После полугодового кризисного затишья тема SaaS (софт как сервис) опять начинается активного обсуждаться на российском ИТ-рынке. И это вполне понятно, ведь одно из преимуществ этой бизнес-модели — минимальные капитальные затраты и быстрое получение нужного функционала, а это как раз то, что нужно в нынешних суровых экономических условиях. Именно об этом говорилось на прошедшей в середине апреля конференции “SaaS в России”, где, в частности, было высказано мнение, что лидирующие позиции в данном направлении могут занять именно российские поставщики, потому что западным компаниям сейчас явно не до нас. Но у зарубежных SaaS-провайдеров есть свое мнение на этот счет: ровно через неделю после встречи отечественных игроков о намерении расширить свое присутствие в нашей стране заявил мировой лидер SaaS-рынка компания Salesforce. Собственно, такое заявление Salesforce при поддержке российского партнера CT Consulting сделала еще год назад, но судя по всему, только сейчас можно ожидать ее перехода к более решительным действиям с учетом накопленного опыта и новых рыночных условий.
Salesforce находится на передовых позиция сразу в двух актуальных сегодня и перспективных в будущем ИТ-направлениях. В паре с Oracle она с большим отрывом лидирует на рынке CRM (об этом говорит соответствующий магический квадрант Gartner). И одновременно компания — крупнейший поставщик в области SaaS, в 2008 г. ее доход был равен 750 млн. долл., что составляет около 15% этого рынка. Salesforce работает в направлении CRM+SaaS с момента основания в 1999 г., к настоящему моменту у нее более 55 тыс. компаний-клиентов, свыше 1,5 млн. рабочих мест по всему миру. Заказчиками являются фирмы разных размеров и отраслей, среди них есть мировые гиганты, использующие десятки тысяч клиентских лицензий Salesforce. Отток клиентов (не продлевающих подписку) составляется менее 1% — очень хороший показатель для этой модели предоставления услуг.
В России показатели пока довольно скромные — немногим более 200 клиентов, причем видно, что среди них доминируют филиалы западных компаний (т. е. те, кто реализует тут общую корпоративную ИТ-стратегию), имен российских “голубых фишек” пока в этом списке не видно. При том, что Salesforce еще полтора года назад запустила русскую версию своего CRM-сервиса. Говоря об этом, вице-президент по развитию бизнесе Salesforce в Европе Пьеро Фалотти выделил два момента — недостаточный спрос на CRM на местном рынке и необычность самой SaaS-модели.
И надо согласиться, что это так. Несмотря на многочисленные разговоры о CRM в последние годы, аналитики сегодня признают, что реальный рынок CRM в нашей стране начинает формироваться только сейчас. Потребностей в подобных системах в условиях экстенсивного роста экономики (что у нас было до кризиса) просто не было, ведь CRM — это инструмент конкурентной борьбы, которая в России по накалу существенно уступает ситуации за рубежом. Однако теперь, в новых экономических условиях, и нашим предприятиям придется сражаться за удержание старых и привлечение новых клиентов*.
В этом плане связка CRM+SaaS является почти идеальной для заказчиков, так как позволяет решать актуальные бизнес-задачи с минимальными затратами на ИТ. Именно это обстоятельство определяет то, что во всем мире для доставки функционала CRM-систем используется модель SaaS (по данным Gartner, на долю CRM приходится почти треть мирового SaaS-рынка, в абсолютных величинах это уже почти 2 млрд. долл.). Отметим, что минимальная стоимость услуги Salesforce — годовая подписка на пять сотрудников — 750 евро (в Интернете можно найти и существенно более дешевые варианты, правда, качество и надежность могут быть пониже).
Однако на пути бизнеса Salesforce в России оказалось еще одно серьезное препятствие — проблема с оплатой. Дело в том, компания реализует во всем мире схему прямых продаж с оплатой услуг через Интернет. Чисто технически делать это нашим фирмам очень просто, но вот провести платеж за рубеж через бухгалтерскую отчетность — это уже настоящая головная боль. Но в феврале данный вопрос был снят: управляющий партнер CT Consulting Максим Вотяков сообщил, что его компания получила право принимать платежи за услуги Salesforce в России в рублях.
Кстати, Salesforce — это не только CRM-сервис, но и настоящая платформа для разработки и использования бизнес-приложений в стиле Cloud. Еще несколько лет назад компания стала предоставлять функционал свой системы в виде API. Клиенты могут создавать для себя собственные решения (как это можно сделать за 10—15 мин, специалисты CT Consulting показали прямо на конференции) или использовать готовые программы независимых разработчиков (в каталоге AppExchange имеется сейчас около 800 приложений, в том числе бесплатых). Разработка приложений выполняется бесплатно, а за использование придется произвести оплату через Salesforce.
Очень интересный пример сотрудничества с Salesforce — российская компания Libra Hospitality, которая занимается автоматизацией гостиничных предприятий в Центральной и Восточной Европе. Она уже более четырех лет использует CRM Salesforce для поддержки работы своих офисов, размещенных во многих странах. А недавно она разработала собственное SaaS-решение на базе платформы Salesforce — Libra OnDemand CRM, специально ориентированное на работу отелей. “В России заказчики пока относятся в аренде “облачных” решений с заметным недоверием, — сказала менеджер по развитию бизнеса Евгения Дмитриева. — Но кризис и изучение зарубежного опыта помогают им избавиться от таких опасений. Но зато им очень нравится в платформе Salesforce ее открытость, возможность самим доработать прикладное решение”.
Как мы уже говорили, возможность широкого выхода зарубежных SaaS-поставщиков на российский рынок обсуждалась на недавней конференции “SaaS в России”. Наряду с оптимистичными звучали и тревожные ноты — “придут варяги и задавят рынок”. Но, скорее всего, эти опасения излишни: если рынок будет развиваться, то тут всем хватит места.
*Это подтвердили и беседы в кулуарах прошедшей конференции Salesforce. Так, представитель очень известной отечественной торговой сети сказал, что его компания уже давно автоматизировала задачи класса ERP, но только сейчас поставила перед собой цель внедрить CRM. Тут уместно напомнить известный тезис: программные CRM-системы являются лишь инструментом и могут помочь реализовать модель CRM только при наличии общей клиенториентированной стратегии компании.