Ведущие поставщики ИТ начинают предлагать на некоторые продукты кредиты с нулевым процентом. Видимо, их вдохновил пример производителей автомобилей, которые уже давно практикуют на Западе такой подход. Эти шаги показывают, как в условия экономического спада крупные игроки ИТ-рынка используют свои финансовые возможности, чтобы убедить заказчиков не откладывать приобретение или модернизацию в долгий ящик.
В середине ноябре Microsoft объявила программу беспроцентного кредитования сроком на 36 месяцев для покупателей, которые приобретут системы Dynamics ERP и CRM-приложения до 20 марта будущего года на сумму от 20 тыс. до 1 млн. долл.
Вскоре примеру софтверного гиганта последовала компания Dell, которая предложила беспроцентный кредит крупным коммерческим и государственным организациям, а также избранным компаниям из сегмента СМБ. Оборудование предоставляется в аренду сроком на 12—48 месяцев, по истечении которого клиент может выкупить его за один доллар. Сначала речь шла только о прямых поставках, но затем Dell расширила эту программу и на партнеров, продвигающих системы хранения EqualLogic, объясняя это желанием повысить конкурентоспособность своих авторизованных реселлеров.
В начале декабря HP представила беспроцентный вариант аренды своего основного ПО на срок до трех лет. Это предложение распространяется на продукты Business Technology Optimization (BTO) и Information Management (IM) при условии заключения контракта на сумму от 100 тыс. долл. и действует до 31 января будущего года.
Другие поставщики действуют примерно в том же ключе. Так IBM в текущем квартале объявила ряд специальных программ, предусматривающих отсрочку платежей и снижение процента по кредитам. Эти программы, получившие многозначительное название “Зачем ждать?”, явно указывают на желание Голубого гиганта подстегнуть падающие продажи. Fujitsu также объявила скидки и льготные кредиты, хотя и не беспроцентные.
Правда, перечисленные предложения действуют далеко не во всех странах. Например, программа HP распространяется только на Западную Европу, Канаду и США, Microsoft охватывает те же регионы плюс Новую Зеландию, а Dell пока включает лишь США.
Сейчас трудно сказать, помогут ли беспроцентные кредиты подстегнуть спрос. Аналитики отмечают, что цена является лишь одной из многих составляющих, которые заказчик рассматривает при выборе ПО, особенно когда речь идет о пятизначных суммах. Важное значение имеют и другие вопросы, такие как необходимость обучения пользователей, импорта накопленных данных в новую систему и т. д. Однако кое-какую экономию клиенты все-таки смогут получить. Так, по оценке аналитиков IDC, новые варианты финансирования позволят покупателям сократить затраты на типичные ИТ-продукты на 5-8%.
Возможно это убедит некоторых заказчиков не откладывать покупку или модернизацию до лучших времен. Ведь сейчас ИТ-рынок как никогда нуждается в покупателях. Ведущие аналитические компании — IDC, Gartner и Forrester Research, недавно снизили прогнозы по спросу на ИТ-продукты в следующем году (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=116082). Однако они надеются на начало возрождения в 2010-м или даже в середине 2009-го.