Не секрет, что ситуация на российском ИТ-рынке в целом определяется поведением ограниченного числа его ключевых игроков. К таковым, несомненно, относится и компания HP, оборот которой в России в прошлом финансовом году, по некоторым оценкам, превысил 2 млрд. долл. Первый заместитель главного редактора Игорь Лапинский и обозреватель PC Week/RE Денис Воейков беседуют с вице-президентом HP и генеральным директором “HP России” Оуэном Кемпом.
PC Week: Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на российском ИТ-рынке, какие тенденции определяют ее изменение?
Оуэн Кемп: Неопределенность — это, пожалуй, самая лучшая характеристика ситуации. Нам в какой-то мере повезло: наш прошлый финансовый год завершился в конце октября, поэтому его результаты были очень высокими. Что будет в 2009-м, мы пока не знаем. Разумеется, будет трудно, но насколько глубоким и сильным окажется падение, сейчас сказать трудно. Должно пройти еще какое-то время, прежде чем мы сможем оценить силу удара. Наши корпоративные заказчики вынуждены урезать бюджеты. Потребители в розничном сегменте рынка заняли выжидательную позицию — хотят посмотреть, как станет развиваться ситуация на рынке труда и что будет с курсом доллара. На мой взгляд, ситуация будет определяться в большей степени психологией покупателей и заказчиков, нежели чем твердыми макроэкономическими показателями. Что касается нашего бизнеса, то для нас в нынешней ситуации с общим сокращением объема рынка, которая влияет на всех его участников, важно сохранение и увеличение своей рыночной доли.
PC Week: Насколько последние месяцы 2008 года оправдали ожидания HP? Ведь известно, что у многих дистрибьюторов ситуация в IV квартале была крайне тяжелой.
О. К.: В ноябре — декабре мы уже, естественно, подкорректировали свои ожидания. Но так как у наших заказчиков еще оставались довольно неплохие бюджеты, эти два месяца принесли хорошие результаты. А вот в январе мы уже явно почувствовали влияние кризиса.
PC Week: Поскольку планы на очередной год у вас составлялись еще летом, можно предположить, что они подвергнутся существенной корректировке…
О. К.: Мы уже как минимум дважды их пересматривали, но в условиях такой неопределенности о каком-либо четком планировании говорить тяжело. А самое сложное — пытаться оперировать показателями выручки. Поэтому мы сейчас предпочитаем говорить о доле рынка, а уж дальше посмотрим, сколько прибыли она может нам принести и как нам рассчитывать структуру затрат.
Впрочем, две вещи даже в этой неразберихе остаются неизменными. Во-первых, один неудачный год не в состоянии изменить общую позитивную картину последних сорока лет нашей работы в России. А во-вторых, ИТ для компаний уже стали насущной потребностью — тем, от чего нельзя отказаться (как от воды и воздуха). Пусть кто-то в этом году потратит на ИТ меньше, но в целом необходимость использования технологий в бизнесе не подвергается сомнению.
PC Week: Опрос наших читателей показал, что в декабре только 10% предприятий (живущих в основном по календарному плану) имели утвержденные ИТ-бюджеты на 2009-й. А что по этому поводу говорят ваши заказчики?
О. К.: Если говорить про наших крупнейших заказчиков, то ведут они себя по-разному. Одни сокращают объем стратегических инвестиций, другие урезают ИТ-затраты до уровня, едва позволяющего поддерживать статус-кво. Однако это вполне привычная для нас ситуация. Мы с ней часто сталкиваемся на развитых рынках, где у корпоративных заказчиков на развитие закладывается только 15—20% ИТ-бюджета, что в любом случае недостаточно для серьезных проектов. Поэтому у нас есть рецепты, как сократить операционные издержки (виртуализация, консолидация и т. д.) и за счет этого высвободить средства, достаточные для дальнейших инвестиций в ИТ.
PC Week: Но ведь внедрение тех же виртуализационных решений требует серьезных инвестиций. В нынешних условиях, вы считаете, заказчики проявят интерес к новым технологиям?
О. К.: Я как раз думаю, что сейчас самое время привести свои дела в порядок. Просто сидеть сложа руки и ничего не делать нельзя. Образно выражаясь, заяц, конечно, может затаиться, съежившись от страха, но рано или поздно лиса обязательно найдет его и съест. Поэтому лучше действовать, причем без промедления. Инвестиции в новые системы дают отдачу в виде оптимизации издержек где-то через год-полтора. Так что если такую работу начать сейчас, то к моменту, когда экономика вновь пойдет в гору, это даст важное преимущество перед конкурентами. Только плохой руководитель может в наше время проявлять пассивность, ожидая окончания кризиса.
PC Week: По вашим данным, у предприятий сегодня есть средства, чтобы вкладываться в новые технологии для оптимизации инфраструктуры? Ведь те вливания в банковскую систему, которые были сделаны нашим правительством, до них зачастую не доходят.
О. К.: Подавляющая часть бизнес-процессов в компаниях сегодня так или иначе обслуживаются компьютерными системами, поэтому как минимум на поддержку существующих ИТ деньги находятся. В последние годы корпоративные заказчики в России жили просто в шоколадных условиях и, естественно, очень многое могли себе позволить. Парки серверов росли, как грибы после дождя. Главным были сроки внедрения. Я просто уверен, что эти структуры сейчас можно было бы значительно оптимизировать, а высвободившиеся деньги пустить на развитие.
PC Week: Руководители многих ИТ-компаний вынуждены от стратегии развития бизнеса переходить к стратегии удержания позиций (а то и вовсе выживания). В каком режиме сейчас работает “HP Россия”?
О. К.: Где-то мы удерживаем позиции, а где-то продолжаем развиваться. Например, в январе мы открыли офис в Калининграде, а в течение года еще три откроем в других городах. Мы даже продолжаем набирать новых людей на работу по выборочным направлениям. Каких-то глобальных инвестиций на этот год у нас, может быть, и не запланировано, но выборочные вложения в развитие, безусловно, будут.
PC Week: В условиях кризиса вся система поставок начинает испытывать ценовое давление со стороны заказчика. При этом все так или иначе кивают в сторону вендоров, у которых, по общему мнению, больше резервов для снижения цен. А вы где видите такие резервы?
О. К.: У нас принята глобальная система ценообразования и мы стараемся предоставить наилучшую цену заказчикам независимо от того, в какой стране они приобретают нашу продукцию. Те различия в цене, которые наблюдаются в разных странах, происходят от различных требований по продолжительности гарантийного обслуживания, стоимости поставок, размера НДС и других налогов и расходов, например на сертификацию и лицензирование. Безусловно, эти расходы должны быть включены в стоимость и канал должен иметь возможность покрыть эти издержки при продаже, иначе невозможно будет выстроить здоровый бизнес и предоставлять качественный сервис и поддержку конечным пользователям. На мой взгляд российский ИТ-рынок уже достаточно конкурентный и зрелый в этом отношении, “жировая” прослойка, присутствующая в системе, невелика. Тем не менее, в конкретных случаях все участники цепочки стараются предложить какие-то специальные цены и условия для важных проектов.
PC Week: Сейчас многие вендоры принимают различные программы по поддержке своих партнеров и заказчиков, для которых стало проблематично получать кредиты в банках. Что в этом смысле предпринимает “HP Россия”?
О. К.: Да, мы тоже принимаем меры, чтобы помочь нашим клиентам и партнерам, в связи с чем корректируем условия оплаты наших продуктов и услуг, а также предоставления кредитных линий. Многие корпоративные заказчики приходят к нам за проектным финансированием, и мы пользуемся помощью Департамента финансирования технологий НР (HP Financial Services) —собственного банка HP, уже давно функционирующего в России. В частности, одна из инициатив предполагает выкуп у заказчика его ИТ-инфраструктуры с последующей передачей ему же в лизинг. Таким образом компании получают средства для необходимых им в данный момент инвестиций.
PC Week: С нынешнего года вы начинаете применять в России схему прямых поставок своей продукции. Намерены ли вы в дальнейшем отказаться от прежней схемы или обе формы будут существовать параллельно?
О. К.: У нас очень много разных продуктов и услуг, поэтому я уверен, что в ближайшем будущем мы будем поддерживать обе опции для партнеров. Тем не менее, вполне возможно, что для каких-то отдельных продуктов будет иметь смысл только один из вариантов поставок, но здесь мы будем активно прислушиваться к требованиям рынка и будем тщательно отслеживать как идет внедрение и какие отзывы по нововведениям, чтобы оперативно подстраиваться под потребности партнеров.
PC Week: Каковы ваши планы в отношении строящегося завода HP-Foxconn?
О. К.: Это совместное предприятие создается не для того, чтобы снизить себестоимость производства, а чтобы оптимизировать логистику — перенести производство поближе к конечному потребителю. И в условиях сохраняющегося противоречия в отношении себестоимости выпускаемой продукции единственный выход для нас — это договариваться с властью о каких-то специальных условиях.
PC Week: Изначально планировалось, что на заводе будут производиться десктопы, но, как известно, потребительский интерес быстро смещается в сторону ноутбуков. Может быть, в связи с этим в планы будут внесены какие-то коррективы?
О. К.: Дело в том, что модель, по которой будет функционировать данный завод, приспособлена именно к сборке настольных ПК. Производство ноутбуков — это совершенно иной процесс. Для него требуется не так много деталей и комплектующих. Их выпуск очень хорошо отлажен в других странах мира. И хотя в России я уже давно перестал зарекаться относительно чего бы то ни было (никогда не говори “никогда”), на данный момент сборка здесь ноутбуков не представляется рентабельным предприятием. Мы ограничимся импортом готовых изделий.
PC Week: Сейчас многие ИТ-компании в России возлагают особые надежды на рынок ИТ-услуг (в частности, аутсорсинга), полагая, что таковые будут теперь особенно востребованы. А вы как считаете?
О. К.: Я этой тенденции здесь жду уже пять лет — с того момента, как приехал сюда. Очевидно, что для многих компаний, для которых ИТ не являются специализацией, легче было бы отдать свои системы кому-то на аутсорсинг. Но для этого нужна определенная зрелость рынка. Чтобы руководство предприятия могло оценить, что ему даст аутсорсинг, нужны вполне определенные данные для анализа. А их зачастую у компаний нет. Даже крупные предприятия в России нередко не представляют, во что им реально обходятся ИТ. В результате когда делаешь предложение относительно аутсорсинга и предоставляешь результаты предварительно проведенного анализа реальных затрат компании, её руководство бывает шокировано полученными цифрами. Мы считаем, что за счет аутсорсинга многие российские компании могли бы сэкономить от 15 до 30% своих ИТ-затрат, но начинать им нужно именно с точной внутренней оценки объема таких затрат.
Еще один важный момент — социальный. Переход на аутсорсинг влечет за собой дополнительную автоматизацию и рост эффективности ИТ-среды, что в конечном счете может привести к сокращениям в ИТ-отделах. С другой стороны с развитием рынка ИТ-услуг и различных его направлений появится множество новых специализаций в области ИТ и возможностей для создания рабочих мест.
Потенциал у российского рынка ИТ-услуг большой. Но пока он остается незрелым и очень сильно фрагментированным и ему еще расти и расти.
PC Week: Так или иначе аутсорсинг вы планируете развивать. А есть ли какие-то направления, которые в нынешних условиях становятся для вас менее значимыми или могут быть свернуты совсем?
О. К.: Отвечу на этот вопрос следующим образом. Все направления нашего бизнеса остаются значимыми, но конечно некоторые инвестиции компаний, например в обновление парка офисного оборудования, развитие новых приложений и проектов в данный момент придерживаются. Тем не менее, последней моей мерой здесь в России будет увольнение персонала и сокращение инвестиций в него. Хотя зарекаться не буду. Как я уже говорил, невозможно пока предсказать насколько глубоким окажутся здесь последствия кризиса. Я думаю, многое будет определяться тем, хватит ли у руководителей российских компаний решимости и уверенности предпринять какие-то активные действия. Будет просто обидно, если через год-полтора Россия выйдет из кризиса в худшем состоянии, чем была до него из-за того, что компании остановили свое развитие и не инвестировали в рост собственной эффективности и конкурентоспособности.
PC Week: Спасибо за беседу.