Результативность любой госструктуры напрямую связана с качеством принимаемых её руководством управленческих решений. При этом цена вопроса может быть очень высока, что обуславливает целесообразность использования современных средств поддержки принятия решений. Пермская компания “Прогноз” специализируется в этой сфере. Заместитель генерального директора компании Андрей Селянин рассказал 1-му заместителю главного редактора PC Week/RE Игорю Лапинскому о том, какие задачи решаются с помощью таких средств и какие проблемы возникают при их внедрении.
PC Week: Какое место в комплексе эксплуатируемых сегодня в госорганах ИТ-средств должны занимать инструменты поддержки принятия решений?
Андрей Селянин: Изменения в процессах социально-экономического развития страны, вызванные мировым финансовым кризисом, в существенной мере повысили значимость задач, решаемых с использованием информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений (далее соответственно ИАС и СППР. — Ред.). Если в период бурного экономического развития важнейшими задачами были мониторинг ситуации с целью выявления провалов и точек роста, а также оперативная реакция на её изменения, то в настоящее время крайне важными для большинства федеральных органов исполнительной власти представляются задачи моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов, оценка последствий принимаемых решений. Такие задачи решаются на основе специализированного инструментария анализа и прогнозирования — неотъемлемой части ИАС и СППР — и являются специализацией нашей компании. Задачи формирования реестров и регистров, разнообразные системы мониторинга в этих условиях становятся фундаментом для создания многофункциональных информационно-аналитических систем. При этом важнейшим фактором успешного их внедрения является возможность объединять разные классы решений — от централизованных хранилищ данных (далее ЦХД. — Ред.) до сложных комплексных задач имитационного моделирования — во взаимоувязанную цепочку, способствующую формированию управленческих решений, в том числе в условиях неопределенности и недостатка информации.
PC Week: Какие задачи обычно возлагаются на такие системы при их использовании в органах власти различного уровня?
А. С.: Как на федеральном, так и на региональном уровне актуальными остаются задачи сбора и представления информации в удобном и наглядном виде и построения на её основе централизованных хранилищ данных. Формирование единого информационного пространства показателей ИАС представляется необходимым условием создания системы, удовлетворяющей современным требованиям заказчиков, так как имеющаяся разнородная информация не позволяет обеспечивать гибкость и достаточную скорость в принятии решений. Важнейший аспект здесь — актуальность информации и ее комплексность, представление данных из различных источников, агрегирование региональной и ведомственной статистики. При этом ЦХД является фундаментом для решения широкого класса задач мониторинга ситуации, ее анализа, в том числе с использованием различных математических методов ранжирования, формирования интегральных оценок. В области моделирования и прогнозирования особую актуальность получили задачи упреждающей оценки кризисных явлений в макроэкономических, отраслевых, региональных процессах. Особенно актуальными становятся задачи целевого и оптимального управления, которые в отличие от классических задач прогнозирования, дающих ответ на вопрос “что будет, если…?”, позволяют ответить еще и на вопрос “что необходимо для…?”. В условиях ограниченного ресурса крайне важно оценить возможности его оптимального использования. Немалое значение приобретают также разнообразные методы формирования интегральных индексов, с помощью которых можно не просто оценить различные факторы развития региона, отрасли, страны, но и выделить наиболее перспективные направления, получить интегрированный индекс. Кроме указанного класса задач, предназначенных в основном для специалистов-экспертов, представляется важным формирование информационного “рабочего стола руководителя” — максимально визуализированного инструмента, позволяющего руководителю ведомства оперативно получать информацию обо всех контролируемых процессах.
PC Week: Существуют ли принципиальные различия в требованиях к ИАС для органов власти и коммерческих структур?
А. С.: Эффективность — вот основное требование к ИАС, предъявляемое как органами власти, так и коммерческими структурами. Принципиально ИАС для органов власти и коммерческих структур различаются прежде всего используемыми информационными ресурсами, на основе которых должны приниматься решения (для органов власти это в основном государственная статистическая информация), а также требованиями к защите информации, определяемыми в том числе ФСБ России. Кроме того, для ИАС государственных органов власти более характерен межведомственный комплексный взгляд на развитие экономики страны, ее регионов и отраслей, охватывающий все сферы деятельности. Важнейшим аспектом является сбалансированность экономического и социального приоритетов развития и соответствующая направленность прогнозно-аналитических задач.
PC Week: Какие проблемы наиболее типичны на этапе внедрения таких решений в госорганах и требуют своего разрешения?
А. С.: На этапе внедрения ИАС в госорганах важнейшей задачей является постоянная актуализация информации. Хорошая система может оказаться невостребованной в случае отсутствия информационной подпитки или устаревания данных. Поэтому важно не только создать ИАС и осуществить ее первичное наполнение, но и отладить информационные потоки, обеспечивающие постоянную актуализацию информации в ИАС, сформировать регламенты и прописать ответственных за эту актуализацию.
Мешает внедрению таких систем, зачастую, и недостаточная готовность госслужащих к передовым информационным технологиям, основанная на привычке использовать годами наработанные программные средства. Серьезной проблемой является также интенсивная ротация кадров в органах государственной власти. Впрочем, в кадровых вопросах в последнее время наметились существенные позитивные сдвиги, во многом связанные с повышением культуры использования ИКТ в повседневной работе и с тем, что на должность государственных чиновников все чаще приходят более молодые люди.
Нередко проблемы возникают из-за того, что заказчики испытывают затруднения при формулировке требований к ИАС. И только когда заказчик сам начинает активно работать с ИАС, выясняется, какой функционал он действительно хотел бы иметь, и возникает необходимость в доработках, порою весьма существенных.
Все эти проблемы могут быть разрешены только при условии грамотной и постоянной работы с заказчиком, начиная с этапа предпроектного обследования и заканчивая внедрением ИАС. Причем здесь очень важно постоянство команды исполнителей, знающих потребности органов государственной власти и понимающих технологические аспекты разработки ИАС.
PC Week: В чем выражается и как может быть оценен эффект от внедрения ИАС в госорганах?
А. С.: Довольно просто оценить эффект от сокращения времени, которое чиновники тратят на выполнение рутинных операций, связанных с поиском и первичной обработкой информации. Что же касается общего эффекта от внедрения ИАС, то, как правило, он проявляется не сразу и зачастую с трудом поддается количественной оценке, особенно в тех случаях, когда принимаемые при поддержке ИАС управленческие решения рассчитаны на средне- или долгосрочную перспективу. Но ИАС и СППР позволяют существенно повысить оперативность принятия решений и эффективно распределять ограниченные ресурсы для достижения заданных целей. И можно однозначно утверждать, что эффект от использования ИАС в десятки раз превышает затраты на разработку и внедрение таких систем. Как правило, он носит комплексный характер и возрастает при длительной эксплуатации системы.
PC Week: Ваша компания выполняет проекты и за рубежом. Что, на ваш взгляд, стоило бы почерпнуть из зарубежного опыта?
А. С.: Действительно, наша компания активно ведет разработки за рубежом. В частности, разрабатываем ИАС для Международного валютного фонда, Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения и др. Во всех этих проектах оказались востребованы наши технологии и опыт.
При этом хотелось бы отметить прозрачность информационных потоков, наличие большого объема исторических данных и способность заказчика четко формулировать собственные потребности. Это позволяет эффективно работать над проектом, не тратя неоправданно много времени на поиск информации и выяснение того, что же все-таки надо сделать.
PC Week: Спасибо за беседу.