Семейство Microsoft Office уже давно вышло за пределы настольных приложений и в последние годы активно расширяется в сторону серверных решений (SharePoint, Exchange Server, Communications Server, PerformancePoint, Project), совокупность которых представляет собой мощную платформу для построения корпоративных информационных систем. О текущем состоянии дел и перспективах этой группы продуктов с директором продуктовой группы Information Worker корпорации Microsoft, Кирком Кёнигсбауэером, основным фокусом деятельности которого являются Microsoft Project, Office SharePoint Server и другие технологии системы Microsoft Office, побеседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов .
PC Week: Осенью 2007 г. Microsoft выпустила новый продукт — PerformancePoint Server 2007, о котором сама корпорация говорила как о новом шаге в деле формирования своей BI-платформы. Ведущие мировые аналитики также неплохо отзывались об этом решении и предрекали ему хорошие перспективы. Но в начале года Microsoft заявила о прекращении развитии PPS как отдельного продукта. Могли бы вы пояснить, что все это означает и к чему нужно готовиться вашим заказчикам и партнерам?
Кирк Кёнигсбауэер: Прежде всего, я должен сказать, что Microsoft по-прежнему намерена играть самую активную роль на рынке бизнес-аналитики и расширять здесь свое присутствие. Мы работаем в этой сфере в рамках реализации стратегии — традиционной для корпорации в целом — “BI в массы”. И как раз в контексте этой стратегии нужно воспринимать некоторую коррекцию нашего продвижения в данном направлении. Речь идет не о сокращении и тем более не о прекращении нашей активности, а об определенной перегруппировке сил с учетом полученного отклика от наших пользователей, а также с учетом серьезной перестановки сил на этом рынке в результате ряда мощных поглощений и слияний.
Как известно, наша BI-платформа включает несколько ключевых компонентов: аналитическая система в рамках SQL Server, Excel как ведущий в мире BI-клиент, Microsoft Office SharePoint Server (MOSS) как средство обеспечения коллективной работы и, наконец, PPS как верхний уровень бизнес-аналитики.
Опыт пребывания PPS на рынке показал, что его функциональная компоновка и общее позиционирование были не очень удачными. Как вы знаете, в нем три основных модуля, отвечающих соответственно за мониторинг бизнес-активности (в том числе использование карт показателей, информационной панели и ключевых показателей эффективности), глубокую аналитическую обработку данных (выявление тенденций, возможностей, угроз и т. д.) и финансовое планирование (включая бюджетирование и прогнозирование). Первые два нужны довольно широкому числу пользователей, а последний — преимущественно лишь специалистам уровня финансовых директоров предприятий, к тому же он требовал довольно существенных затрат на внедрение. Кроме того, PPS оказалась слишком высокой для его массового распространения.
С учетом всего этого мы решили произвести перегруппировку наших усилий. Функционал мониторинга и аналитики теперь будут представлены в виде набора служб PerformancePoint Services for SharePoint, который войдет в состав выпуска MOSS Enterprise. Тем самым мы делаем их более доступными для широкого спектра пользователей, связывая при этом данные средства с управлением бизнес-процессами организаций.
PC Week: А что же будет с модулем планирования?
К. К.: Что касается инструментов планирования, мы приняли трудное для нас решение — выйти из этой части рынка, сосредоточившись на развитии функций бизнес-аналитики класса “самообслуживания”, нужных массовому потребителю. Мы считаем, сфера финансового планирования должна остаться в поле деятельности наших партнеров, поскольку ее специфика заключается в очень высокой доле затрат на внедрение. Здесь почти каждый проект является уникальным, в суммарной стоимости которого цена собственно лицензий на ПО не превышает 10—20%.
PC Week: Что же теперь делать вашим пользователям PPS 2007?
К. К.: Мы полностью выполним наши обязательства перед клиентами. В середине этого года выйдет очередной пакет обновлений (SP3) для PPS 2007, который будет включать и модернизированный вариант модуля планирования. А техническая поддержка продукта в целом будет обеспечиваться как минимум в течение еще десяти лет.
PC Week: Мы видим быстрый рост популярности MOSS на рынке, в том числе в результате расширения его возможностей. Теперь он прирастет еще и функционалом бизнес-аналитики. Но не опасаетесь ли вы, что этот продукт превратится в программного монстра, которым будет очень сложно пользоваться и управлять?
К. К.: Мы возлагаем очень большие надежды на этот продукт, фокусируясь на целый ряд бизнес-процессов — корпоративный портал, поддержка групповой работы, управления документами и корпоративным контентом, управление Web-контентом и т. д. Сейчас крупные инвестиции делаются в управление бизнес-процессами, в бизнес-аналитику, в корпоративный поиск.
Да, угроза перегрузки продукта функционалом существует, но проблема заключается в том, что все эти средства нужны многим пользователям в таком едином комплексе. Но мы внимательно подходим к расширению средств MOSS и, как видите, решили не включать в него модули планирования.
PC Week: А какая судьба ожидает Project Server? Не переместится ли он также в MOSS в виде дополнительного набора служб?
К. К.: Нет, мы не собираемся этого делать. Project — это хороший пример отдельного рыночного пространства, достаточно большого, но все же существующего отдельно от значительно более широкой сферы, где нужен MOSS. Другое дело, что мы будет продолжать работы по интеграции этих двух решений.
PC Week: Сейчас мы наблюдаем растущий интерес к использованию концепции Enterprise 2.0 для организации внутрикорпоративного взаимодействия сотрудников. С точки зрения реализации таких систем мы видим пересечение функционала MOSS с другими вашими офисными серверами — Exchange и Communications Server. Как будет развиваться ситуация здесь? Нет ли планов объединения этих продуктов?
К. К.: MOSS уже давно развивается в направлении поддержки социальных сетей, в нем уже сейчас имеются такие инструменты, как блоги, вики, RSS. Еще в версии 2003 в нем появилась социальная сеть MySite, функционирующая внутри периметра сетевого экрана. Сейчас возможности подобных средств будут расширяться еще быстрее, так как мы видим желание компаний использовать их в своей работе. Мы рассматриваем MOSS как платформу создания корпоративных социальных систем.
Говоря же о позиционировании различных продуктов офисного семейства Microsoft, нужно сказать, что тут мы имеем в виду целостную платформу для создания инфраструктуры поддержки работы пользователей. И в ней мы выделяем четыре основных компонента: это набор клиентский приложений Microsoft Office и три серверных решения — SharePoint, Exchange, Communications Server. Да, мы видим, что в каких-то местах их функции пересекаются, что для очень многих заказчиков требуется применение всех этих продуктов. Но все эти четыре направления ПО все же будут развиваться как автономные, хотя конечно же на базе высокой интеграции между собой.
Вообще говоря, вся идеология построения современных корпоративных систем базируется сегодня на необходимости обеспечения взаимодействия сотрудников между собой и с внешними контрагентами. Но на самом деле сотрудничество включает разные варианты взаимодействия, для реализации которых нужны не только различные технологии, но и разные организационные методы. Именно этот момент определяет то, что на рынке нужны три наших серверных продукта.
PC Week: И все же Exchange Server включает в себя так много коммуникационных функций, что не совсем понятно — зачем же нужен Communications Server?
К. К.: Да, в какой-то степени такой вопрос правомерен, но я должен сказать, что сегодня коммуникации — это очень большая область ИТ, тут много есть различных средств и технологий, и что важно — есть разные категории заказчиков, которым нужны различные наборы функциональности.
Exchange Server — это в первую очередь платформа обмена сообщениями, которая нацелена преимущественно на офлайновое, асинхронное взаимодействие людей. Она формировалась как инструмент поддержки электронной почты, но сейчас в ней есть также возможности голосовой почты, мгновенных сообщений и ряд других коммуникационных функций.
Другой продукт, Communications Server, мы рассматриваем как средство онлайнового общения в режиме реального времени. В нем, в частности, очень важна поддержка мониторинга присутствия, проведения Web-конференций, и в долгосрочной перспективе он нацелен на поддержку голосовой через IP-соединения в бизнес-среде.
Что же касается SharePoint Server, то здесь сотрудничество идет в основном на базе общего контента. При этом очень актуальным является управление корпоративной информацией, в условиях, когда источники данных и пользователи находятся внутри или за пределами сетевого экрана.
Каждая из этих трех системы будет оставаться отдельным продуктом, хотя мы много работаем над их интеграцией. Например, в MOSS можно отслеживать рабочие календари, которые создаются в Exchange. А в рамках почтового сервера можно делать записи, которые потом публикуются в виде блогов в MOSS.
PC Week: Что можно сказать о развитии всех этих серверных систем в контексте перспективы использования модели облачных вычислений?
К. К.: У нас в Microsoft довольно широкий подход к реализации концепции облачных вычислений, в основе которого лежит видение этой проблемы через подход “софт + сервис” (S+S). Я уверен, что мы будем сейчас свидетелями нарастающего интереса заказчиков к использованию этой модели и скоро она займет на ИТ-рынке критически важное положение. Но мы считаем, что предприятия должны сами решать, развертывать ли свою ИТ-инфраструктуру или использовать внешнюю на принципах аутосорсинга. У них должен быть выбор.
Мы сейчас ведем формирование собственной облачной платформы Azure Service Platform. В конце прошлого года мы объявили о доступности наших первых инфраструктурных онлайновых сервисов — Microsoft Exchange Online и Microsoft SharePoint Online. Скоро будет переведен в рабочий режим также сервис Office Communications Online. Кроме того, уже летом начнется широкое бета-тестирование облачной платформы Windows Azure.
PC Week: Первый опыт использования облачных ИТ-инфраструктур говорит о том, что при этом возникают не столько технические, сколько организационные или юридические проблемы...
К. К.: Да, тут очень много вопросов, но уверен, что все они решаемые. Думаю, что в ближайшие два-три года будут переломными в деле продвижения облачной модели. Будет расширяться спектр предложений со стороны поставщиков, заказчики смогут оценить преимущества использования этой схемы, будут устраняться организационные и юридические препятствия. Я бы сказал, что процесс пошел, хотя мы находимся в его начальной стадии.
PC Week: Насколько Россия готова к использованию подобных инноваций?
К. К.: Я бы не стал оценивать готовность вашей страны, нам еще самим нужно многое отработать со своей стороны. И нам это удобнее делать в рамках США. Пока наши онлайновые сервисы недоступны для российских клиентов, но, я думаю, что скоро ситуация изменится. В ходе своего визита я встречался с нашими российскими партнерами и клиентами, виден их интерес к возможности использования облачных вычислений, хотя есть и заметные опасения. Это вполне естественно. По мере практической работы вопросы будут решаться и все смогут оценить преимущества новых моделей использования ИТ.
PC Week: Спасибо за беседу.