Виртуальных операторов в “чистом” виде в России не было никогда — крупные операторы исторически сопротивлялись усилиям сторонних компаний обслуживать абонентов на своих технических мощностях, поэтому дальше экспериментов дело так и не шло. Неудачный пример “Евросети” из недавнего прошлого только подтверждает это правило. Отметим, что прежнему руководству Мининформсвязи не удалось предложить рынку действующей модели подобных компаний. Об успехах на этом поприще нынешнего руководства Минкомсвязи судить рано. Тем не менее, операторы “большой тройки” стараются обкатать на рынке подобные проекты. Как в виде специально выделенных абонентских групп (например, проект “А-Мобайл” от МТС и “Ашана”), так и в виде отдельных проектов — в качестве примера можно привести запущенный в начале марта проект “Просто”, который работает на базе компании “МегаФон-Москва”.
Интересно, что все пользователи этого проекта будут получать номера в отдельном коде нумерации, а сам проект ориентирован на массовую аудиторию. Базовый тариф на услуги этого виртуального оператора крайне прост — за 5 копеек пользователь может поговорить 60 секунд или отправить одну SMS. Льготная тарификация внутри сети сбалансирована едиными тарифами на звонки абонентам других московских сетей, а тарифные преференции в пользу того или иного оператора “большой тройки” отсутствуют.
Подобный подход к тарификации крайне отчетливо демонстрирует одну из главных тенденций операторов “большой тройки” последнего времени — желание “загнать” пользователей в свою сеть с тем, чтобы большинство вызовов они совершали без передачи трафика сторонним компаниям связи. При себестоимости минуты вызова или SMS внутри сети в доли цента, несколько копеек — это явно цена с прибылью.
Подобное предложение, без сомнения, будет интересно локальным группам абонентов, которые значительную часть времени общаются между собой, кроме того они пригодятся для инсталляции в банкоматы, электронные терминалы самообслуживания. Ну и, конечно, подобную SIM-карту можно использовать как стационарный телефон, полностью заменяющий телефон дома или в офисе (стоимость владения гораздо меньше, чем, к примеру, у МГТС). Кроме того, такой номер подойдет как альтернатива для длинных разговоров, поэтому его можно использовать как вторую SIM-карту в дуальном терминале.
Отметим, что пользователям будут доступны только основные услуги — голосовые вызовы и SMS, что полностью реализует принцип “ничего лишнего” (“no frills”). Кстати, не будет и доступа к коротким номерам для заказа контента, как и услуги интернет-доступа по беспроводному каналу связи. Фактически, это идеальный вариант для родителей, которых “разоряют” их дети, участвуя в лотереях и прочих SMS-голосованиях. Однако поставка для пользователей комплексных предложений, формируемых по принципу “тариф + телефон” пока не планируется: на рынке сейчас присутствует достаточное число трубок стоимостью меньше 1,5 тыс. руб. Возможно, в ближайшем будущем мы сможет увидеть аналогичный проект только для пользователей мобильного Интернета.
Указанный проект “МегаФон-Москва”, по мнению его руководителей, должен выйти на окупаемость в течение одного года, а до конца 2010-го абонентская база виртуальной сети, по их расчетам, достигнет одного миллиона пользователей.