Нежелание производителей популярных мобильных терминалов ссориться к операторами связи за последнее время принимает все более отчетливые формы. Сперва компания Apple, выпускающая коммуникатор iPhone 3G, запретила размещать в своем интернет-магазине App Store специальное ПО, которое могло бы обеспечить этому устройству привычную для пользователей других мобильных платформ (к примеру, Symbian или Windows Mobile) возможность выступать в роли мобильного модема, обеспечивающего доступ в Сеть с мобильного ПК. Теперь этой практике последовала и Google — из магазина Android Market удалено приложение WiFi Tether for Root Users, позволяющее коммуникаторам G1 под управлением ОС Android работать в качестве модема. Это ПО, обеспечивающее соединение ноутбука с коммуникатором через Wi-Fi с последующим выходом в Интернет по сотовой связи, было удалено в результате вежливой, но настойчивой просьбы T-Mobile, эксклюзивно реализующей G1 в США по операторской модели.
В целом подобное решение вполне ожидаемо, несмотря на декларируемую Google открытую модель взаимодействия своего виртуального торгового молла с разработчиками (в частности, отсутствие премодерации их творений) и его позиционируемую глобальность (не только для американских пользователей). Известно, что профили потребления мобильного трафика у владельцев, с одной стороны, iPhone и G1, с другой — ноутбуков сильно различаются. Первые — это в основном частные пользователи, которые загружают себе программы из интернет-магазинов, музыку из платных хранилищ, пишут в социальные сети и читают новости, общаются с помощью IM-клиентов. Им предлагают “безлимитный” трафик (по сути таковым, не являющийся). Вторая группа пользователей занимается активной перепиской по электронной почте с пересылкой файлов, веб-серфингом по новостным и корпоративным ресурсам, а также VoIP- и видеоконференцсвязью. В итоге этот тип клиентов, к которым относятся свободные профессионалы, сотрудники СМБ, фрилансеры и т. д., разумеется, потребляют гораздо больше трафика. Естественно, операторы хотели бы продать таким пользователям дополнительные USB-модемы для доступа в Сеть и оптимизированные тарифные планы для передачи данных.
Еще один показательный случай с принудительным ограничением функциональности мобильных устройств — отношение владельцев централизованных интернет-магазинов к VoIP. Ведь специальные программы-клиенты для этой технологии уже постепенно начинают предустанавливаться на мобильных устройствах (например, на некоторых моделях Nokia). Показателен тот факт, что все без исключения VoIP-клиенты, допущенные после тщательного исследования в тот же App Store и установленные на iPhone, могут осуществлять вызовы только через хотспоты Wi-Fi (частные или публичные). Но делать то же самое через 3G-сети операторов связи (по протоколу HSPA) им полностью запрещено. Это касается не только таких локальных проектов, таких как Fring, но и глобальных типа Skype — правила для всех едины и даже развернув UMTS-сети американские и европейские операторы связи не хотят, чтобы абоненты-новаторы, умеющие работать с таким ПО, “сбивали” им доходы от пропуска голосового трафика.
В России ситуация с разделением тарифных предложений для мобильного доступа в Сеть пока не так остра. У нас еще значимую роль играют торговые сети по продаже оборудования, и на рынке в большом количестве имеются коммуникаторы под управлением Symbian и Windows Mobile, которые несложно использовать в качестве внешнего модема и подключить к оператору связи по специальным тарифным планам с низкой стоимостью интернет-трафика. Особенно это актуально для моделей с двумя одновременно работающими SIM-картами — подобные решения не распространены в Европе, где операторы, мягко говоря, совсем не поощряют наличие у абонентов аппаратного обеспечения для работы с несколькими операторами связи или тарифами одновременно. Кроме того, на рынке имеется достаточное количество “взломанных” iPhone, на которые можно устанавливать ПО, обеспечивающее работу терминала в качестве модема для ноутбука.
Однако в связи с недавно прошедшей или ожидаемой в ближайшем будущем сменой владельцев торговых сетей по продаже мобильных терминалов (в некоторых случаях ими стали именно операторы сотовой связи — как, к примеру, “ВымпелКом” у “Евросети”, МТС у “Эльдорадо” и т. д.), ситуация, при которой UMTS-оператор будет дотировать или продавать со скидкой “залоченные” терминалы очень вероятна. Соответственно компании “большой тройки” будут диктовать свои явные пожелания производителям мобильных терминалов — как это уже, в частности, происходит у “Скай Линка": изготовители мобильных трубок получают четкое ТЗ как по встроенным контент-сервисам, так и по функциональности устройств.
Абонентская база в России достигла своего потолка и дальнейшее развитие провайдеров мобильной связи, особенно в условиях финансового кризиса и связанных с этим сложностей по привлечению новых абонентов, возможно только за счет минимизации оттока. Сократить его помогут, в числе прочих мер, и “залоченные” терминалы, реализуемые по привлекательным ценам вкупе с долгосрочным контрактом на 1—2 года.