Девальвация российского рубля на 30% с лишним менее чем за квартал не могла не повлечь за собой защитных мер со стороны участников российского рынка. Отреагировали и операторы мобильной связи. Еще пару лет назад номинирование тарифов в долларах или у. е. было обычной практикой, но после предпринятых Правительством РФ шагов по временной (и, как тогда казалось, долгосрочной) стабилизации национальной валюты, операторы перешли на тарификацию в рублях, зафиксировав соотношение в 28,7—30 руб. за один американский доллар. И вот пошел обратный процесс — пока еще не возврат к “условным единицам”, но явное увеличение рублевых цен. И это только начало.

Первой на подобный шаг решилась компания “МегаФон”, уведомившая 29 января своих абонентов о том, что с 10 февраля роуминговые тарифы повысятся в среднем на четверть. Таким образом, за возможность отправить текстовое сообщение, выйти в Интернет или позвонить домой из-за рубежа абонентам придется платить как минимум на 25% больше (к примеру, одна SMS будет стоить 19 рублей вместо прежних 15-ти).

Как отмечается в аналитическом отчете ComNews Research, выпущенном специально по этому поводу, “тот факт, что корректировка тарифов начинается с международного роуминга, не случаен — вследствие господства валютных взаимозачетов и высокой зависимости от условий внешних партнеров, в этом сегменте последствия девальвации наиболее болезненны”. Похоже, благодатная эра постоянного удешевления мобильной связи (в среднем, по оценкам представителей рынка, на 10% в год) заканчивается. Пока это, без сомнения, будет означать снижение спроса на роуминговые услуги и его повышение на “туристические” SIM-карты с бесплатным входящим трафиком и более дешевыми вызовами по стране пребывания и в Россию, а также различные VoIP-решения, действующие по принципу call-back. Как следствие, можно прогнозировать повышение интереса как бизнес-пользователей, так и частных абонентов к двухмодовым терминалам со слотами для двух SIM-карт, а также к ультрадешевым мобильным телефонам, которые будут приобретаться специально для командировок (в них будет устанавливаться местная или “туристическая” SIM-карта). Отметим, что именно собственные абоненты в 2008 году принесли операторам 79% доходов от международного роуминга — разговорчивых гостей в России немного. Вряд ли в будущем этот показатель будет столь велик. Кроме того, российские пользователи имеют реальный шанс не получить в ближайший отпускной сезон тарифных модификаторов, которые раньше могли существенно снизить стоимость вызовов за рубежом (“Комфортный роуминг”, “ЕвроОтдых” и т. д.).

Безусловно, за “МегаФоном” в стремлении выровнять тарифы последуют и МТС с “ВымпелКомом”. Конечно, менять рублевые тарифы быстро не получится — первый оператор, кто попробует сделать это, напрямую столкнется с массовым оттоком частных клиентов. Скорее всего, операторы будут стимулировать добровольное переключение на новые ТП, предложив в их рамках более выгодные ценовые условия (в пересчете на рубли), чем на прежних тарифах. Мало кто из абонентов замечает, что такие цены обычно сопровождаются уточнениями, что указанная цена — только до определенного времени (обычно месяц, другой), дальше она будет скорректирована. Конечно, в большую сторону.

Дополнительно к этому, интересные открытия ожидают пользователей практически всех ТП с включенными дополнительными услугами: их объем может уменьшиться. Без сомнения, сократится число предоплаченных минут на безлимитных тарифных планах, будут “урезаны” пакеты интернет-трафика, ранее предоставлявшиеся крупным клиентам “бесплатно”, скорее всего, исчезнут наиболее выгодные с точки зрения пользователя пакеты SMS-сообщений. Под шумок общей перетряски тарифной линейки может быть “срезана” посекундная тарификация с первой или со второй минуты (в зависимости от ТП), увеличены лимиты округления GPRS- и WAP-трафика, увеличена “стоимость владения” для прямых городских номеров, а также стоимость перехода на еще выгодные пока рублевые тарифные планы. Скорее всего, тарифные модификаторы будут стимулировать только общение внутри сети — могут быть отменены (или абонентская плата за них будет увеличена) “любимые” номера, находящиеся в номерной емкости других операторов связи, исчезнут скидки для звонков в выходные и праздничные дни.