Nortel Networks, крупнейший в Канаде производитель телекоммуникационного оборудования, объявил о банкротстве. Однако история одного из старейших в мире предприятий связи на этом не заканчивается. Есть немало оснований предполагать, что из данного испытания фирма выйдет обновленной, финансово устойчивой и конкурентоспособной.
По сообщениям из Торонто, где находится штаб-квартира компании, Nortel Networks Limited (NNL) и ряд ее канадских филиалов решили воспользоваться правом защиты от кредиторов в соответствии с канадским законом об урегулировании отношений предприятий с кредиторами (Companies Creditors Arrangement Act ,CCAA), то есть признать банкротство фирмы.
Несколько американских филиалов компании, включая Nortel Networks Inc. и Nortel Networks Capital Corporation, подали аналогичные заявления в США. Ожидается, что и некоторые филиалs в регионе EMEA предпримут такие же шаги в Европе. А вот филиалы NNL в Азии (включая совместное предприятие LG Nortel), в странах Карибского бассейна и Латинской Америки, а также подразделение решений для государственных структур (Nortel Government Solutions) продолжат работу в обычном порядке — на них объявленные меры не распространяются.
Созданная более ста лет назад Александром Грэхемом Беллом, изобретателем телефона, Northern Electric & Manufacturing (ныне — Nortel) пережила немало взлетов и падений. Cегодня сумма обязательств этой компании составляет порядка 12 млрд. долл. Тем не менее ее руководство рассчитывает, что процесс банкротства позволит фирме более решительно подойти к преодолению бремени издержек и задолженности, действенно реструктурировать свою деятельность, эффективно сузить стратегические направления бизнеса.
После одобрения суда у корпорации будет около года, чтобы осуществить реструктуризацию и привести финансы в порядок. При этом перебоев в обычной повседневной деятельности фирмы не ожидается.
Нельзя сказать, что Nortel пассивно вела свой бизнес. Она начала процесс преобразования и трансформации в конце 2005 г. и с тех пор добилась результатов на целом ряде фронтов, в частности успела сократить на 18%штат своих сотрудников, первой вывести на рынок несколько новых высокотехнологичных продуктов и продать ряд подразделений.
Однако мировой финансовый кризис и рецессия наложились на финансовые трудности компании Nortel и непосредственно сказались на ее способности завершить начатые преобразования. Ведь если десять лет назад ее акции продавались по 124 долл., то сейчас они идут всего по 12 центов. “Это потрясающая трансформация по сравнению с тем, какое положение занимала Nortel в 2000 г., когда она была крупнейшей компанией Канады с капитализацией, составлявшей 35% фондовой биржи Торонто”, — отметил директор по инвестициям BMO Asset Management Гевин Грем.
В ноябре 2008-го Nortel сообщила об убытке в третьем квартале в 3,4 млрд. долл., сократила прогноз на весь год и временно уволила еще 1,3 тыс. сотрудников (примерно 5% штата). Но далее компания не смогла расплатиться по долгам на сумму 107 млн. долл. и в середине января 2009 г. объявила о банкротстве. Вместе с тем она имеет запас наличности в размере 2,4 млрд. долл., что позволит ей сохранить ликвидность и финансировать свою деятельность, пока идет процесс реструктуризации.
“Nortel должна обрести финансовую устойчивость раз и навсегда, — сказал президент и генеральный директор компании Майк Зафировски. — Я уверен, что объявленные нами меры станут кратчайшим и наиболее эффективным путем к воплощению производственной эффективности, сосредоточенности на НИОКР и технического лидерства”.
“Это далеко не трагедия, а реорганизация бизнеса, — убеждена старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН) Вера Шульцева. — Сегодня процедура банкротства компаний во многих передовых странах стала своего рода “страховочной сеткой” в системе рыночной конкуренции и спасательным кругом для предприятий. Банкротство является скорее защитой от объективных экономических трудностей, от неэффективного собственного менеджмента, от кредиторов”.
Нормативная база, говорит эксперт из ИМЭМО РАН, открывает дорогу к освобождению от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в “новом старте” в условиях конкуренции в обществе. Все сказанное имеет непосредственное отношение к сегодняшней сенсации с корпорацией Nortel.
“Крупнейшее стратегическое предприятие Канады вряд ли потерпит фиаско в условиях таинственной неопределенности будущего, — считает г-жа Шульцева. — Как показывают некоторые исследования, компании-банкроты, пройдя под надзором суда через процедуру реорганизации, по истечении оговоренного срока, как правило, возвращаются к своей деятельности (только 10—14% сворачивают бизнес), причём в лучшей форме”.