Слушая докладчиков на недавно прошедшей конференции i-Community '2009, я поймал себя на мысли, что быстрый и всеохватный мобильный широкополосный доступ в Интернет представляет собой только часть услуги, которая может заинтересовать пользователей в сетях третьего поколения. Несколько постоянно посещаемых сайтов, общение через IM-клиент, загрузка видеоподкастов, чтение почты — всё это значимый, но далеко не полный список того, ради чего пользователь готов увеличивать свой ARPU у оператора сотовой связи. И только грамотный подход “большой тройки” к социальным сетям способен существенно увеличить “индекс инноваций” провайдеров мобильной связи.
Блоги, форумы, социальные сети — это не очередные “убийцы приложений”, а скорее площадки, где собирается аудитория, консолидированная по каким-либо признакам. Если почитать практически любой аналитический отчет о будущем рынка мобильной связи, то можно отметить одно из ключевых положений: аналитики настойчиво советуют операторам обратить серьезное внимание на контент, создаваемый самими пользователями. Именно этот тип информации наиболее интересен абонентам мобильной связи, и именно он превращает Интернет из источника информации, которая обнаруживается с помощью поисковых систем и новостных ресурсов, в социальную сеть, где возможно общение, обсуждение, полезный обмен информацией. Разумеется, увеличение числа SMS-сообщений, объема интернет-трафика и голосовых звонков — безусловно положительный результат для операторов.
Между тем у компаний “большой тройки” проектами с социальными сетями никто толком пока не занимается — контент-провайдеры испытывают вялый оптимизм и демонстрируют полное отсутствие желания организовывать новые проекты в Сети. А операторам проще собирать деньги от оплаты услуг сторонних компаний, оставляя себе как минимум треть от цены, указанной для пользователя, чем продвигать проекты. И это при том, что только они могут стимулировать пользователей активнее тратить средства на основные и дополнительные услуги связи. Ведь именно развитые социальные сети привязывают к себе мобильные платежи (в качестве примера можно привести различные сообщества фрилансеров, услуги которых оплачиваются электронной валютой), сервисы местоопределения, фотохостинги, чаты, длительные междугородные звонки и т. д.
Как показывает практика, из всего многообразия типов социальных сетей операторам сотовой связи подойдут два основных. Во-первых, массовые коммьюнити, посвященные спорту, политике, искусству, компьютерным играм и т. д. Правда, организация доступа туда только с мобильного телефона представляется тупиковым путем развития: располагая небольшим экраном и неприспособленной для быстрого набора текста клавиатурой, пользователь превращается в обычного читателя, который не производит ничего интересного. Скорее здесь подойдут нетбуки с мобильными модемами.
Отмечу, что социальные сети должны быть полезны пользователям, причём далеко не только аборигенам цифрового мира и не только в плане увеличения социальных контактов; их следует заинтересовать и той новой информацией, которая там размещается. Фактически для организаторов этого процесса запуск проекта “на самотек” будет равносилен его гибели, необходимо концентрировать новую информацию в одном месте (с помощью ссылок на сторонние ресурсы), инициировать обсуждения и провоцировать (в хорошем смысле) ответную реакцию пользователей. Главное здесь — содержательность общения по определенному поводу.
Во-вторых, это отдельные площадки по интересам — небольшие социальные сети, которые могут обеспечить обмен мнениями людей со сходными увлечениями. Причем это не должен быть только форум или текстовый блог — в интересах самих же операторов связи предоставить пользователям сервисы обмена текстовыми сообщениями, видеотрансляциями и видеозвонками, обеспечить им возможность загружать видеоролики и составлять текстовые файлы. Кроме этого необходимо организовать спокойное общение, как в клубе, где практически нет случайных людей. Тогда оптимальная численность пользователей будет сформирована ими самостоятельно — с помощью механизма приглашений и рекомендаций. Как показывает практика, к таким клубам охотно присоединяются увлеченные люди, дотоле не использовавшие никаких информационных технологий и средств связи, — вот и рост числа абонентов, ARPU которых будет увеличиваться за счет использования новых сервисов.
В конечном итоге вместе с развитыми социальными сетями само веб-пространство становится социальным. Ведь блоги и форумы добавляют пользователям возможности не только для общения, но и для выбора. Таким образом доступ в Сеть становится полноценным, своевременным и оперативным источником информации, более информативным, чем электронная почта или IM-клиент.