О развитии медицинского направления в корпорации “Майкрософт” рассказывает Роман Сабиров, руководитель направления по работе со здравоохранением в России в “Майкрософт Рус”.
Эдуард Пройдаков: Медицинское направление в вашей корпорации, насколько я понимаю, образовалось не так давно, поэтому интересно узнать, каким вы видите его развитие, какова стратегия.
Роман Сабиров: В сферу моей ответственности входит работа с органами управления здравоохранением как на региональном, так и на федеральном уровне, а также работа с ЛПУ. Отвечая на ваш вопрос, хочу подчеркнуть, что “Майкрософт” уже давно видит здравоохранение как одно из интересных и значимых направлений своей деятельности. Мы полагаем, что технологические и финансовые инвестиции в это направление принесут свои плоды в долгосрочной перспективе. На данный момент в компании существует сложившийся коллектив из врачей, перешедших к нам из ЛПУ, системных администраторов из медицинской отрасли, постановщиков задач, специалистов по продажам, маркетингу и др. При этом мы видим несколько основных направлений своей деятельности: во-первых, использование в здравоохранении наших базовых продуктов, во-вторых, недавно приобретённый набор продуктов Microsoft Amalga, который мы сейчас адаптировали для здравоохранения. (Он существует в двух вариантах: один из них — госпитальная система Amalga, другой — интеграционная платформа для анализа медицинской информации). Наконец, третье направление — продукт под названием Healthvault, позволяющий создавать сервисы для граждан. С его помощью как домашние, так и корпоративные пользователи могут собирать и накапливать медицинскую или околомедицинскую информацию, а затем предоставлять к ней доступ заинтересованным получателям. По сути это веб-портал, обеспечивающий доступ к источникам информации.
Мы компонуем наш набор продуктов таким образом, чтобы он максимально полно решал задачи, стоящие перед здравоохранением как во всём мире, так и в России.
Э. П.: А где эти разработки сосредоточены и какие силы привлечены к их реализации?
Р. С: Научной работой по внедрению ИТ в здравоохранение у нас занимаются в нескольких центрах, распределённых по всему миру, самый крупный из них находится в Редмонде; в городе Вашингтон, округ Колумбия находится центр в основном сфокусированный на нашем решении — семействе продуктов Microsoft АМАЛГА, в Англии, в городе Лидз где мы ведем работу над качеством и информативностью интерфейсов для медицинского персонала; в Пекине (Китай) — наш технологический центр, в Банкоке (Таиланд) — наше подразделение которое занимается Медицинской информационной системой Амалга. Существует и ряд более мелких центров, одним из которых в скором времени можно будет считать технологический центр “Майкрософт” в России (Microsoft Technology Center). На этой технологической площадке партнёрам можно будет разворачивать свои приложения, которые сейчас находятся в стадии разработки, есть там и учебные классы. Такие центры имеются и в Европе — недавно в Брюсселе открыт центр встречи с топ-менеджерами, в котором мы проводим встречи на высоком уровне с представителями государственной власти, в том числе руководителями отрасли здравоохранения.
Э. П.: “Майкрософт” вышла на рынок МИС с серьёзным опозданием. Такие системы требуют существенного времени для наработки качества. За счёт покупки профильных продуктов вы этот временной разрыв сократили, но ведь нужно ещё время, чтобы накопить опыт в данной области. Как решается данная проблема?
Р. С: Да, нам предстоит много работы, чтобы добиться высот, но и сделано уже немало. Здравоохранению уделялось внимание буквально со времен основания компании. В последние годы была создана методология построения интегрированных информационных систем в здравоохранении (CHF — Connected Health Framework), которая включила в себя опыт международный компании и наших партнёров в данной области. Этот набор документов позволяет ответить на вопрос, какие базовые принципы необходимо закладывать при построении информационной системы в здравоохранении, какие могут возникнуть проблемы и как их решать. Надо сказать, что он платформонезависим, хотя, безусловно, одна из его частей — CHP (Connected Health Platform) рассказывает, как лучше построить подобную систему на платформе Microsoft. Два года назад мы перевели эти документы на русский язык, а затем последовала многоитерационная адаптация, в рамках которой экспертная группа оценивала их актуальность, соответствие требованиям и нормам российского законодательства и видоизменяла текст для соответствия российской действительности. Более того, мы разработали отдельные компоненты для наших продуктов, так называемые HCE (Healthcare Connection Engine), — они поставляются в исходных текстах и позволяют ускорять построение интеграционных платформ для здравоохранения. В рамках этого же набора документов мы бесплатно передаём наши наработки по CUI (Общий интерфейс пользователя) — это описанные на примерах конкретных разработок пользовательские интерфейсы, где даны рекомендации по наиболее удобной и комфортной для врачей компоновке полей и других элементов на экране. Ещё один компонент, который мы передаём в рамках CHF, — адаптер (коннектор) к интеграционной платформе BizTalk. Он соответствует стандарту HL7, и позволяет в определённом формате передавать данные по интеграционной шине. Целевой аудиторией, которая сейчас пользуется этим продуктом в России, являются МИАЦы, партнёры, занимающиеся системной интеграцией, и партнёры, разрабатывающие собственные медицинские системы.
Э. П.: Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте в Покровской больнице Санкт-Петербурга. Это первый законченный проект в России?
Р. С: На самом деле в российском здравоохранении у нас реализовано уже довольно много проектов, в том числе и в Покровской больнице. Но это один из первых проектов, в рамках которого МИС в некоторой своей части реализована с помощью продукта Microsoft Axapta — адаптируемой ERP-системы, настроенной нашим партнёром с учётом специфики МИС (регистратура, история болезни, учёт затрат, расчёт себестоимости, загрузка мощностей и т. д.). В системе были дописаны интерфейсы, поскольку стандартная комплектация не предполагала такого применения. Здесь партнёр проделал большую работу. И это уже не первый опыт — системы Axapta и Navision используются как в фармации, так и в ЛПУ. Мы полагаем, что это хороший путь для наших партнёров по внедрению этих бизнес-приложений в здравоохранении.
Э. П.: Расскажите, пожалуйста, о проекте MS4Doctors, каковы его результаты?
Р. С: Несколько лет назад мы решили запустить на рынок стимулирующую акцию. Она нацелена как на партнёрский канал, так и на конечного потребителя, коим здесь является медицинский персонал в учреждениях здравоохранения, врачи. Суть такая: мы объявили для наших партнёров конкурс с интересными призами, предложив им создать на базе Microsoft Office приложения, которые позволят каким-то образом автоматизировать работу медицинского персонала ЛПУ. В качестве примера это может быть банальная регистратура на базе продукта Outlook, в котором можно строить расписание работы врача, отслеживать факт приёма пациента и видеть по этому расписанию доступность или недоступность ресурса. Более сложная задача — разработка истории болезни с использованием продукта InfoPath и т. д. Задача партнёра — разработать продукт и представить его для оценки независимому жюри; далее продукты-победители помещаются на компакт-диск и бесплатно передаются в российские ЛПУ. Рассылка будет произведена примерно в семь тысяч медицинских учреждений. ЛПУ может установить у себя любой из вошедших в этот компакт-диск продуктов и пользоваться им. Конкурс был объявлен в январе, а завершится в начале апреля.
Э. П.: Насколько активно партнёры участвуют в этом конкурсе?
Р. С: Кворум уже есть. Наша задача — чтобы врачи получили доступ к простым и бесплатным решениям. Есть здесь интерес и для партнёров , поскольку в период кризиса многие разработчики сейчас не загружены, а тут они получают возможность диверсифицировать свою деятельность и появиться на этом рынке либо закрепиться на нём.
Э. П.: Ну вот, мы плавно перешли к кризису. Что ваши решения могут дать здравоохранению в такой период?
Р. С: Кроме MS4Doctors мы выступили с инициативой “Безопасность и надёжность”. Мы вышли на российский рынок с лозунгом, что ПО Microsoft не только безопасно, но и надёжно, причём в данный момент оно продаётся, да ещё и со скидкой. Скидка распространяется на определённый набор продуктов, который позволяет обеспечить безопасность и надёжность существующей ИТ-инфраструктуры ЛПУ. Третий компонент — бесплатно передаваемый разработчикам CHF. Они вправе использовать его для развития своих продуктов. Наконец, есть у нас предложение по комплексным проектам для региональных управлений здравоохранения — так называемый “РИСУЗ”. Это типовое предложение по развитию ИТ-инфраструктуры на платформе Microsoft для федеральных, региональных и муниципальных органов управления здравоохранением, где основные интересы мы сосредотачиваем на том, какие задачи можно решить с помощью такого подхода, что это даст, где и за какие деньги можно купить ПО. В связи с ситуацией в экономике мы уделяем большое внимание тем технологиям, которые позволяют оптимизировать затраты на содержание и сопровождение этой инфраструктуры. Как пример таким элементом экономии является использование виртуализации приложений, когда на одном физическом сервере можно развернуть несколько приложений. С другой стороны, это оптимизация и повышение эффективности ИТ-инфраструктуры, что позволяет снизить затраты на её содержание. Такие компоненты актуальны всегда, но сейчас — особенно. Продуктивно экономить можно не только снижая какие-то очевидные затраты, но и максимально эффективно используя ИТ. Это наш основной лозунг.
Э. П.: У вас уже есть примеры внедрённых систем регионального уровня?
Р. С: В России такие системы сейчас разрабатываются. Опыт по “РИСУЗ” накапливается и в других странах, в США, в Европе. Там примеры внедрённых систем уже есть.
Э. П.: Расскажите, пожалуйста, о вашем отделе и о том, как организована его работа.
Р. С: Сейчас в “Майкрософт Рус” здравоохранением занимается семь человек. Это команда специалистов из разных отраслей, имеющая различные задачи — от маркетинга до консалтинга. С точки зрения структуры деятельности это уровень государства и как следствие работа по крупным ведомственным проектам. По сути все они хорошо известны и использование технологий Microsoft в них либо планируется, либо уже есть. Второй уровень региональный — соответственно работа с их министерствами или департаментами здравоохранения. И наконец, третий уровень — конкретные ЛПУ. Для каждого уровня мы предлагаем своё типовое решение. К примеру, для уровня ЛПУ наше предложение публично доступно, его можно скачать из Интернета и пользоваться им. Эти три уровня позволяют наиболее полно охватить отрасль здравоохранения в России и масштабно, комплексно подойти к вопросу информатизации здравоохранения. И здесь наше конкурентное преимущество, поскольку такая трёхуровневая схема позволяет нам обладать наибольшим знанием о рынке и более полно понимать проблематику.
Э. П.: Спасибо за беседу.