Крупный североамериканский производитель телекоммуникационного оборудования Nortel Networks в январе оказался на грани банкротства и вынужден был обратиться к статье 11 канадского закона Companies Creditors Arrangement Act (CCAA) и воспользоваться предусмотренным там правом защиты от кредиторов. По прошествии двух месяцев стало известно, что корпорация уже предприняла ряд шагов по укреплению своего финансового положения. Кроме того, в канадскую газету Globe and Mail просочились слухи о том, что руководство фирмы готово распродавать свои подразделения по отдельности и принимает предложения от потенциальных покупателей. Это побудило научного редактора PC Week/RE Петра Чачина задать несколько вопросов главе российского представительства Nortel Networks Сергею Фишкину с целью понять сегодняшнее положение фирмы и ее дальнейшие планы.
PC Week: Почему компания оказалась в ситуации, при которой вынуждена была воспользоваться правом защиты от кредиторов?
Сергей Фишкин: В 2007 г. был объявлен трехлетний план трансформации компании с целью изменить внутреннюю организацию и перейти к новым рынкам продукции, в том числе к продукции, большую часть которой составляет программное обеспечение. К 2007-му компания пережила ряд неприятных событий: это и кризис телекоммуникационной отрасли 2001 г., когда численность компании со 100 тыс. человек снизилась до 30 тыс., и скрупулезный финансовый аудит, проходивший в течение более чем двух лет, который хоть не выявил серьезных нарушений, но определенно оказал негативное воздействие на эффективность внутренних процессов и внешнее отношение к компании. Всё это сделало очевидным необходимость серьезной модернизации структуры самой компании и направлений ее развития.
Реструктуризация — это нелегкий процесс, требующий ресурсов и времени. Но в условиях экономического кризиса он представляется еще более сложным. Как пример, кризис помешал осуществлению намеченных планов предприятия — выгодной продаже прибыльного оптического подразделения (так как в кризис наличные деньги являются очень ценным ресурсом и все потенциальные покупатели играют “на понижение”). К тому же развивать принципиально новые виды продукции в условиях кризиса также непросто — новые разработки опять же требуют значительных инвестиций и приобретений.
Поэтому пришлось пересмотреть планы реструктуризации и поставить во главу угла повышение экономической эффективности деятельности компании — то есть избавление от затратных направлений (как по составу линеек продукции, так и в плане модели работы на некоторых рынках) и изменение внутренней структуры с целью избежать дублирования уровней управления.
Но любая реструктуризация требует ресурсов, а в кризис объем продаж и, следовательно, выручки неизбежно снижается — многие заказчики приостанавливают развитие своих инфраструктурных проектов. Это безусловно повлечет снижение запаса наличности, а значит, проводить реструктуризацию компании надо срочно, пользуясь теми ресурсами наличности, которые пока есть. Кроме того, Nortel обслуживала существующие кредитные обязательства, что так же отнимало значительную часть наличных средств.
Поэтому, чтобы у компании в кризисный период хватило ресурсов и на реструктуризацию, и на поддержание приоритетных направлений развития, и — что является высшим приоритетом — на поддержку и обслуживание существующих клиентов, пришлось подать заявления на временную защиту от кредиторов. Таким образом, Nortel может экономить средства до тех пор, пока не будет проведена полная реструктуризация и не заработает новая, адаптированная к кризисным условиям рентабельная модель компании, и расходовать эти средства на повышение эффективности работы в период кризиса.
Если бы мы не сделали этого, то потеряли бы драгоценное время и средства на адаптацию компании к кризисным условиям. Лучше совершить аварийную посадку, если вы осознаете, что не все ваши системы функционируют должным образом, и привести всё в порядок, чем продолжать полет в тумане нынешней кризисной реальности. Так что это было актуальное решение.
PC Week: Как изменилось финансовое положение Nortel Networks после того, как компания воспользовалась правом защиты от кредиторов? Какие меры по сокращению издержек и реструктуризации бизнеса были предприняты компанией за последние два месяца?
С. Ф.: Уровень наличности удается пока поддерживать на стабильном уровне (на конец декабря 2008 г. он составлял 2,4 млрд. долл.), и это хороший знак того, что решение было принято своевременно.
Что касается второй части вопроса, то можно перечислить несколько таких шагов: отказ от ряда направлений — расторжение договора с Alvarion по партнерству в области WiMAX, продажа продуктовой линейки Alteon, временное сокращение инвестиций в подразделение Carrier Ethernet. Плюс два последовательных объявления об уменьшении численности персонала — на 1800 и 3200 сотрудников; в общей сложности планируется сократить почти 5 тыс. рабочих мест по всему миру.
PC Week: Планирует ли компания распродажу своих бизнес подразделений? Каким образом это может повлиять на положение партнеров и заказчиков Nortel Networks, в том числе российских? Кто из ваших конкурентов сможет воспользоваться сложившейся ситуацией на российском рынке?
С. Ф.: В настоящее время в рамках подготовки окончательного плана реструктуризации идет скрупулезный процесс по оценке рентабельности как отдельных видов продукции, так и определенных рынков. По результатам процесса будут сделаны выводы и принят план. План будет представлен общественности ориентировочно в мае нынешнего года — тогда мы с вами всё и узнаем. При любом исходе событий высший приоритет для Nortel — сохранение лояльности заказчиков и партнеров, и это, естественно, учитывается при формировании плана.
Как и чем смогут воспользоваться конкуренты — вопрос интересный. Не надо забывать, что и конкуренты тоже находятся в кризисной ситуации и у многих из них финансовое положение далеко не из лучших, хотя они, может быть, об этом и не говорят открыто. Большинство новых проектов в индустрии временно заморожены. Миграция существующих сетей на новые виды оборудования — процесс затратный, и в период кризиса это не лучший способ использования существующих ограниченных “кризисных бюджетов”, так что судите сами, кто и чем здесь может воспользоваться. К тому же мы объявили ряд мер и поощрительных программ, чтобы сделать нашу продукцию привлекательной и в кризисное время. И эти программы вызвали неподдельный интерес как у наших заказчиков, так и у наших партнеров.
PC Week: Как вы оцениваете ситуацию на телекоммуникационных рынках, в том числе на российском? Какие новые тенденции вы видите здесь?
С. Ф.: Кризис не обошел стороной и российский телекоммуникационный рынок. Операторы, как, впрочем, и вендоры, действительно не успели как следует к нему подготовиться. Им приходится обслуживать кредиты, взятые под новые проекты, которые пока не вышли на уровень запланированной прибыли и из-за кризиса выйдут на этот уровень много позже, чем предполагалось. Так что всем приходится считать деньги, и очень хорошо их считать.
Я полагаю, что спросом в кризис будут пользоваться решения, которые дадут возможность предложить качественно новый вид сервиса для клиентов сети, при этом сроки внедрения и окупаемости таких решений должны быть минимальными. Скорее всего, это могут быть новые программные продукты, позволяющие развернуть принципиально новые приложения на существующих сетях, или новая функциональность уже установленных продуктов (NGN-коммутаторов, например).
PC Week: Спасибо за беседу.