В июньском номере нашего приложения PC Week Doctor мы вели беседу с главным врачом поликлиники “Медси”, который поделился опытом внедрения медицинской информационной системы. Сегодня мы продолжаем разговор на эту тему с руководителем департамента информационных технологий группы компаний “Медси” Георгием Бударкевичем. Основные вопросы, о которых шла речь в беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой, касались проблем информатизации российской медицины и той роли, которую должны играть ИТ в деятельности медицинского учреждения.
PC Week: Давайте начнем нашу беседу с рассказа о вашей компании.
Георгий Бударкевич: Группа компаний “Медси” в её нынешнем виде создана относительно недавно — около года назад. Нашим акционером является АФК “Система”, сфера интересов которой охватывает несколько направлений. И исторически сложилось так, что ранее медицина входила в строку “Прочее” в перечне видов деятельности корпорации, поскольку ей в наследство от “Интуриста” досталась ведомственная поликлиника. У руководства “Системы” давно зрело желание развивать эту сферу, и вот в прошлом году внутри корпорации был дан старт бизнес-направлению “Медицина”.
На сегодняшний день в группу компаний “Медси” входят поликлиника для взрослых “Медси”, детская поликлиника “Медси-2”, созданная совместно с Правительством Москвы, сеть клиник эконом-класса “Медэкспресс”, а также недавно присоединившиеся к нам корпорация “Семейная медицина”, Американский медицинский центр и сеть фитнес-клубов, также ранее принадлежавшие “Интуристу”.
Это достаточно большое хозяйство: порядка 25 клиник в Москве и регионах плюс четыре фитнес-клуба. Более того, в бизнес-планах “Медси” намечено в ближайшие три года довести общее число клиник до сотни.
Интеграцией деятельности всего холдинга занимается управляющая компания, созданная год назад. Я являюсь руководителем ИТ-департамента этой компании, в моем ведении находятся классические задачи ИТ-директора: выработка ИТ-стратегии, обеспечение ее реализации, а значит, и поиск наиболее эффективных ИТ-решений.
Для столь разнородной группы нужна соответствующая ИТ-инфраструктура, что естественно рождает целый ряд специфичных задач.
Во-первых, компании, входящие сегодня в холдинг “Медси”, имеют очень разную историю. Некоторые из них, например клиника “Медси” (ранее поликлиника “Интуриста”), существуют уже несколько десятилетий, а другим компаниям буквально несколько лет. Во-вторых, они обслуживают совершенно разные сегменты клиентов. Так, сеть “Медэкспресс” ориентирована на средний эконом-класс, а Американский медицинский центр — на VIP-клиентов.
В результате в разных компаниях реализованы совершенно разные подходы к ИТ-обеспечению. В ряде клиник есть сильные ИТ-службы, реализующие весьма сложные проекты. В других же дела идут не столь хорошо. Поэтому мы вынуждены очень плавно переходить от доставшегося в наследство зоопарка систем к унифицированной ИТ-платформе. Часть стандартов мы уже выработали, часть находится в процессе разработки.
PC Week: А каковы основные положения стратегии в области ИТ, разработка которой, как вы сказали, находится в вашем ведении?
Г. Б.: Самый важный момент — выбор программного обеспечения для поддержки основного бизнеса группы компаний, потому как всем клиникам надо работать на едином ПО.
В России медицинских информационных систем немало, но если рассматривать серьезные системы, то их можно пересчитать по пальцам одной руки. Основная проблема заключается в том, что подавляющее большинство систем изначально ориентировано на автоматизацию отдельной клиники. Работа сети медицинских учреждений имеет очень много нюансов, и если их изначально не заложить в архитектуру продукта, то его в дальнейшем довольно сложно будет приспособить для использования в крупной сети клиник.
На Западе также есть целый ряд интересных решений. Мы проанализировали предложения иностранных производителей. Их программные продукты требуют весьма серьезной адаптации, потому что подходы в западной медицине существенно отличаются от российских. А для этого необходимо много времени и денег.
В конечном итоге, подсчитав все финансовые затраты и определив сроки проекта, мы пришли к выводу, что будет более правильно создавать собственную систему. В результате год назад внутри ИТ-департамента был сформирован отдел разработки, который и занимается этой задачей. На сегодняшний день в нем порядка десяти человек. Для столь масштабной задачи это немного, но наши разработчики обладают опытом создания подобных систем, которые работают уже не первый год. Поэтому я уверен в перспективности и успешности проекта в целом.
PC Week: Что будет представлять собой ваша система?
Г. Б.: Это модульная система, включающая в себя и регистратуру, и запись на прием, и электронную историю болезни, и остальные необходимые блоки. Система будет интегрирована с разрабатываемым нами сейчас веб-сайтом “Личный кабинет клиента”. Любой пациент наших клиник может зайти в свой “личный кабинет”, чтобы посмотреть свои данные (например, результаты анализов) или разместить информацию (скажем, отсканированную запись от прививках в детстве), а также чтобы пообщаться с персональным куратором или пополнить депозитный счет.
Одним из элементов системы является интеграционное решение Ensemble компании InterSystems. Этот программный продукт сейчас используется нами для сбора статистической информации из имеющихся разнородных систем в центральное хранилище данных. В создаваемой новой системе решение InterSystems будет играть роль промежуточного слоя (middleware), применяемого для маршрутизации данных.
В ближайшей перспективе система пополнится модулями CRM, модулем медицинских стандартов и др. То есть мы планируем охватить максимально полный функционал за исключением очень специфичных областей, таких как медицинские цифровые изображения (DICOM-системы).
В настоящее время осуществляется пилотное внедрение системы в двух наших клиниках. Пилотный проект охватывает базовый функционал системы, а по мере разработки новых модулей мы будем поэтапно внедрять их в медицинских учреждениях группы компаний. В 2010 г. все ЛПУ холдинга -- а это свыше тысячи рабочих мест -- будут работать исключительно на собственной медицинской информационной системе.
Для того чтобы клиники могли в оперативном режиме обмениваться электронными медицинскими картами пациентов, нами построена защищённая корпоративная IP-сеть на основе выделенных каналов. В случаях, когда получить выделенные каналы не удается, мы настраиваем VPN-соединения через Интернет.
PC Week: А что еще входит в вашу ИТ-стратегию?
Г. Б.: Вторая по важности задача, которая, как правило, знакома всем крупным компаниям, — это формирование единой ИТ-службы. Сегодня в каждой компании холдинга есть свои ИТ-подразделения, весьма различающиеся по уровню зрелости и профессионализма. До конца года в едином ИТ-департаменте группы компаний будут сосредоточены и весь необходимый функционал, и все ИТ-специалисты холдинга. В результате интеграции этот департамент будет выступать по отношению к компаниям холдинга в роли внешней службы, предоставляя им весь спектр услуг по ИТ-сопровождению.
Третьими по важности для нас являются чисто медицинские проекты. Например, телемедицина. Мы сейчас изучаем, что в этом плане нам может предложить рынок, какие технологии мы можем использовать. Мы также проводим пилотное внедрение смарт-карт для наших клиентов, что позволит безошибочно идентифицировать клиента в любой клинике группы компаний. Для этих целей мы применяем решение концерна “Ситроникс”, выпускающего карты, в частности, для московского метрополитена. Если пилотный проект будет успешным, то мы распространим его на все наши клиники.
Еще одним проектом, старт которому был дан этой осенью, является построение единого контакт-центра группы компаний. Ключевая задача – обеспечить наших клиентов качественным сервисом при телефонном обращении. В рамках данного проекта планируется свести существующие сегодня в компаниях холдинга службы приема телефонных звонков в единое подразделение, которое будет обрабатывать все поступающие вызовы. Использование современных технологий и методик позволит нам обеспечить гарантированное время ответа оператора на звонок клиента и высокий уровень сервиса.
Помимо вышеперечисленного мы решаем целый ряд типовых задач, среди которых, например, интеграция наших учетных систем. В большинстве компаний холдинга мы используем программные продукты“1С”, которые нас устраивают, и менять их не планируем. К задачам подобного рода относятся автоматизация отдельных служб, систем учета материальных ценностей, внедрение кадровых систем.
PC Week: На ваш взгляд, что дает реализация этой ИТ-стратегии?
Г. Б.: Многое. Во-первых, стратегия представляет собой административный ресурс, который не позволяет сбить нас с курса. Если принятым документом закреплено некое положение, то нельзя на середине этапа взять и передумать, поменять решение. Есть четко намеченный план, в соответствии с которым мы и действуем. И я считаю это большим плюсом, поскольку реализовать столь масштабные планы можно, только твердо следуя намеченному пути, не поддаваясь влиянию внешних и внутренних факторов. Во-вторых, важным моментом является то, что все ключевые решения, в том числе и ИТ-стратегия, принимаются у нас исключительно коллегиально. Активное обсуждение документов дает руководителям на местах возможность видеть, куда мы движемся, и понимать, зачем мы это делаем. Благодаря такому подходу нам легче договариваться с руководителями подразделений о привлечении ресурсов и предоставлении необходимых данных. И наконец, наличие ИТ-стратегии позволяет сотрудникам ИТ-департамента видеть, каковы наши конечные цели, и на основании этого определять, в каком направлении им нужно расти, повышать свою квалификацию.
PC Week: Из этого можно сделать вывод, что ИТ играют важную роль в вашей компании.
Г. Б.: Да, я считаю, что нам по большому счету повезло. Руководство изначально рассматривало ИТ как важную составляющую стратегии бизнеса вообще, как наше конкурентное преимущество. Президент Группы компаний “Медси” Владимир Оскарович Гурдус лично курирует ИТ-стратегию и ее реализацию, помогает нам двигаться вперед. Работать с такой поддержкой комфортно, потому что чем меньше административных барьеров, тем эффективнее наша деятельность. Что же касается роли ИТ в бизнес-стратегии всей компании, то мы считаем, что победить наших конкурентов можно именно с помощью современных технологий.
PC Week: А кто у вас обычно является инициатором внедрения новых систем — ИТ-подразделение или руководство?
Г. Б.: Бывает по-разному. Есть проекты, которые выдвигает ИТ-департамент, выходя к руководству со своим предложением. В Группе компаний сформирован комитет по информатизации, собирающийся с определенной периодичностью. В его рамках любой сотрудник может вынести на обсуждение вопрос, требующий решения, или инициировать новый проект.
Кроме того, в холдинге образована группа медицинских аналитиков, которая также выступает инициатором новых проектов. В частности, прорабатываемый в настоящее время проект по телемедицине — их инициатива. Поступают запросы и со стороны дочерних компаний, когда им требуется реализовать тот или иной ИТ-проект.
PC Week: С какими проблемами внедрения ИТ вам приходится чаще всего сталкиваться?
Г. Б.: Самый тонкий вопрос — это человеческий фактор. Дело в том, что врачи — люди очень занятые и немного консервативные. По статистике в России средний возраст медицинского персонала около 50 лет, и в плане практического применения компьютерная грамотность не так высока, как нам хотелось бы. Правда, возраст не всегда является помехой, главное — характер человека. К примеру, в проекте, который реализовывался в клинике “Медси”, успешно прошел обучение врач семидесяти двух лет.
И здесь мы работаем в двух направлениях. Первое — это активное обучение сотрудников и объяснение, что дает им использование ИТ. Второе -- административные меры. Например, издаются приказы, в которых указывается, что с такого-то числа персонал, не прошедший аттестацию на использование соответствующего программного продукта, к работе допущен не будет. И как показывает практика, данная стратегия работает, потому что еще ни один из наших сотрудников не покинул клиники по причине внедрения новых технологий.
PC Week: А каковы самые большие трудности в вашей работе?
Г. Б.: Трудностей хватает, и все их можно разделить на две группы: технологические и административные. Если говорить о первой группе, то это отсутствие четких и явных стандартов в электронной медицине в России. Об этом очень много говорят на разных конференциях и симпозиумах, но, к сожалению, процесс пока еще только в самом начале.
Свои шаги в направлении выработки стандартов делают и энтузиасты, и государство как регулирующий орган. Кто должен руководить этим процессом, сказать сложно. На Западе многие стандарты де-факто вырабатываются крупными компаниями, работающими в этом бизнесе. Но на сегодняшний день бизнес электронной медицины в России невелик, и здесь нет тех игроков, которые могли бы сказать: “Вот наш стандарт, и все работают по нему”. Проблема в том, что масштабы рынка небольшие, а сам рынок не консолидирован, т. е. нет игрока, владеющего хотя бы третью рынка. Игроков очень много, и каждый имеет свой кусочек. Каким образом будет решена имеющаяся на сегодняшний день проблема стандартизации – покажет время.
Мы в своей работе используем ряд стандартов, принятых на Западе, и они будут поддерживаться нашей системой. Пока мы идем по этому пути.
Вторая группа трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться, — административно-организационные. “Медси” — компания молодая, бизнес-процессы отлажены не в полном объеме, есть ряд проблем и в вопросах административных связей, и в уровнях подчиненности. Мы сейчас активно занимается наведением здесь порядка, но решение всех этих вопросов требует времени.
Один из специфических нюансов, который постоянно приходится учитывать в нашей работе, -- это принцип коллегиальности, о котором я уже говорил. Он имеет как плюсы, так и минусы. Коллегиальность позволяет минимизировать риск принятия неправильных решений, но при этом сам процесс принятия решения затягивается и тем самым усложняется задача реализации проектов в обозначенные сроки. Так что, с одной стороны, возможности ускорить проект у нас ограничены, а с другой — открываются новые клиники и в них необходимо выстраивать современную ИТ-инфраструктуру. Задерживать открытие клиник мы не можем, поэтому приходится работать в существующих условиях и находить компромиссы.
PC Week: Спасибо за беседу.