В последних числах 2008-го года российский Союз ИТ-директоров (СоДИТ) при участии журнала Intelligent Enterprise и Института современного развития (ИНСОР) провел семинар на тему “Тактика ИТ-директора в условиях кризиса”, в котором приняли участие руководители ИТ-подразделений и эксперты ряда крупных компаний, а также представители региональных клубов ИТ-директоров.
Главной целью мероприятия была выработка общих рекомендаций для ИТ-директоров предприятий в период мирового экономического кризиса. По мнению собравшихся, одной из основных его причин стала слабая информационная структура мировой экономики, не позволяющая развивать рыночный инструментарий инвестирования в условиях глобализации. Понимая ограниченность возможностей ИТ-сообщества, участники семинара тем не менее выразили уверенность, что ИТ-директора, представляющие собой заказчиков корпоративного рынка, могут и должны оказать влияние на смягчение последствий кризиса. В решении данной задачи главная роль, по мнению собравшихся, отводится консолидации усилий ИТ-руководителей по всей стране. “Происходящий сейчас кризис показал, что мы все связаны друг с другом, — подчеркнул директор департамента ИТ негосударственного пенсионного фонда “Благосостояние” и председатель правления СоДИТ Борис Славин. — Поэтому было бы неправильно ограничивать себя только собственными проблемами. Я считаю, что сегодня очень важно помогать своим коллегам. И мы — профессионалы высокого уровня — просто обязаны часть своей активности отдать на общее дело, обмениваясь опытом с коллегами, участвуя в общественной жизни и пропагандируя прогрессивные идеи в области ИТ”.
Рекомендации, выработанные в рамках семинара, подразделяются на три группы. К первой из них — “Общие рекомендации” — были отнесены действия, направленные на продвижение ИТ в качестве инструментария для повышения прозрачности и управляемости бизнеса. ИТ-директорам предлагается более активно распространять информацию (как в рамках компаний, так и в обществе в целом) о возможностях ИТ и роли ИТ-специалистов в решении задач по преодолению кризиса в своей организации и поиске новых конкурентоспособных решений.
При этом, считает директор информационной службы компании SUKHOI Civil Aircraft Галина Львова, ИТ-руководителям в условиях кризиса надо изменить постановку целей перед своими сотрудниками: “Сокращение издержек — дело не только ИТ-директора или начальника ИТ-департамента, но и каждого работника. Компаниям необходимо выжить, и они должны сделать это вместе со всеми сотрудниками. Так что сейчас у ИТ-директоров есть очень хороший шанс вплотную заняться воспитанием собственного коллектива, постараться научить всех решать задачи за меньшие деньги и в минимальные сроки”.
Кроме того, в условиях высокой степени неопределенности ситуации в 2009 г. ИТ-директорам необходимо разработать различные варианты тактики в области автоматизации, учитывающие как пессимистические, так и оптимистические сценарии, что, по мнению участников семинара, позволит корректировать ИТ-бюджет в зависимости от обстоятельств. Очень важно при этом не допустить уменьшения ИТ-бюджета в большей или даже в равной степени (в процентном отношении), чем общее сокращение издержек по предприятию. Для достижения данной цели рекомендуется привлекать на свою сторону все службы, заинтересованные в автоматизации, и доказывать, что практика равномерного снижения затрат по всем направлениям работы неэффективна.
Особое место в общих рекомендациях занимает вопрос пересмотра политики в отношении поставщиков ИТ-продуктов и услуг. И здесь все участники семинара сошлись во мнении, что сегодня российский рынок таких поставщиков безусловно нуждается в поддержке, но не в виде каких-либо преференций, как это происходит с автопроизводителями (что не приносит никакого положительного результата на протяжении многих лет), а в виде поиска взаимовыгодных решений и более гибких схем оплаты и финансирования. Необходимо, учитывая интересы поставщиков, стимулировать повышение качества услуг с их стороны, рост профессионализма и снижение стоимости предоставляемых ими сервисов.
Вторая группа рекомендаций относится к развитию ИТ и предлагает ИТ-директорам проводить ревизию портфеля ИТ-проектов, расставив приоритеты с учетом принятых на предприятии антикризисных мер. В первую очередь усилия должны быть направлены на проекты, которые позволяют достичь прямых, а не косвенных преимуществ и быстро реализуемы (например, внедрение технологии энерго- и ресурсосбережения в производстве). При этом надо повысить технико-экономическую обоснованность открытия проектов и вовлекать в их обсуждение руководителей бизнес-подразделений, для которых они реализуются. В случае же необходимости приостановки каких-либо проектов следует просчитать и показать бизнесу издержки, которые могут возникнуть.
Кроме того, ИТ-директорам предлагается пересмотреть планы реализации проектов, увеличив число “реперных” точек, что позволит получать конкретные результаты на более ранних стадиях и тем самым снизит риски выхода за рамки бюджета.
Еще одна рекомендация из этой группы — повышение приоритета внедрения “легких”, но важных для обеспечения гибкости управления бизнесом продуктов (системы принятия решений и управления рисками, инструменты финансовой отчетности и консолидации данных, CRM-, B2B- и интеграционные решения) за счет “тяжелых” и долгосрочных проектов по внедрению комплексных ERP-систем.
Особое внимание участники семинара призвали уделить аналитическим инструментам, дающим возможность использовать уже накопленные на предприятии данные для быстрого получения новой и необходимой для управления информации. Причем здесь, по мнению CIO “Национальной логистической компании” Юрия Колесникова, больший эффект может быть получен за счет простого ужесточения технологии работы с информацией, что не требует больших затрат и дополнительных расходов на приобретение дорогостоящего аналитического ПО. Достаточно лишь должным образом выстроить бизнес-процессы, позволяющие улучшить точность предоставляемой информации. Благодаря этому можно, например, реализовать еженедельное (а не ежемесячное) предоставление информации руководству предприятия. И для этого систему менять совершенно необязательно — нужно просто внести некоторые изменения в документооборот и реорганизовать те или иные процессы.
И наконец, третья группа предложенных рекомендаций связана с необходимостью снижения операционных ИТ-затрат. Руководителям ИТ-подразделений предлагается уделить особое внимание сокращению издержек (как прямых, так и косвенных) на поддержку существующих систем и оборудования, что, по мнению участников семинара, позволит сохранить в ИТ-бюджетах долю капиталовложений на развитие и увеличить эффективность инвестиций в ИТ.
Добиться снижения затрат можно также за счет улучшения стандартизации ИТ-систем и постановки ИТ-процессов. Как показывает практика, подобные проекты могут быть выполнены достаточно быстро и недорого. Помимо этого рекомендуется уделить внимание системам виртуализации и консолидации ресурсов и внедрению систем управления ИТ-инфраструктурой.
Большую озабоченность участников семинара вызвала практика сокращения сотрудников ИТ-служб. Было предложено проводить подобные сокращения очень осторожно, избавляясь только от реального “балласта”. Сохраняя команду, следует повышать мотивацию сотрудников и настраивать их на результат. В случае же невозможности избежать сокращений (это особенно актуально для регионов, где в филиалах крупных компаний они происходят намного жестче) было рекомендовано кооперироваться с поставщиками услуг аутсорсинга и передать им свои квалифицированные кадры. “Выживать в условиях глобального кризиса можно только сообща, а не за счет друг друга”, — говорится в документе, выработанном в ходе мероприятия.
Об интересном опыте реализации подобного подхода рассказал Александр Квасов, представляющий Клуб ИТ-директоров Нижнего Новгорода. При клубе действует специальная служба, предоставляющая возможность уволенным ИТ-специалистам работать на условиях аутсорсинга для тех же компаний, из которых их сократили. Это оказалось возможным благодаря такому часто встречающемуся явлению, как перекос в бюджете, когда фонд оплаты труда сокращается, а денег на поддержку систем выделяется больше. Поэтому ИТ-директору приходится планировать поддержку таким образом, чтобы при сокращении людей набор функций управления осуществлялся с помощью аутсорсеров. И в результате у компаний нет другого выхода, как платить за это деньги — и во многих случаях даже бóльшие.
Вместе с тем, отметили участники семинара, проблема сокращения ИТ-кадров имеет и свою положительную сторону. Сегодня ситуация на рынке персонала постепенно меняется — он перестает быть “перегретым”. У людей появилась внутренняя мотивация к сохранению работы и повышению производительности труда. “Сейчас работа с кадрами стала гораздо легче. У нас впервые появилась очередь из желающих устроиться к нам. Причем она состоит не из необученных студентов с неоправданно высокими запросами, как раньше, а из хороших специалистов, которые претендуют на адекватные зарплаты”, — подчеркнул Борис Славин.