого оно реализовано;
  • конкретным заказчиком, у которого оно функционирует.

И каждое такое решение — это вектор многомерного пространства ИТ-решений по поддержке жизненного цикла объектов ПГС

И напоследок разрешите задать вам вопрос: знакомо ли вам полное название знаменитой картины Казимира Малевича “Красный квадрат” (см. рис. 3)? Оно звучит так: “Живописный реализм крестьянки в двух измерениях”. А теперь задумаемся, что происходит, когда мы пытаемся отразить многомерное пространство ИТ-решений в виде списков или двумерных таблиц.

Так же как монохромный квадрат далек от реального человека, так и “плоский” взгляд на ИТ мешает увидеть действительность во всем ее разнообразии. Нежелание посмотреть на множество решений как на многомерное пространство не позволяет находить лучшие решения и синтезировать новые подходы. Четко видеть перспективу развития решений и направления автоматизации поможет концепция “ИТ в кубе”.

С автором, директором департамента маркетинга компании НЕОЛАНТ, можно связаться по адресу: konvisar@neolant.ru.

*Коалесцeнция (от лат. coalesce — срастаюсь, соединяюсь) — слияние капель жидкости внутри другой жидкости (или газа) либо пузырьков газа внутри жидкости.