Первый коммерческий хотспот Wi-Fi был открыт в Москве в 2003 г. — тогда это казалось экзотикой, сейчас же подобные точки доступа встречаются повсеместно. Согласно недавнему исследованию J’son & Partners Consulting, количество российских хотспотов, принадлежащих операторам связи, по итогам 2008 г. составило более 18,6 тыс. Из этого числа только 21% приходится на публичные хотспоты. В основном такие точки доступа слабо консолидированы — к примеру, к крупным городским сетям, спроектированным для покрытия больших открытых пространств, относятся только проекты компаний “ВымпелКом” (“наследство” “Голден Телекома” — около 13 тыс. хотспотов внутри МКАД) и тольяттинского оператора “Аист” (около 200 точек доступа, расположенных в нескольких районах города).
Еще около сотни хотспотов можно найти у компании “Комстар-ОТС” и 259 штук — у совместного проекта МТС и “Таском”. Но это уже разнообразные “точечные” инсталляции в общественных местах: кафе и ресторанах, клубах и казино, кинотеатрах, торговых центрах и т. п. По состоянию на конец 2008 г. в России насчитывался 3981 публичный хотспот, из них на Москву и Санкт-Петербург приходилось 2629. А всего в семи федеральных округах (не включая Москву и Санкт-Петербург) работает еще 1352 публичных хотспота (34% от общего их числа). В целом весьма скромные цифры, даже учитывая тот факт, что совокупный прирост количества публичных хотспотов за прошлый год составил 48%. Наиболее же высокие темпы роста числа таких точек за год продемонстрировал Дальневосточный ФО (+97%) — в основном это заслуга “Дальсвязи”, которая построила более 90 публичных точек доступа в 26 городах региона.
Типовая точка доступа сейчас подключена к Интернету на скорости 1—2 Мбит/с, поэтому своим клиентам может предоставить канал 128—256 кбит/с. Если хотспот коммерческий (средняя стоимость 120—150 руб. в час), то оплата осуществляется на кассе заведения — поддержка мгновенной оплаты с помощью пластиковой банковской карты для нашей страны пока экзотика. Хотя крупные проекты (к примеру, МТС, “ВымпелКома” и др.) могут быть оплачены и специальными платежными картами, которые эмитируются операторами связи. Еще один вариант, применяемый для более-менее крупных сетей хотспотов, — это оплата по SMS, в данном случае объединились даже прямые конкуренты: к примеру, абоненты МТС могут оплатить “SMS’кой” доступ в хотспотах “ВымпелКома”. Отметим, что оператор “МегаФон” развивать Wi-Fi-сети не планирует — хотспоты оператора можно встретить разве что в терминалах московских и питерских аэропортов.
Пока не состоялся еще один занимательный проект по W-Fi-доступу на базе таксофонов Siemens (кроме телефонной начинки туда добавляли ADSL-модем и Wi-Fi-точку). Две сотни подобных аппаратов до сих пор лежат на складах МГТС. Не получил развития и подземный Wi-Fi — единственный проект такого рода от “Комстар-ОТС” до сих пор работает на пересадочном узле “Театральная” —“Охотный ряд” — “Площадь Революции” (на каждой из этих станций организовано по три точки доступа).
Если сравнить российскую действительность с иностранной, то это сравнение будет явно не в нашу пользу. Наибольшее количество хотспотов, конечно, в США (больше 68 тыс. общественных точек доступа) и Великобритании (27 тыс.). Причем в этих странах значительный вклад вносят телеком-операторы, создающие сети точек доступа для своих клиентов. К примеру, в сервисах AT&T Wi-Fi, T-Mobile Hotspots, iPassConnect безлимитный Wi-Fi на территории Европы через сеть собственных хотспотов оператора связи можно получить за 20—25 долл., на территории США — за 30—40 долл., по всему миру — от 45 долл. за каждые четыре недели использования. Тариф за глобальный доступ с iPhone, который пока нельзя использовать как внешний модем, составляет 6—9 долл. в месяц, для владельцев BlackBerry — процентов на 10—20 дороже за счет большого объема переписки.