Несмотря на финансовый кризис, операторы “большой тройки” продолжают активно “надувать” свою абонентскую базу. Практика бесплатной раздачи SIM-карт или их продажи за небольшие деньги никуда не исчезнет до той поры, пока у руководства этих компаний останется жгучее желание продемонстрировать акционерам, что определенный рост возможен даже в условиях снижения покупательского спроса. Такая политика привела к тому, что в январе этого года (данные аналитического агентства J`son & Partners) количество зарегистрированных на территории нашей страны SIM-карт достигло 189,9 млн. штук (на 10,1 млн. больше, чем годом ранее). А проникновение только в московской лицензионной зоне зашкалило за 184% (за 100% оно перешло еще три года назад). Однако на корпоративном рынке есть всего несколько точек роста, которые могут привести не к банальному арифметическому прибавлению числа эмитированных SIM-карт, а к улучшению финансовых показателей операторов связи.
Одно из перспективных направлений, уверен Ришад Аллабердиев, старший консультант J`son & Partners, — это мобильные модемы. Они не только обеспечивают формальный рост абонентской базы, но и крайне активно увеличивают индекс инноваций операторов “большой тройки” и (особенно) компании “Скай Линк”. Как отмечает первый заместитель генерального директора компании “Мегафон-Москва” Игорь Акулинин, “в тех регионах, где наши сети 3G запущены, наблюдается достаточно резкий, по сравнению с GSM, рост пакетного трафика: операторам очень интересна тема [мобильного] широкополосного доступа”.
В настоящий момент, по оценкам J`son & Partners, количество подобных абонентских устройств (не включая ноутбуки с адаптерами беспроводной связи) на руках у пользователей уже вплотную приблизилось к миллионной отметке. Причем цены на них постепенно снижаются. А всплеск продаж данной продукции у операторов “большой тройки” приходится не на столицу, а на те регионы, где стартуют сети третьего поколения. Судя по официальным данным компаний, на начало марта у “ВымпелКома” такие сети в “боевом режиме” действуют в 27 городах, у МТС в четырнадцати, у “МегаФона” — в десяти.
А вот мобильный WiMAX в схватке за абонентов, которым необходим мобильный широкополосный доступ, пока несколько отстает: по мнению аналитиков из J`son & Partners, к концу 2008-го эту технологию, предложенную компанией “Скартел”, в Москве и Санкт-Петербурге успели протестировать всего около тысячи человек. Первые продажи контрактов “Комстар-ОТС”, которые только стартовали в феврале 2009 года еще скромнее. При этом обе компании свои сети в тестовую эксплуатацию еще не запустили. Плюс к тому отмечается определенная ограниченность абонентского оборудования — в продаже есть только USB-модем, PCMCIA-карта и коммуникатор производства HTC (для сети “Скартел”) и один USB-модем для сети WiMAX компании “Комстар-ОТС”. Ни ноутбуков, ни нетбуков со встроенными адаптерами для мобильного WiMAX в России пока нет. Как, впрочем, и гибридных маршрутизаторов. “Фактически, — отмечает Павел Гореньков, управляющий “Гарс Телеком”, — корпоративным клиентам важно понимать road map той или иной технологии, чтобы представить технологическое переоснащение хотя бы на ближайшее будущее. А у WiMAX все пока очень похоже на эксперимент, когда каждая новая “железка”, каждая новая технология отрицает предыдущую”.
Таким образом, ещё довольно сложно оценить пользовательскую аудиторию мобильного WiMAX на конец 2009 года. “На наш взгляд, — полагает Ришад Аллабердиев, — мобильный WiMAX будет востребован людьми, для которых важна мобильность и постоянная возможность быть на связи: проверка почты, свежие новости и т. д. (в основном корпоративные пользователи. — Прим. ред.), а также технически грамотная молодежь. При этом именно данная технология может оттянуть на себя часть абонентов, которые сейчас для выхода в Интернет используют доступ от «Скай Линка»”.
Кроме того, учитывая желание пользователей “развести” по разным номерам личные и рабочие звонки, определенный рост числа абонентов отмечается и за счет обладателей терминалов с двумя радиоблоками или тех, кто использует одновременно два или несколько терминалов сотовой связи. Если год назад таких пользователей было около 6 млн., тот сейчас их стало как минимум вдвое больше. По мнению Сергея Савина, ведущего консультанта-аналитика J`son & Partners, до 9% абонентов (если считать формально — то больше 17 млн.) пользуются одновременно двумя и более SIM-картами. Способствует этому и снижение корпоративных лимитов на мобильную связь: сотрудникам приходится самим оплачивать разговоры с родными и друзьями, для чего они покупают дополнительный экономичный тариф.
Интересно, что определенная часть таких пользователей “мигрирует” и в стандарт CDMA2000 для того, чтобы получить быстрый (средняя скорость около 1 Мбит/с) и относительно недорогой доступ в сеть Интернет от “Скай Линка”. То есть для голосовой связи у абонента есть терминал GSM, а для доступа в Интернет он использует протокол передачи данных EV-DO, подключая USB-модем к мобильному ПК. “Однако, — замечает Сергей Савин, — спрос на комбинированные услуги ограничен, в основном крайне скудным выбором конвергентных устройств, а иногда и полным отсутствием такового”. К примеру, на рынке вы не найдёте устройства, которое могло бы поддерживать и протокол HSDPA, и EV-DO (скорее всего оно все-таки появится в этом году, причём, без сомнения, от лица китайских компаний); нет и коммуникатора, поддерживающего одновременную работу радиоблоков в сетях UMTS и CDMA2000 для голосовой связи.