Илья Пономарев: “Представители отрасли в первый раз затеяли реальный демократический процесс инициирования общенационального информационного проекта снизу”
По мнению Валентина Макарова, борьба за контракты в рамках создания национальной ОС могла бы привести к тому, что победители получили бы стратегическое преимущество перед другими в условиях кризиса
Итак, свершилось. Коллективное обращение участников ИТ-индустрии, инициированное подкомитетом Госдумы по технологическому развитию, наконец-то получило окончательную редакцию и легло на стол президенту страны.
Как Дмитрий Медведев отнесется к идее создания национальной программной платформы, мы узнаем позже, поэтому оценивать эффективность инициатив “снизу” пока рано. А вот попытаться разобраться в том, насколько члены ИТ-сообщества сегодня в принципе готовы к конструктивным дискуссиям, похоже, самое время — несмотря на весьма широкий срез организаций, принимавших участие в разработке документа, из трех авторитетных общественных ИТ-ассоциаций коллегиально свою подпись под ним поставила лишь одна.
Финальная редакция
Идея обратиться к первому лицу государства четко прозвучала еще 25 декабря 2008 г. на круглом столе “Национальная безопасность информационных технологий”. По его итогам была создана рабочая группа, которая и должна была заняться формированием текста послания с учетом всех пожеланий, озвученных представителями отрасли.
Как выяснилось через полтора месяца, большинство членов группы пустило процесс составления документа на самотек. Поэтому предварительный проект письма мало кого удовлетворил. Основная суть двухстраничного обращения тогда сводилась к призыву дать ряд рекомендаций недавно созданному Совету по развитию информационного общества при Президенте РФ. Было предложено скорректировать Стратегию развития информационного общества и ФЦП “Электронная Россия”, после чего привлечь участников круглого стола и принять новую стратегию, в которой основными векторами развития стали бы переход на СПО и создание национальной ОС.
К составлению второй редакции члены рабочей группы отнеслись гораздо более ответственно. Онлайн-дискуссия продолжалась порядка двух недель, после чего понятие национальной ОС из обращения исчезло, а ему на смену пришла так называемая “национальная программная платформа”, под которой понимается совокупность операционных систем, инструментальных программных средств, прикладных продуктов, а также открытых стандартов, отвечающих современным требованиям пользователей ИТ — государственных органов, российских предприятий, учреждений, граждан России.
Другой принципиальной поправкой стало то, что была осуществлена попытка устранить в тексте противопоставление свободного и проприетарного ПО, благодаря чему письмо в некотором смысле получило одобрение входившего в состав рабочей группы российского отделения Microsoft (пусть и не закрепленное в итоге официальной подписью). Впрочем, несмотря на выраженное мнение о необходимости сбалансированного развития всех сегментов индустрии ИКТ, в разделе конкретных предложений буквально во втором пункте содержится призыв отдавать на государственном уровне предпочтение СПО и ведущим отечественным программным разработкам.
Остальные предложения в основном носят вспомогательный характер (вопросы финансирования, координации работ и т. д.). Те из участников рабочей группы, кто согласился подписаться под документом, делегировали полномочия председателю подкомитета Госдумы по технологическому развитию Илье Пономареву, который в первых числах марта и передал письмо Дмитрию Медведеву.
С учетом установленного тридцатидневного срока рассмотрения подобных обращений какую-либо реакцию можно ожидать уже в начале апреля. И значит, при благополучном стечении обстоятельств вопрос создания национальной платформы может быть рассмотрен уже на ближайшем заседании Совета по развитию информационного общества, которое, по предварительным данным, состоится также в апреле.
Подписной лист
Процесс составления и согласования текста обращения Илья Пономарев охарактеризовал не иначе как первый реальный демократический процесс инициирования общенационального информационного проекта снизу. И наверное, если бы столь разная по составу рабочая группа (сервисные компании, производители свободного и проприетарного ПО, представители науки и образования, аналитики и т. д.) утвердила вариант финального текста единогласно, можно было бы смело говорить о состоявшейся долгожданной консолидации отрасли. Однако из крупных общественных организаций, объединяющих различные ИТ-компании, содержание документа удовлетворило только Национальную ассоциацию инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ).
А вот правление Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) решило от имени всех своих членов письмо не подписывать. Официальной причиной было названо неверие в способность основных игроков ИТ-рынка договориться по поводу национальной ОС. (По всей видимости, смена формулировки не показалась АП КИТ убедительной.) Более подробных комментариев редакции получить не удалось.
В некоммерческом партнерстве РУССОФТ многие его члены, являющиеся разработчиками проприетарного ПО, не увидели своего места в будущем проекте, поэтому также решили не подписываться коллективно.
Как оказалось, г-н Пономарев к сложившейся ситуации относится вполне спокойно. По его словам, РУССОФТ был и остается давним союзником его подкомитета, однако в данном случае, выражаясь образно, это не его война. Большинство участников партнерства ориентированы на экспорт и не имеют никаких интересов внутри России.
Что же касается АП КИТ, то, по уверению г-на Пономарева, эта ассоциация изначально создавалась (и он был одним из ее учредителей) под программу “Электронная Россия”, и все помнят, как благая идея привела к серьезным противоречиям в отрасли и многочисленным взаимным обвинениям. Поэтому значительная часть членов АП КИТ участвует в проекте в индивидуальном порядке, а в коллективной подписи особого смысла нет.
Комментируя самоустранение РУССОФТ, его президент Валентин Макаров, персонально подписавшийся под обращением в качестве эксперта, пояснил, что членов организации весьма насторожила первоначальная идея создания национальной ОС. По их мнению, разработка такой альтернативной системы означала бы изоляцию отечественной ИТ-индустрии, возникновение монополизма, обязательные огромные расходы по адаптации существующих приложений, невозможность использования создаваемых в глобальном мире программ и т. д. Несмотря на то что итоговый текст письма был серьезно переработан, у многих членов правления РУССОФТа осталось впечатление, что чиновники и люди бизнеса, близкие к распределению государственного бюджета, могут воспользоваться обращением для того, чтобы под знаменем красивой идеи “попилить” государственные средства на создание все той же национальной ОС.
По убеждению г-на Макарова, тот факт, что обращение не поддержало правление АП КИТ, не должно удивлять или настораживать. Нельзя требовать от руководителей столь крупных ассоциаций абстрагирования от огромных проблем, связанных с кризисом. Борьба за контракты в рамках той же национальной ОС могла бы привести к излишнему возбуждению на рынке. А тот, на чью долю выпало бы решение этой задачи, получил бы стратегическое преимущество перед другими.
При этом Валентин Макаров признается, что многие вышеперечисленные опасения участников рынка он разделяет. Вместе с тем основные приоритеты обращения и полностью открытый ход его подготовки, а также состав стоящих за ним лоббистов (и среди чиновников, и в индустрии) позволяют надеяться на то, что эти риски могут быть нейтрализованы, а идеи реализованы.
Неоднозначные выводы
Несмотря на то что мотивация неподписавшихся вполне ясна, это не снимает вопроса о том, как же стоит оценивать ситуацию. Воспринимать прецедент с подготовкой послания как свидетельство готовности договариваться той части ИТ-сообщества, которая в принципе способна вести диалог? Или с учетом удельного веса отказников мы всего лишь в очередной раз получили подтверждение того, что надежды на консолидацию индустрии пока так и остаются надеждами?
По мнению Валентина Макарова, тот факт, что столь разношерстная рабочая группа в конце концов нашла компромиссное решение, — это действительно серьезный шаг на пути к объединению отрасли, который означает, что, невзирая на разнонаправленные интересы, существует ряд приоритетов, разделяемых всеми.
Точка зрения Ильи Пономарева на этот счет оказалась не столь однозначной. В его понимании, ситуацию стоит воспринимать как стремление большей части сообщества договориться между собой, но и в то же время как признание недостаточной эффективности существующих сегодня бизнес-ассоциаций. По мнению г-на Пономарева, до тех пор, пока не будет принят закон о саморегулируемых организациях на рынке высоких технологий, ассоциации не получат реальных властных рычагов и так и будут оставаться дискуссионными клубами для социально активной части отраслевых менеджеров.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=118262]Обращение к президенту. Консолидация или раскол?[/URL]
Боже мой! Куда рыпаться то? Вы что лучше Гейтса что то хотите сделать? Ведь все было уже в куда более мощном государстве СССР! И свои компьютеры пробывали делать и ОС и языки программирования... Где это все сейчас? Опять кто то, под призывы о нац. безопасности, хочет запустить руку в карман нищающего государства. Здесь стратегия может быть только одна! 1)Не поддерживать ни в коем случае те разработки, которые просто копируются с западных образцов. 2)Рыскать чиновникам по всей стране, в поисках талантов и перспективыных проектов. 3)Поддерживать их всемерно НА УСЛОВИЯХ ИХ АВТОРОВ! ИНАЧЕ ХАНА! Причем всем!
Турта В.Г. 20.03.2009 07:18:48
Поддерживая, в основном, создание национальной программной платформы хотелось бы знать: - во что она обойдётся бюджету? - исключения при этом изоляции отечественной ИТ-индустрии (добавляет, правда, оптимизм подпись под обращением представителей российского отделения Microsoft); -как будет осуществлятся поддержка оригинальных прикладных ИТ-проектов? Хотелось бы финансирование в рамках венчурных фондов, буквально, "рыскающих" в поисках таких ИТ-проектов.
Виктор Ерохин 20.03.2009 10:03:38
Если бы в состав национальной программной плптформы было бы включены и прикладные системы (типа САПР-ТП), то я бы был готов учавствовать в числе соискателей на заказ такой системы. Тем более практические наработки этого имеются. Такая система-САПР-ГТП"Поток" (с решением всех задач технологического проектирования и с решением задач оперативного управления производством в пределах цеха-рабочей смены) могла бы составить достойную конкуренцию всем имеющимся САПР-ТП.
Виктор Ерохин 20.03.2009 10:23:23
Ссылка на статья вместо коммендария - http://aabad.livejournal.com/20828.html
Олег Кильдюшов в Литве 20.03.2009 13:05:53
Хотя первоначальная постановка задачи -- создание национальной ОС, и была совершенно справедливо заменена на создание национальной программной платформы, тем не менее, постановка задачи в обращении к президенту мне представляется достаточно узкой. Проблема страны, отставание которой в области высоких технологий постоянно нарастает, может быть решена только внедрением в жизнь действенной научно-технической политики, комплексно решающей весь комплекс возникших вопросов -- от постоянно падующего уровня образования, повышения эффективности науки и НИОКР, до внедрения новых технологий в производство. Я не верю в возможности работы ИТ-сообщества на концептуальном уровне. Ведущие ИТ-менеджеры слишком зашорены своими бизнес-проблемами. Примеры -- совершенно провальные результаты по концепции информатизации, по Русскому Форсайту и др. Тем более ничего вразумительного мы не услышим и от комитетов, образованных из чиновников -- это просто не их сфера деятельности. Здесь следует в большей мере согласиться с И. Пономарёвым относительно роли самоуправляемых ИТ-сообществ.
Эдуард Пройдаков 22.03.2009 01:40:33
Цитата
Эдуард Пройдаков пишет: Хотя первоначальная постановка задачи -- создание национальной ОС, и была совершенно справедливо заменена на создание национальной программной платформы,
Самое интересное, что не было никакой постановки задачи :). Был неудачно и впопыхах придуманный термин - Гос(Нац)ОС, использовавшийся в каких-то внутренних "спо'шных" дискуссиях примерно год. Причем в него вкладывался фактически то же смысл, что и в НПП.
Сергей Голубев 22.03.2009 11:11:32
Согласен с Эдуардом Михайловичем, что надо формировать и реализовывать комплексную научно-техническую политику. Вот только готовы ли ее СЕГОДНЯ сформировать нынешние разрозненные силы в академической и отраслевой науке, в высшем образовании, в промышленности, в органах государственного управления?
Запредельный монополизм Microsoft и засилье импортного инфраструктурного и инструментального ПО дальше ситуацию будут только усугублять.
Очевидно, что плыть по течению становится весьма опасно. У нас принято считать, что внедрение СПО в школах служит едва ли не панацеей в сложившейся ситуации. Выпускники школ -- это еще не кадры для программной индустрии. Путь к перелому весьма длительный. Если аналогичный по масштабам процесс затронит со временем и высшую школу, то результатом явятся идеи и технологии, а также профессиональные кадры -- их носители. Это хорошо. Оба подхода важны и требуется претворять их в жизнь. Но оба подхода НЕ В СИЛАХ решить главную проблему -- интеллектуальный потенциал РАСТВОРЯЕТСЯ в экспортном потоке (людей и результатов их труда). За хорошие кадры стране даже спасибо не скажут. Следовательно, нужно создавать условия для СИСТЕМНОГО решения проблемы, когда сами профессиональные кадры будут заинтересованы работать во благо своей страны. А не просто тратить в стране деньги, заработанные на экспорте своего труда. Для этого нужна своя программная индустрия, которую своим спросом будет подпитывать прежде всего внутренний рынок. Государство способно за счет протекционизма инициировать этот процесс. Все остальное (школы, вузы, академическая и отраслевая наука, индустрия) будет логичным следствием.
На мой взгляд, в отношении отечественного ПО требуется уделять главное внимание средствам производства, а не средствам потребления. Формирование Национальной программной платформы, которая призвана снять зависимость от конкретных ОС за счет усиления роли государственной стандартизации и продуманной унификации прикладных слоев для разных отраслевых приложений, способно существенно переломить ситуацию во благо нашей страны.
Руслан Богатырев 22.03.2009 21:14:09
Руслан, сейчас есть несколько задач, под которые можно было бы консолидировать интеллектуальные силы и найти ресурсы: Главная из них -- перевооружение армии. Необходимость его настолько очевидна, что правительство вынуждено заявить о намерении сделать это в 11-м году. Однако, чтобы в 11-м что-то сделать, НИОКРы должны идти полным ходом ещё пару лет назад. Поскольку этого не происходит, то кроме старья ВС ничего путного не получит. Опять же действующую военную доктрину уже нужно полностью переписывать. Поскольку основная тенденция -- дистанционные робототехнические войны, то именно развитие робототехники должно стать основной национальной программой, а остальное выстраивается под неё. Это и ИИ, и машинное зрение, ОС РВ, и точное машиностороение, электроника, материаловедение и много чего ещё. К сожалению, понимания нет.
Эдуард Пройдаков 23.03.2009 16:20:24
Много раз обращался к Президенту (Путину В.В.), да и к Медведеву Д.А. и в различные министерства, с просьбой поддержать разработки в области Сетевого Промышленного Интеллекта (СПИ), прототип которого уже давно представлен на моем сайте: http://cadcamkbm.com и где страна может захватить явное и безусловное лидерство, НОЛЬ! Ведь можно же было выделить грант, или купить долю в создаваемом многомиллионном бизнесе, или отправить пораньше на пенсию, (мне вчера стукнуло 54 года), обеспечить поддержку в СМИ и т.д. НОЛЬ! Нет один раз побеседовали с зам. министра МинПромЭнерго г-ном Реусом А.Г. Но как человек выяснил, что начальников не надо, сами сможем работать, так потерял всякий интерес. Так что я думаю пустое это все! Саботаж здесь. Сейчас ищу страну, где то, что мной достигнуто будет оценено должным образом. И сделаю ее родиной этого технологического прорыва.
Турта В.Г. 24.03.2009 07:03:22
Цитата
Эдуард Пройдаков пишет: Главная из них -- перевооружение армии.
Перевооружение армии может строится только на основе какой-то внятной военно-политической доктрины, формулировки геополитических интересов etc. А их-то как раз, как мне думается, и нету. Отсутствие аксиом приводит к невозможности существования теорем. PS. Я долго пытался найти обоснование перехода с портянок на носки. Так и не нашел :).
Сергей Голубев 24.03.2009 12:07:41
> Руслан, сейчас есть несколько задач, под которые можно было бы консолидировать интеллектуальные силы и найти ресурсы: Главная из них -- перевооружение армии.
Эдуард Михайлович, и здесь с Вами солидарен. В оборонке как нигде можно осуществить сильнейший научно-технический прорыв. Где ИТ будут еа ведущем месте. Этот прорыв сразу можно выстраивать с учетом последующей конверсии в гражданское применение.
Даже для таких вроде бы очевидных вещей, как беспилотные ЛА, можно делать свою авионику нового поколения качественного иного уровня. В условиях грядущих военных конфликтов, которых вряд ли удастся избежать, беспилотники -- это основа основ. Можно много серьезного сделать и в отношении бортового обеспечения космических ЛА. Да и не только там.
У нас давно забыли, что прежде чем переходить к производству, нужно проводить НИОКР, а это ГОДЫ и ГОДЫ.
Перелом через оборонку, на мой взгляд, требует еще большей политической воли, чем те же государственная ОС и НПП, по которым у нас всё косятся на обывательское общественное мнение. Занятое своими личными проблемами и глубоко чихающее на интересы родной страны.
Увы, многие люди просто не понимают, на краю какой пропасти мы сейчас находимся. И что сейчас, как никогда за последние годы, велика угроза реальной войны. Мы фактически исчерпали потенциал инфраструктуры, созданной в Советском Союзе, на котором мы по инерции прожили последние два десятилетия. Риторический вопрос: и что дальше?
Руслан Богатырев 24.03.2009 12:24:16
"Так нет, найдем же блин, куда ввести войска". Вот ведь людям спокойно не живется... Вечная мерзлота...
Чиж 24.03.2009 15:44:16
Вопрос в том, что по этому поводу думают "реальные пацаны", дергающие за ниточки всех этих кукол у власти. :) Пока картина выглядит так. Практически все надеются, что в случае возникновения проблем, они смогут уехать из страны. Одна четверть элиты надеется осесть в Англии, поскольку те за смешные 25% от капитала никого никому не выдают. Но в случае серьёзного геополитического конфликта эта страна наиболее подвержена разного рода ударам. Кроме того,в перспективе там очень неблагоприятная демографическая систуация. Другие 25% обустроили себе посадочные места в Европе. Однако Европа в этом плане не лучшее место, поскольку у неё нет никаких собственных ресурсов, они их уже все вычерпали, а потому что будет с этим искусственным образованием, не очень понятно. Кроме Норвегии Европа к ГЭК совершенно не готова. Следующие 25% выбрали местом поселения США и Канаду, причём последней сейчас отдаётся предпочтение. Поскольку у США шансы выиграть в геополитической противостоянии постоянно уменьшаются, то разделить с ними поражение -- это вполне завидная участь. Наконец, судя по тому, что 30% капитала сейчас утекает в Китай и страны Азии, то это ещё более забавно, потому как в случае победы китайцы церемониться с этими капиталами не будут.
Эдуард Пройдаков 24.03.2009 15:49:31
Цитата
Руслан Богатырев пишет: У нас давно забыли, что прежде чем переходить к производству, нужно проводить НИОКР, а это ГОДЫ и ГОДЫ.
Золотые слова!
Цитата
Руслан Богатырев пишет: Увы, многие люди просто не понимают, на краю какой пропасти мы сейчас находимся.
Трижды золотые слова. Вроде много умных людей! Вроде правильно все говорят. Так почему же здесь так все тупо? Никак не могу отделаться от ощущения, что живу в стране-самоубийце. Самый главный ресурс сейчас, это люди способные создавать интеллектуальные системы, желательно как веб-сервис, по всем областям человеческих знаний. Как правильно сказал как то г-н Карелов на страницах этого журнала. Будет их в стране достаточно, будет у них статус и уважение соотвествующее - будет и у страны будущее! Нет - надеяться не на что.
Гость 24.03.2009 18:53:49
Цитата: <b><i>Вопрос в том, что по этому поводу думают "реальные пацаны", дергающие за ниточки всех этих кукол у власти. С улыбкой</i></b> Так вот "реальные пацаны" все это и затеяли!!! Под НИОКР можно такие бабульки отиметь, а потом развести руками и сказать "Ну не шмогла...". Да может и отчитываться, через год-полтора не перед кем будет. Может кто-то у нас за что-то когда-то отвечал?!
Михаил 22.04.2009 18:10:52
Михаил, вы плохо себе расклад представляете -- те кто крошки с НИОКР подбирает, до кукловодов не дотягивают.
Вольцев 27.04.2009 02:49:15
Цитата
Под НИОКР можно такие бабульки отиметь, а потом развести руками и сказать "Ну не шмогла...". Да может и отчитываться
Много лет делаю первую в мире интеллектуальную систему-автомат, реализуемую как веб-сервис, для станков с ЧПУ, на базе научного открытия. Создан уже прототип http://cadcamkbm.com/present, получено признание видных ученых и специалистов: http://cadcamkbm.com/vote. Много лет "достаю" власть с этим проектом, чтобы выдало грант и все напрасно. Ума не приложу, как эта страна собирается ликвидировать технологическое отставание, без этого проекта. И НИКАКОГО ГРАНТА, ДАЖЕ И НЕ СВЕТИТ! К посмешищу мировому должны "реальные пацаны", п для меня прото "крутые дебилы" я их так называю готовиться.
Турта В.Г. 27.04.2009 10:37:43
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.