После оплаты покупки наличными часто остается мелочь, подсчет которой и хранение одинаково неудобны и для кассира, и для покупателя. Удобный выход из ситуации предложила компания CyberPlat, реализовавшая через свою платежную систему услугу “Сдача на счет”, которая уже доступна абонентам МТС в нескольких супермаркетах московской сети “Остров”. С помощью этой услуги “в одно движение” остаток денег, который раньше возвращался покупателю, может быть зачислен на его телефонный счет. Для выполнения операции нужно лишь дать кассиру считать сканером специальный штрих-код. При этом перевести на счет можно всю сдачу или какую-то её часть (например, только мелочь).
Чтобы получить штрих-код со своим номером, абоненту надо отправить бесплатное SMS-сообщения без текста на короткий номер 7117, получить ответное SMS, перейти по WAP-ссылке и загрузить картинку со штрих-кодом в свой мобильный телефон. Если последний снабжен графическим дисплеем, штрих-код можно не распечатывать, а демонстрировать прямо с экрана телефона. Поскольку современные модели кассовых сканеров способны считывать штрих-коды и с бумажных наклеек, и с экранов мобильных устройств, торговому предприятию для поддержки услуги нужно лишь обновить ПО кассового аппарата.
Интересно, что в технологически развитых зарубежных странах, в первую очередь, в Японии и США, сервисы, предполагающие безналичную оплату услуг с помощью штрих-кода, отображаемого на экране мобильного телефона, получили широкое распространение. В частности, мобильные купоны с 2006 года широко использует мировая сеть быстрого питания McDonald’s, а крупнейшие авиакомпании Южной Кореи Asiana и Korean Air с 2008 года внедрили систему регистрации электронных авиабилетов, информация о которых поступает в виде штрих-кода на экраны мобильных телефонов пассажиров.