Даже в таком зрелом сегменте ИТ-рынка, как системы управления базами данных, конкуренция между лидерами не прекращается и в кризисные времена. Основные направления развития продуктов главных игроков во многом совпадают, и выпуск очередной версии тем или иным вендором ознаменовывается либо отвоевыванием некогда утраченных позиций, либо покорением новых вершин. Об этом свидетельствует и анонс версии СУБД IBM DB2 9.7, выпуск которой запланирован на июнь. Вряд ли следует удивляться тому, что в разгар финансового кризиса на первый план вендор выносит ожидаемую 75%-ную экономию, которую сулит применение обновленного продукта.
Что же ее обеспечивает? По мнению руководителя московского офиса корпорации по направлению IBM Information Management Software Сергея Лихарева, это уменьшение затрат на администрирование БД, а также снижение требований к аппаратным средствам серверов и систем хранения. Заметно расширилось число задач администратора БД, решаемых автоматически. Среди них управление памятью с помощью Self Tuning Memory Manager. Технология сжатия данных, реализованная впервые еще в версии 9.5, получила дальнейшее развитие, и, как заявил г-н Лихарев, DB2 по степени компрессии превосходит теперь СУБД Oracle примерно на 30%. Названные при этом величины 50—75%-ного уменьшения объема хранимых данных не столь уж сильно расходятся с 2—4-кратной степенью сжатия, достигнутой в версии Oracle Database 11g, о которой говорил в своем недавнем интервью нашему изданию вице-президент Oracle Марк Таунсенд. Впрочем, теперь DB2 осуществляет также компрессию индексов и временных таблиц, чего, как отмечают представители IBM, не умеет делать сегодня никакая другая СУБД. Еще один резерв для экономии связан с упрощением конфигурирования и развертывания серверов БД в виртуальных средах и с более гибкой политикой лицензирования подобных конфигураций.
Заметно усовершенствованы в новой версии DB2 средства обеспечения безопасности, с их помощью можно очень тонко настраивать политику доступа к данным всех сотрудников, включая и администраторов БД, которые, выполняя в рамках своих обязанностей те или иные операции, не могут видеть конфиденциальной информации. Похожие функции в СУБД Oracle реализуются через опции Data Vault и Audit Vault. Еще одна “перекличка” с продуктом главного конкурента — реализация отказоустойчивой двухсерверной конфигурации, в которой сервер с резервной БД в “спокойные времена” можно использовать для генерации отчетности (у Oracle эта задача решается с помощью опции Active Data Guard).
Так же как и в СУБД Oracle, в IBM DB2 поддерживается хранение данных в формате XML, но если продукт Oracle отображает XML-документ в реляционную структуру и хранит его в таблицах, то в DB2 данные XML никак предварительно не преобразуются и обрабатываются специальным движком, функционирующим параллельно с реляционным. В версии DB2 9.7 разрешается передавать СУБД запросы, в которых фигурируют как XML, так и реляционные данные, причем такие запросы можно применять и в транзакционных, и в аналитических приложениях.
Новая версия СУБД IBM ляжет в основу средства построения хранилищ данных IBM InfoSphere Warehouse 9.7 Enterprise Edition. Для обеспечения полного жизненного цикла таких хранилищ корпорация предлагает инструменты InfoSphere Data Architect и Data Studio. Поддержка в DB2 разных моделей конкурентного доступа и слабой типизации данных существенно упростит деятельность разработчиков. В частности, она заметно облегчит перенос приложений, написанных для СУБД Oracle, на платформу IBM DB2. Как подчеркивает информационное агентство RTTNews, указанная технология была лицензирована IBM у компании EnterpriseDB, занимающейся продвижением продукта Postgres Plus Advanced Server, базирующегося на СУБД с открытым исходным кодом PostgreSQL. С помощью указанной технологии в этом продукте поддерживаются все типы данных СУБД Oracle, синтаксис ее языка SQL и хранимые процедуры на PL/SQL. По словам одного из основателей EnterpriseDB Энди Астора, код, обеспечивающий подобную переносимость приложений, является в отличие от кода PostgreSQL закрытым и продается за отдельные деньги. Пока что IBM — первая и единственная компания, купившая лицензию на технологию EnterpriseDB, но, как заявил Энди Астор, аналогичные переговоры ведутся и другими вендорами.