После американской CES европейский Mobile World Congress — вторая по значимости экспозиция большой “выставочной тройки”, следом за ней идет CeBIT в Германии. Как и в прошлом году, выставка мобильных технологий для операторов связи, производителей операторских решений и абонентских устройств определяла и корректировала направление развития на несколько лет вперед. Влияние финансового кризиса на рынок заметно: снижается потребительский спрос на технологичные товары, пессимистично настроены операторы связи, обремененные долговой нагрузкой, они стали крайне осторожно относится к затратам на строительство новых сетей передачи данных. Между тем впрямую на Mobile World Congress это не отразилось — в Барселоне по-прежнему 1300 компаний (их число не убавилось с прошлого года) заняли 57 тыс. кв. м выставочной площади, а в семинарах, сериях докладов и дискуссиях приняли участие более 2800 топ-менеджеров отрасли связи. Правда, число посетителей сократилось — “всего” 47 тыс. (в прошлом году их было как минимум на 8000 больше), включая 2500 журналистов со всего света.
К сожалению, особых прорывов на мероприятии заметно не было — большинство компаний было озабочено не дальними перспективами, а взглядом в самое ближайшее будущее, когда если не увеличение, то стабилизация сбыта считается уже крайне позитивным результатов. Наиболее активными, как и положено, были производители абонентских терминалов, представившие несколько десятков новых устройств. Если отделить от этой массы ту часть, которая может представлять интерес для корпоративного пользователя, то можно обнаружить несколько новых тенденций, которые будут доминировать на рынке в ближайшее время.
Во-первых, это почти тотальная установка GPS-модулей в смартфоны и коммуникаторы, предназначенные для корпоративного рынка. С одной стороны, такая ситуация явно увеличит число платных пользователей картографической продукции, а также многочисленных веб-сервисов (к примеру, по “привязке” фотографий к своему текущему местоположению). С другой — подобные устройства в сочетании с мобильными модемами для скоростных сетей должны дать мощный толчок развитию сервисов мобильного позиционирования, которые будут продвигать уже не мобильные операторы, а сервисные компании. Во-вторых, производители модифицируют свой подход к типичным конфигурациям “умных мобильных”. В стандартный минимум теперь входит процессор с частотой от 500 МГц, фронтальная камера для видеовызовов, сенсорный дисплей с диагональю 2,8—3,2 дюйма и нередко qwerty-клавиатура. Вместе с этим на значительную часть подобных устройств по умолчанию будет устанавливаться ПО push e-mail. В-третьих, вендоры все чаще обращают внимание на запросы локальных рынков, которые дотоле не находили должной поддержки. Именно этим можно объяснить появление коммуникаторов с двумя портами для SIM-карт, а также предустановку VoIP-решений.
Ну и наконец, производители стали более гибкими в вопросе выбора операционной системы для своих устройств — компаний, поддерживающих только одну ОС, уже практически не осталось. Помимо Symbian и обновленной Windows Mobile вендоры решили сделать ставку на перспективную ОС Android: в этом году “гуглофоны” должны выпустить LG, Motorola, Samsung и Sony Ericsson.
Особо хочется отметить специальную категорию устройств, на которую делают ставку операторы мобильной связи всего мира: это мобильные модемы, которые кроме роста “индекса инноваций” могут принести провайдерам еще и множество новых подключений (для их работы требуется отдельная SIM-карта). Примечательная новинка Mobile World Congress — портативный модем Huawei i-Mo, по размерам напоминающий брелок для ключей (69×27×12 мм). Новое устройство поможет пользователям подключаться к высокоскоростному Интернету посредством HSPA или Wi-Fi, выбирая нужную технологию подключения автоматически с помощью встроенного ПО. Как только владелец модема перемещается в зону действия хотспота, программа переключается на этот тип связи (при условии, что хотспот бесплатный или в памяти есть пароль и логин для авторизации). Все остальное время в качестве канала связи используется беспроводная мобильная связь. Кроме того, устройство имеет встроенный слот для SD-карты.
Не отстает и ZTE, которая на во время Mobile World Congress анонсировала выпуск двух новых продуктов — это мобильный USB-модем MF662, схожий по размерам с i-Mo, и устройство MF645, которое кроме организации доступа в Сеть является и TV-тюнером.
Производители систем операторского класса активно сосредоточились на выпуске оборудования для строительства сетей мобильного широкополосного доступа, основанных на принципе all-IP. Секрет тут прост — этого требуют потребители, им интересно наличие доступа к любым услугам, независимо от используемого устройства или своего местоположения. Причем, на какой базе такая сеть будет реализована (Mobile WiMAX или Long Term Evolution), в значительной части случаев уже не имеет значения — они могут иметь общую платформу как для мобильного WiMAX, так и для LTE. Отметим, что крупные производители оборудования, такие как Nokia Siemens, Samsung, Alcatel Lucent и Huawei, подходят к полноценной унификации базовых станций для макропокрытия мегаполисов, пригородов, студенческих кампусов и т. д. Интересно, что в настоящий момент производители оборудования меняют свой подход к продажам — если раньше они предлагали операторам только “железо” для сетей в надежде, что компании из Юго-Восточной Азии завалят рынок терминалами с поддержкой той или иной технологии передачи данных, то сейчас все происходит с точностью до наоборот. Прежде чем предлагать инфраструктурное оборудование и базовые станции, вендоры подтягивают компании-партнеры и формируют линейку абонентских устройств — нетбук, ноутбук и смартфон/коммуникатор со встроенными адаптерами для беспроводных широкополосных сетей, а также несколько вариантов фемтосот и маршрутизаторов, которые обеспечивают переход на новые технологии миниатюрных домашних локальных сетей.
Интересные решения были отмечены и в области мобильной торговли. Если годом раньше сервисы mobile payments по технологии Near Field Communication предполагалось использовать в терминалах со специальными встроенными антеннами, то сейчас появились более интересные решения. К примеру, Toshiba представила специальные SIM-карты для мобильных телефонов USIM (Universal Subscriber Identity Module) с поддержкой функции NFC. Все данные кредитной карты пользователя записываются в защищенную память USIM-карты, которая и будет служить “электронным кошельком” для обмена данными между телефоном и специальным NFC-ридером (аналог устройства для чтения “обычных” пластиковых карт) на расстоянии около 10 см. Кстати, по решению корейского финансового комитета, уже с 2009 г. в Южной Корее будет централизованно использоваться USIM: подобный модуль идентификации абонента позволит пользователям проводить операции со своим счетом с помощью любого банкомата в стране (для получения доступа к счету необходимо приблизить телефон к банкомату и набрать пин-код на клавиатуре мобильного терминала). Кстати, USIM-карты инсталлируются и в некоторые нетбуки, оснащенные мобильными модемами, видимо на будущее.
Стоит отметить и прогрессивные программные решения. К примеру, Opera Turbo — дополнение для Opera Mini — ускорит работу с Интернетом независимо от способа подключения и типа устройства. Схема работы проста — браузер, поддерживающий Opera Turbo, будет передавать данные на специальный сервер Opera Software, он проанализирует запрашиваемую страницу, устройство, с которого был получен запрос, а также скорость канала связи. После этого в браузер пользователя будет загружена оптимизированная версия требуемого сайта. Это позволит сэкономить до 80%трафика. Отношение операторов к этому новшеству самое положительное — снижения трафика из-за увеличения скорости загрузки явно не предвидится, зато это поможет заработать деньги в местах с нестабильной связью, где ранее никто не пользовался доступом в Сеть с мобильных терминалов.