Трудно представить себе офис или жилое помещение, в котором нет никакой мебели. А вы когда-нибудь задумывались о том, как мебельные фабрики используют современные информационные технологии и с какими проблемами они при этом сталкиваются? Одно из средств автоматизации предприятий реального сектора экономики — пакет “Управление производственным предприятием” (УПП), входящий в состав системы программ “1С:Предприятие” и охватывающий практически все основные контуры управления и учета. К настоящему времени фирме “1С” из партнерских отчетов известно о более чем двух сотнях внедрений данного пакета на отечественных мебельных фабриках. При этом в 84% случаев подсистемы данного пакета использовались либо с небольшими доработками, либо вообще без них. В 16% случаев производились существенные доработки подсистем этого пакета. Один из примеров внедрения УПП со значительными доработками под индивидуальные потребности клиента — компьютеризация подмосковной российско-итальянской мебельной фабрики “Модер” (ООО “Модер Индастри”). Вот что рассказал нашему обозревателю Владимиру Митину президент и основатель предприятия Василий Ищенко.
PC Week: Сколько лет существует ваше мебельное производство и чем оно отличается от других российских мебельных фабрик?
Василий Ищенко: Фабрика “Модер” (“Martex office division in Russia” — MODER) начала свою работу в 1998 г. Одним из её соучредителей выступила известная итальянская компания Martex. В настоящий момент этой долей владеет бывший директор Martex — Эрминио Чеза (Erminio Cesa). Этот человек, с 14 лет постигавший азы профессии на своей родине, с энтузиазмом воспринял наше предложение и сейчас работает в России. В своей работе мы ориентируемся на опыт итальянских коллег. Они большие специалисты в этой области. Так что предприятие мы строили как полный итальянский аналог. По итальянским меркам, “Модер” — предприятие средних размеров, аналогичное по своим производственным возможностям итальянскому Martex. Наше предприятие насчитывает около ста человек персонала и выпускает корпусную и мягкую мебель. При этом мы работаем как “на склад”, так и по конкретным заказам. С конечными потребителями мебели мы не взаимодействуем, а имеем дело с так называемыми сбытовыми организациями, которых в нашей клиентской базе данных накопилось уже свыше двух тысяч. Примерно 150—200 из них размещают заказы у нас ежемесячно.
PC Week: Как итальянцы компьютеризируют свои мебельные фабрики?
В. И.: В Италии существует недорогая, но исключительно эффективная специализированная мебельная ERP-cистема, предлагаемая компанией Deltasystem (она “держит” 80% соответствующего рынка). Она доступна в трех вариантах (для малых, средних и крупных предприятий), каждый из которых четко ориентирован на определенный масштаб мебельной фабрики. Мы в свое время предлагали разработчику создать российскую локализацию этой ERP-cистемы. Ответ был таков: “Перевести интерфейс на русский язык мы можем без проблем, но за поддержку особенностей российского законодательства браться не будем”. Мы же хотели получить единый продукт для автоматизации всех бизнес-процессов на предприятии. Поэтому от идеи использования итальянской ERP-cистемы нам, к большому сожалению, пришлось отказаться.
PC Week: А что вы взяли на вооружение?
В. И.: В 1998 г. ERP системы только начали появляться, а у нас был некоторый опыт по их внедрению в торговых предприятиях. Поэтому после проведения определенных “поисковых работ” мы остановились на системе Navision Finance для управления сбытом продукции, немецкой системе Lipro для планирования и контроля производства и “1С:Бухгалтерии” для бухгалтерского учета. С Navision Finance немецкая система Lipro не стыковалась, поэтому обе они работали совершенно автономно.
PC Week: Какие причины заставили вас отказаться от эксплуатации этих систем?
В. И.: Проблем с зарубежными ERP-системами было несколько. Основными из них являются четыре: отсутствие национальной локализации (проблемы с регламентированным учетом); дефицит и дороговизна специалистов по этим системам; отсутствие специализированного “мебельного” решения и невозможность проведения одновременного планирования по заказам “вперед” и “назад”. В итоге мы решили заменить зарубежные ERP-решения на пакет УПП, входящий в состав системы “1C:Предприятие 8”, и в качестве партнера по внедрению этого пакета привлекли московскую компанию “Проект-ИТ”.
PC Week: Можно ли было осуществить внедрение данного пакета собственными силами?
В. И.: У нас нет таких сил. У нас даже ИТ-отдела нет. Более того, всю работу по приобретению различного ИТ-оборудования и ПО, а также по поддержанию этого ИТ-хозяйства в рабочем состоянии у нас осуществляет всего один системный администратор. Он же отслеживает различные новинки, появляющиеся на ИТ-рынке. Разумеется, определенные функции ему, как сейчас принято говорить, разрешено отдавать на аутсорсинг. Вообще говоря, я не люблю это слово и считаю, что его используют гораздо чаще, чем нужно. Правильнее говорить о кооперации и разделении труда. Ведь именно грамотное разделение труда позволяет итальянским мебельным фабрикам быть такими эффективными. Дело в том, что помимо собственно фабрик изготавливающих мебель, в этой стране существует множество производств, выполняющих различные цепочки операций из процесса производства мебели (например, изготовление специальной картонной упаковки) и обслуживающих сразу несколько мебельных производств. В России таких специализированных фирм нет, поэтому мебельщикам многие операции приходится делать самостоятельно. А если какая-либо операция не поставлена на промышленные рельсы со 100%-ной загрузкой персонала в течение всего рабочего времени, то она, как правило, осуществляется неэффективно. Не способствуют эффективности работы предприятия и излишние производственные мощности. Это относится не только к мебельному производству, но и к любой другой сфере деятельности. В том числе к внедрению ERP-cистем. Каждый должен делать только то дело, на котором он специализируется и в котором хорошо разбирается.
PC Week: Что мешает развитию в России инфраструктуры небольших специализированных фирм, обслуживающих крупные предприятия?
В. И.: Возможно, отсутствие достаточного количества инициативных людей и различные административные барьеры, создающие определенные трудности при регистрации малых предприятий и осуществлении ими хозяйственной деятельности. Насколько мне известно, в России существуют три ассоциации мебельщиков, но их усилия по созданию в нашей стране системы специализированных фирм, обслуживающих собственно мебельные производства, пока не увенчались успехом. Отсутствие такой инфраструктуры мешает “типизации” мебельных производств и делает любое такое предприятие (со всем набором его вспомогательных служб) уникальным, что, в свою очередь, приводит к невозможности создания типовой национальной мебельной ERP-системы. Поэтому каждому предприятию приходится либо использовать “самописные” системы, либо в той или иной степени дорабатывать какую-либо из тиражируемых ERP-систем. И чем предприятие уникальнее, тем существеннее эти доработки.
PC Week: Как вы вышли на пакет УПП и чем был обусловлен выбор партнера по внедрению?
В. И.: Любой руководитель или собственник компании, заинтересованный в повышении эффективности, а значит, и в прибыльности своего предприятия, значительную часть времени проводит на различных конференциях, семинарах, выставках и прочих мероприятиях, так или иначе связанных с его профессиональными интересами. Он также встречается с другими предпринимателями в неформальной обстановке и читает газеты и журналы, которые находит интересными. Иногда полезно “рыться” во Всемирной паутине. Но на это обычно удается выкроить не так уж много времени. Поэтому Сеть наиболее эффективна не при выборе стратегии развития бизнеса, а лишь при поиске ответов на конкретные вопросы.
Лично меня к выбору УПП подтолкнули семинары в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и, в частности, беседы с доцентом этой академии, кандидатом экономических наук Андреем Мицкевичем. Выбор же “Проект-ИТ” в качестве партнера по внедрению УПП был обусловлен тем обстоятельством, что у данной компании есть большой опыт компьютеризации предприятий реального сектора экономики и руководство этой компании хорошо знает возможности не только программ фирмы “1С”, но и ERP-cистем других поставщиков.
Мне также импонирует подход топ-менеджеров “Проект-ИТ” к автоматизации предприятия: они ставят во главу угла не бухгалтерский учет (ориентированный на генерацию отчетности, требуемой законодателем), а управленческий, позволяющий правильно понять, из чего складывается себестоимость продукции, и тем самым помочь устранить причины, негативно влияющие на эту себестоимость. Грамотная же постановка управленческого учета зависит не только от выбранной ERP-системы, но и от методологии, которая положена в основу этого учета. Или, как иногда говорят, от выбранных алгоритмов разнесения затрат. Здесь тоже есть много ноу-хау. Лично я считаю, что организовать бухгалтерский учет на основе управленческого можно относительно безболезненно, а вот “поставить” управленческий учет на базе бухгалтерского практически невозможно.
PC Week: Не жалко было расставаться с зарубежными системами, на освоение которых были потрачены значительные материальные и временные ресурсы?
В. И.: Во внедрение пакета УПП мы уже вложили примерно столько же средств, сколько и во внедрение зарубежных ERP-cистем. Но мы считаем эти затраты оправданными и надеемся, что они в скором времени окупятся. Нам было бы дороже (в смысле упущенной прибыли) эксплуатировать прежние системы.
PC Week: Вы довольны результатами внедрения пакета УПП на своем мебельном производстве?
В. И.: Истинный предприниматель никогда не может быть всем доволен. Он всегда стремится что-то улучшить. Я думаю, что на освоение всех возможностей УПП (включая CRM-модуль, бюджетирование и объединение всех рабочих мест в цехах в единую информационную сеть предприятия) у нас уйдет еще три-четыре года.
PC Week: Спасибо за беседу.