Судя по предварительным оценкам IDC, продажи на мировом рынке ПК в IV кв. 2008 г. не оправдали ожиданий оптимистично настроенных экспертов. Хотя объемы поставок по сравнению с аналогичным периодом 2007-го снизились не столь сильно — всего на 0,4% в штучном выражении, — вопреки сложившейся многолетней практике последний квартал оказался хуже предыдущего: продажи упали на 2,5%. И это несмотря на быстрый рост популярности нетбуков, которых за последние три месяца ушедшего года, по данным IDC, было продано около 5 млн. шт. (а всего за год — около 10 млн.) при общем объеме продаж ПК в 17,4 млн. шт. Как отмечают эксперты IDC, свою роль здесь сыграло почти двукратное уменьшение темпов роста сегмента портативных ПК по сравнению с отмеченными в предыдущие три квартала (до 20% против примерно 40%), а также снижение интереса к десктопам, продажи которых упали на 16%, тогда как в начале года падение в данном сегменте было совсем небольшим. Компенсировать эти потери за счет нетбуков не удалось.
Подобный ход событий, обусловленный развитием кризисных явлений в мировой экономике, сказался и на общих итогах минувшего года. Если за предыдущие пять лет среднегодовые темпы роста мирового рынка ПК составили около 15%, то в 2008-м, по подсчетам IDC, объем продаж вырос только на 10,5%. Нынешнюю ситуацию эксперты сравнивают с той, что сложилась в 2006 г., когда потенциальные покупатели заняли выжидательную позицию в преддверии выпуска новой клиентской ОС Windows Vista. Как отмечает Лорен Ловерде, программный директор IDC Worldwide Quartely PC Tracker, по рынку нанесен столь сильный удар, что сгладить его последствия за счет низких цен и перехода пользователей на мобильные ПК вряд ли удастся, поскольку острая конкуренция между вендорами в сегменте недорогих ноутбуков грозит подорвать прибыли поставщиков. По мнению Ловерде, не будет ничего удивительного, если восстановление рынка ПК отодвинется на 2010 г., когда основные кризисные проявления в мировой экономике, возможно, будут преодолены.
Что касается распределения мест в первой пятерке ведущих вендоров, то оно не изменилось ни по результатам квартала, ни по результатам всего года. Общие объемы годовых продаж у всех ведущих производителей выросли, при этом наиболее преуспели сфокусированные на мобильных ПК компании Acer и Toshiba. Свои рыночные доли по сравнению с показателями 2007-го Acer, Toshiba, HP и Dell также увеличили, а занимающая четвертую позицию Lenovo хотя и снизила, но очень незначительно (на 0,1%), что позволяет говорить о продолжении процесса консолидации отрасли. Вместе с тем ситуация в IV кв. 2008 г. оказалась более разнообразной. Прибавить в объеме продаж и рыночных долях удалось только HP, Acer и Toshiba (последние две компании опять же продемонстрировали наиболее высокие темпы роста), а у Dell и Lenovo показатели по сравнению с аналогичным периодом 2007-го ухудшились.
Рейтинг | Вендор | 2008 г.объем продаж, тыс. шт. | доля рынка,% | 2007 г. объем продаж, тыс. шт. | доля рынка, % | Прирост продаж за год, % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | HP | 56 971 | 19,2 | 50 559 | 18,8 | 12,7 |
2 | Dell | 44 438 | 15,0 | 40 017 | 14,9 | 11,0 |
3 | Acer | 32 506 | 10,9 | 21 205 | 7,9 | 53,3 |
4 | Lenovo | 21 905 | 7,4 | 20 234 | 7,5 | 8,3 |
5 | Toshiba | 13 713 | 4,6 | 10 961 | 4,1 | 25,1 |
Другие | 127 708 | 43,0 | 126 074 | 46,9 | 1,3 | |
Итого | 297 240 | 100,0 | 269 051 | 100,0 | 10,5 |