В начале года IBM по традиции объявляет результаты патентной деятельности за прошедший год. На протяжении 16 последних лет она сохраняет лидерство по числу полученных за год патентов США. В 2008-м IBM поставила очередной рекорд — 4186 патентов (по информации IFI Patent Intelligence), став первой в истории компанией, получившей за год более 4000 патентов США.
Шеф-редактор PC Week/RE Игорь Кондратьев побеседовал с ведущим экспертом IBM по технологиям и инновациям Анджеем Аршавским о проблемах патентования и новых инициативах компании в этой сфере.
PC Week: Какое место отводит IBM вопросам патентования?
АНДЖЕЙ АРШАВСКИЙ: Обеспечение прав интеллектуальной собственности с помощью патентов позволяет IBM решить ряд важных вопросов. Во-первых, защитить инвестиции компании в сферу исследований и разработок. В 2008-м на эти цели IBM направила примерно 6 млрд. долл. (в последние годы этот показатель остаётся почти на одном уровне).
Во-вторых, интеллектуальная собственность позволяет нам зарабатывать деньги. Ежегодно от продажи патентов и других форм интеллектуальной собственности компания получает примерно 1 млрд. долл., что соответствует приблизительно 1% её совокупного оборота.
В-третьих, наличие обширного портфеля патентов дает возможность IBM более свободно действовать в сфере создания ряда новых систем и устройств. Дело в том, что в нашей продукции может использоваться интеллектуальная собственность, принадлежащая другим фирмам. И теоретически её владельцы могли бы выставлять нам такие “драконовские” цены, которые бы полностью исключили возможность выпуска нами новых конкурентоспособных продуктов. Однако вместо покупки права пользования чужими патентами мы просто обмениваем их у правообладателей на свои собственные, заключая кросспатентные соглашения.
В-четвёртых, наша деятельность по защите интеллектуальной собственности и многолетнее лидерство по числу получаемых патентов позволяет IBM использовать свой авторитет в США на государственном уровне при обсуждении национальной патентной системы или закона об интеллектуальной собственности.
PC Week: Сейчас существенно возросло число исков, предъявляемых разными компаниями тем или иным конкурентам по поводу нарушения прав интеллектуальной собственности. По-видимому, эта ситуация отражает наличие каких-то проблем в самой сфере патентования?
А. А.: За последние годы очень сильно изменился характер инноваций и процесс их создания. Раньше изобретения нередко были фактически засекречены (в рамках отдельных лабораторий и исследовательских групп), и каждое из них в основном относилось к какой-то конкретной предметной области — физике, химии, компьютерным технологиям. Теперь инновации стали, во-первых, более открытыми: появилась, например, потребность в широкой публикации стандартов, стимулирующих развитие ИТ-отрасли. Во-вторых, инновации стали глобальными: в изобретательском процессе участвуют люди из самых разных стран (различных территориальных подразделений компании), разработчики, потенциальные заказчики и даже конкуренты. В-третьих, инновационные решения стали междисциплинарными, и большое их количество рождается не в какой-то отдельной области, а на стыке различных предметных областей.
Что касается проблем, то отчасти они связаны с ростом масштабов патентования. Патентование, можно сказать, вошло в моду, и многие компании нередко пытаются защитить с помощью патентов буквально всё, что изобретают. Конечно, здесь имеются определённые ограничения. В США, скажем, действует закон, по которому никто не может запатентовать то, что очевидно, или нереализуемо, или бесполезно. Тем не менее отмечаемый в сфере патентования рост активности привел к возникновению проблемы растущего портфеля нерассмотренных патентных заявок.
Кроме того, “агрессивное” патентование препятствует развитию человечества в целом, особенно на таких ключевых направлениях, как здравоохранение, образование и защита окружающей среды, а также в областях, способных вывести планету на новый технологический уровень.
Другая проблема вызвана тем, что патентование, к сожалению, не всегда проходит корректно. Снижается качество патентов: зачастую патентная формула расплывчата и неполна, описание прототипа некорректно и т. п.
Из-за наличия указанных проблем возникает неопределённость вокруг прав интеллектуальной собственности, что выражается в большом количестве патентных споров, на урегулирование которых расходуются огромные средства. По статистике, только в США на эти цели тратится порядка 21 млрд. долл. — примерно 7% от всех вложений страны, направляемых на исследования и разработки.
PC Week: Как в IBM представляют себе решение данных проблем?
А. А.: IBM выдвинула несколько инициатив, касающихся нашей активности в патентной сфере. Одна из них, в частности, подразумевает 50-процентное увеличение изобретений, которые компания станет публиковать, а не патентовать (т. е. число таких изобретений достигнет приблизительно 3000). Публикация изобретения в специальных изданиях (их перечень определён государственными регулирующими органами) делает его открытым: оно может использоваться всеми, но никто уже не вправе его запатентовать.
Помимо всего прочего вопрос об отказе от патента в пользу публикации имеет и экономическую сторону, поскольку получение одного патента обходится IBM в 40—50 тыс. долл. Этим, кстати, объясняется и то, что для защиты своей интеллектуальной собственности компания старается запатентовать максимум своих изобретений только в США. Патентование за пределами страны обычно связано с необходимостью защиты нашей интеллектуальной собственности от каких-то местных разработчиков и производителей.
PC Week: Какого рода изобретения компания намерена делать открытыми и какие цели она при этом преследует?
А. А.: На данном этапе подход IBM к защите интеллектуальной собственности заключается в достижении некоторого баланса между тем, что компания патентует, и тем, что она заявляет в качестве открытых инноваций. С одной стороны, мы оставляем под защитой патентов важные для нас инновации, с другой — открываем изобретения, связанные с крайне важными для мировой экономики и социума сферами: защитой окружающей среды, образованием и здравоохранением.
Например, IBM активно пропагандирует инициативу EcoPlanet Community, суть которой состоит в том, что система защиты интеллектуальной собственности не должна препятствовать охране окружающей среды. Наша компания сделала доступными все 80 своих патентов, относящихся к этой сфере, и призывает других последовать этому примеру.
Мы будем также свободно публиковать свои идеи, относящиеся к разработке открытых стандартов. Более того, мы собираемся вообще полностью открыть 500 патентов, которые защищают сообщество Open Source, и 150 патентов, защищающих стандарты обмена между программными продуктами и оборудованием.
Мы это делаем, в частности, с целью поддержки недавно объявленной нами инициативы Smart Planet. Более открытый с нашей стороны подход к инновациям позволит разрабатывать устройства нового поколения не только IBM, но и другим компаниям, что повлечет за собой появление более сложных и интеллектуальных инфраструктурных решений. А создание и поддержка таких решений — одно из приоритетных направлений бизнеса IBM.
PC Week: А имеются ли у IBM какие-то средства для решения проблемы растущего портфеля нерассмотренных патентных заявок или преодоления кризиса качества патентов?
А. А.: Да, один из таких механизмов — интеллектуальная система Patent Quality Index (индекс качества патентных заявок и выданных патентов). По замыслу разработчиков, она сможет более объективно, чем сейчас, оценивать такие факторы, как ясность изложения патентной формулы и её полнота, достоверность и качество описания прототипов, и позволит самим изобретателям определять, насколько патентоспособными оказываются те изобретения, которые они хотят запатентовать, а экспертам принять более взвешенное и оперативное решение в отношении выдачи патента или отказа в нём.
Конечно, система Patent Quality Index не призвана заменить человека: она лишь станет источником некоторых рекомендаций, акцентируя внимание эксперта на некорректности, противоречивости и нечёткости в формулировках патентной заявки или патента, которые в противном случае он мог бы попросту не заметить.
PC Week: Каким образом в IBM создаются изобретения?
А. А.: Много изобретений и патентов рождается на этапе чисто исследовательских работ, которые ведутся в восьми специализированных центрах компании. Могу сказать, что пару лет назад исследовательская деятельность приносила примерно 18% всех патентов IBM. Большое число патентов обязано своим происхождением этапу разработки конкретных устройств и технологий. Бывает, что хорошие идеи рождаются на этапах продажи и взаимодействия с клиентом, предпродажной подготовки. Иногда очень интересные патенты, которые к тому же приносят большую прибыль компании, возникают на этапе реализации и тестирования систем.
Внутри IBM создана целая инфраструктура, позволяющая выращивать новые идеи. Она базируется на Web-технологиях, и фактически любой сотрудник может опубликовать на внутрикорпоративных ресурсах возникшую у него идею, становящуюся затем предметом критического обсуждения коллег, в ходе которого могут зарождаться новые изобретения.
Если иметь в виду предметную область, то основное количество патентов, на которых IBM сегодня зарабатывает деньги, относятся к области микроэлектроники.
PC Week: Обычно право распоряжаться патентом — и сопутствующие этому доходы — принадлежит не специалисту, сделавшему соответствующее изобретение, а компании, в которой он работает. А какое вознаграждение за патент получает изобретатель?
А. А.: В IBM разработана специальная система, стимулирующая сотрудников к изобретательству. Авторам патентов выплачивают денежные премии: за первый патент 1200 долл., а за последующие — по 850 долл. Кроме того, за публикацию изобретений им начисляют призовые баллы, которые суммируются и при достижении определённого порога также превращаются в денежные премии.
PC Week: А как обстоят дела с изобретательством в российском подразделении IBM?
А. А.: В общем объеме наших инноваций постоянно увеличивается доля патентов, полученных сотрудниками IBM из европейских стран и Японии. Мы рассчитываем, что изобретения и патенты у нас будут рождаться и в российском подразделении, прежде всего в недрах его исследовательской лаборатории. Однако она пока достаточно молодая: с момента открытия лаборатории прошло только 2,5 года (см. PC Week/RE, №23/2006 — Прим. ред.), а ведь включение в процесс создания инноваций и наработка интеллектуальной собственности требует времени.
Вначале со стороны сотрудников лаборатории не было попыток что-то запатентовать. И нам пришлось прикладывать усилия, во-первых, для разъяснения того, что процедура оформления патентной заявки в принципе доступна всем, во-вторых, для обучения тому, каким образом это делается.
К настоящему времени российская лаборатория уже добилась ощутимого прогресса. В прошлом году её сотрудники опубликовали несколько изобретений. На этапе рассмотрения находится более десятка патентных заявок от сотрудников нашей лаборатории. Кроме того, у нас есть несколько новых исследовательских проектов, которые, как мы считаем, смогут стать источником для новых изобретений.
PC Week: Спасибо за беседу.