В России до сих пор нет устоявшегося термина “ИТ-аутсорсинг”, из-за чего часто возникает путаница в понимании ситуации и тенденций на рынке, а также в трактовке собираемой статистики. Поэтому разговор с нашими экспертами мы начали именно с уточнения предмета обсуждения.
Говорим аутсорсинг, понимаем…
Довольно часто под аутсорсингом понимается любое использование заказчиком внешних ресурсов. Однако в своем специальном, “правильном” значении аутсорсинг включает в себя лишь определенное подмножество услуг сторонних организаций, а именно — услуги, связанные с реализацией постоянных функций и бизнес-процессов предприятия (а не разовых проектов или заданий) и выполняемые на долгосрочной основе.
С такой трактовкой аутсорсинга согласны в целом все наши эксперты, а вот что касается более глубокой структуризации этой сферы взаимодействия между заказчиком и исполнителем, то здесь высказывались различные мнения.
Наши эксперты: ·
- Артем Денисюк, руководитель сервисной практики Sun Microsystems в странах СНГ ·
- Илья Дуров, заместитель руководителя департамента продвижения и поддержки продаж сервисного центра компании “Инфосистемы Джет” ·
- Олег Жуков, генеральный директор Dell в России и СНГ ·
- Владимир Зайцев, руководитель подразделения предоставления услуг аутсорсинга HP в России ·
- Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort ·
- Валерий Корниенко, руководитель направления системной интеграции IBM в России и СНГ ·
- Ирина Мазурова, директор центра “Персоналити” компании “АйТи” ·
- Дмитрий Мариничев, президент Radius Group ·
- Барт Стаеленс, директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ ·
- Рафаэль Сухов, заместитель генерального директора Stack Group
Олег Жуков связывает вопросы ИТ-аутсорсинга первую очередь с арендой программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры. При этом простейшим видом подобной практики является хостинг сайта компании, который используется подавляющим числом компаний.
По мнению же Владимира Зайцева, главная отличительная черта аутсорсинга — передача ответственности за сервис. Поэтому такие услуги, даже выполняемые на регулярной основе, как базовая поддержка (ремонт), расширенная поддержка (проактивные работы или выделенный склад, решение проблем с ПО) и даже ауттаскинг (предоставление персонала требуемого уровня), аутсорсингом не являются. А сам аутсорсинг включает следующие виды: ·
- выборочный аутсорсинг — внешняя компания несет ответственность согласно SLA (соглашение об уровне сервиса) за один или несколько ИТ-сервисов, возможна передача части активов; ·
- мультисорсинг — ИТ-сервисы передаются нескольким компаниям, как с управлением заказчиком, так и с использованием внешней управляющей компании и/или аудитора; ·
- стратегический аутсорсинг предполагает полную передачу ИТ инфраструктуры и/или бизнес-приложений, при этом управление аутсорсером берет на себя бизнес, SLA ориентировано на бизнес-критерии. Такой аутсорсинг предполагает серьезные программы трансформации инфраструктуры и практически всегда сопровождается передачей активов и сотрудников аутсорсеру; ·
- аутсорсинг бизнес-процессов подразумевает передачу внешней компании части бизнес-процессов — например, связанных с логистикой или выставлением счетов.
Валерий Корниенко в понятие “аутсорсинг” включает широкий спектр услуг — от поддержки программного и аппаратного обеспечения заказчика до управления инфраструктурой и корпоративными приложениями и предоставления услуг в области ITSM (но в его формулировке отсутствует аренда ресурсов). Он предлагает более простую классификацию: стратегический аутсорсинг (поставщик полностью управляет всеми системами заказчика) и тактический (передача на внешнее обслуживание только отдельных функций или компонентов инфраструктуры).
Денис Калинин подчеркивает, что для обсуждения проблем ИТ-аутсорсинга нужно сначала сформулировать его целевую задачу — это способ оптимизации деятельности компании за счет передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним поставщикам услуг. В соответствии с этим он считает, что нужно использовать классическую схему категоризации ИТ-аутсорсинга: ·
- ресурсный (например, аутсорсинг персонала, аренда стойко-места в ЦОДе). При этом заказчик, используя внешние ресурсы, сам ими управляет и соответственно самостоятельно несет ответственность за результат; ·
- функциональный. Используя эту модель, заказчик передает некоторые функции под управление аутсорсера. Все критерии работы аутсорсера оговариваются в SLA, ответственность за сбои в работе или несвоевременное выполнение запросов несет сервис-провайдер; ·
- стратегический. Это наиболее комплексная форма ИТ-аутсорсинга, которая подразумевает полную передачу управления ИТ-службами аутсорсеру.
Г-н Калинин считает, что в России в основном используется первая форма, но отчетливо наблюдается позитивная тенденция перехода от потребления ресурсного аутсорсинга к функциональному, который является более эффективной и, несомненно, менее затратной формой ИТ-аутсорсинга. Стратегический аутсорсинг в нашей стране пока что находится на начальном этапе развития.
С такой классификацией полностью согласна Ирина Мазурова. Что же касается стратегического аутсорсинга, то, по ее мнению, в России он пока главным образом используется в вырожденном виде только крупными компаниями для перевода ИТ-служб в дочерние сервисные фирмы.
“Не стоит спорить о том, что такое аутсорсинг, и изобретать велосипед, — считает Илья Дуров. — Нужно взять за основу западную практику, где ИТ-аутсорсинг уже успешно используется много лет. Тогда будет понятно, что ИТ-аутсорсинг — это соглашение на длительный (не менее трех-пяти лет) срок между клиентом и поставщиком, по которому последний берет на себя обязательства по оперативной реализации определенных соглашением функций с заданным уровнем качества (SLA) и ответственность за выполнение этой работы”.
В телекоммуникационной сфере, по мнению Барта Стаеленса, востребованы три основных варианта аутсорсинга: аутстаффинг (аутсорсинг персонала для выполнения услуг), управляемые услуги (Managed Services) и комплексный аутсорсинг телекоммуникационный инфраструктуры. Управляемые услуги — это аутсорсинг отдельных сетевых элементов, когда заказчик доверяет аутсорсеру не просто управление оборудованием, но и оптимизацию его настроек с учетом потребностей своего бизнеса и используемых приложений. В качестве примера можно привести такие распространённые задачи, как организация частной сети IP VPN с управлением оконечным оборудованием заказчика, управление маршрутизаторами клиента и т. д.
По мнению Дмитрия Мариничева, классифицировать формы ИТ-аутсорсинга можно по-разному, в зависимости от выбранных критериев. Он предлагает исходить из пары критериев — объекты и действия. При таком подходе можно выделить шесть типов ИТ-аутсорсинга: аутсорсинг услуг для создания ИТ-инфраструктуры; аутсорсинг услуг для разработки ПО; аутсорсинг ИТ-инфраструктуры; аутсорсинг ПО; аутсорсинг услуг для обслуживания ИТ-инфраструктуры и аутсорсинг для поддержки и сопровождения ПО. В тех случаях, когда речь идет о получении ИТ-услуги, а не оборудования или ПО, заказчик может выбирать между аутсорсингом именно этой услуги и аутстаффингом. Г-н Мариничев считает, что вторая модель дороже, но российские клиенты часто предпочитают именно ее, особенно в тех случаях, когда у них нет четко прописанных бизнес-процессов.
“Под ИТ-аутсорсингом следует понимать не только деятельность, направленную на решение прикладных задач, разработку софта и обслуживание оборудования, но и целый спектр работ по решению административных и организационных проблем, — считает Рафаэль Сухов. — Сюда относятся, в частности, вопросы, связанные с логистикой, а также с взаимным согласованием оперативных задач по разработке софта и техническому сопровождению оборудования”.
Артем Денисюк согласен с выделением двух видов аутсорсинга: полного и частичного. Во втором варианте имеется огромное число форм, среди которых его компания выделяет две основные: ·
- Managed Services — услуги по управлению частью ИТ инфраструктуры, которые можно формализовать с помощью SLA. В набор таких услуг могут входить предоставление ИТ-специалистов для работы на месте эксплуатации, услуги по мониторингу ИТ-инфраструктуры, услуги по защите инфраструктуры от несанкционированного доступа и т. д.; ·
- Utility Computing — услуги по предоставлению вычислительных мощностей для решения различных производственных задач. Фактически под это определение можно подвести все, что потребляется так же, как коммунальные услуги (плати за то, чем пользуешься). Здесь, в свою очередь, можно выделить два варианта вычислительных сетей — публичные (cloud computing) и частные (private utility computing).
Итоги 2008 года
Общее мнение наших экспертов, за исключением, пожалуй, менее оптимистично настроенного Ильи Дурова, таково: в прошедшем году рынок ИТ-аутсорсинга в России достаточно активно развивался и даже кризис не помешал данному процессу. Этому способствовало и насыщение рынка инфраструктурой, так что стоимость поддержки все больше стала превалировать над инвестициями, и компании, естественно, проявили интерес к аутсорсингу как средству оптимизации и контроля таких расходов.
Так, по оценкам Дениса Калинина, рост составил от 20 до 30%. Также выросла и доля ИТ-аутсорсинга среди других ИТ-услуг. С технологической точки зрения 2008 г. прошел под знаком перехода от ресурсного к функциональному аутсорсингу. Он подчеркнул также растущую роль аутсорсинга в повышении эффективности работы государственных структур.
В качестве одной из важных тенденций Владимир Зайцев отметил растущую зрелость ИТ-процессов в компаниях, что позволяет осуществлять переход к ауттаскингу и частичному аутсорсингу. Продолжается выделение ИТ-подразделений во внешние дочерние структуры, что помогает решить как минимум часть задач — контроль структуры расходов и возможности концентрации на основном бизнесе. Тем не менее вновь созданные компании испытывали некоторые трудности с трансформацией в сервисно-ориентированную структуру, ибо раньше с такими задачами не сталкивались. Однако г-н Зайцев считает, что роста числа серьезных сделок стратегического аутсорсинга пока не наблюдается. С ним согласен Валерий Корниенко: “В России наиболее востребованными были услуги тактического аутсорсинга, или хостинга, предоставление инфраструктуры ЦОДа, управление системами и приложениями”.
По мнению Дмитрия Мариничева, сейчас на рынке можно выделить две группы игроков: крупные интеграторы и средние ИТ-компании. Для первых доходы от ИТ-аутсорсинга пока, как правило, продолжают составлять доли процента от общего дохода и колеблются в пределах 5% дохода от предоставления услуг поддержки и сервисного обслуживания. Что касается средних игроков, то сейчас на рынке есть примеры, когда компании в последние три года стабильно получают 35—40% своего дохода от направления ИТ-аутсорсинга при общем доходе в 400—500 млн. руб.
Артем Денисюк говорит о том, что рынок ИТ-аутсорсинга в России развивается в двух направлениях: вывод ИТ-активов в отдельные компании (как правило, собственники у материнской компании и аутсорсера одни и те же) и внешний аутсорсинг. Но в плане оценки ситуации большего внимания заслуживает вторая часть. В нашей стране доминирует частичный аутсорсинг, который обеспечивают системные интеграторы, закрывая в основном платформенный уровень (сетевая инфраструктура и системное ПО). Еще до кризиса стал резко возрастать рынок предоставления вычислительных мощностей, так как потребность в ИТ-мощности значительно превышала возможности компаний. На этом фоне резко возрос спрос на технологии виртуализации ИТ-инфраструктуры и создания высокоэффективных ЦОДов.
Почти все эксперты отметили среди ключевых тенденций резкий рост спроса на аутсорсинг ЦОДа. Это направление аутсорсинга — одно из самых востребованных. Илья Дуров комментирует ситуацию так: “В 2008 г. существенно возросло число дата-центров, которые начинают предоставлять (или пока заявляют о такой возможности) услуги чуть большие, чем простой хостинг или совместное использование вычислительных площадок (collocation). Возможно, всплеск по-настоящему серьезных и крупных ИТ-аутсорсинговых сделок придется на 2010—2011 гг.”.
Дмитрий Мариничев уверен, что спрос на ЦОДы будет стабильно расти как минимум в ближайшие лет семь по двум причинам: “С одной стороны, компании начинают считать деньги и уже не закрывают глаза на очевидную экономическую выгоду аутсорсинга оборудования и услуг ЦОДа. С другой стороны, традиционные для российского менталитета опасения по поводу безопасности постепенно отступают перед пониманием того факта, что для дата-центров надежность и безопасность информационных систем заказчиков — это ключевая компетенция, критерий победы в конкуренции, и поэтому ЦОДы обеспечивают безопасность на гораздо более высоком уровне, чем тот, который способны обеспечить сами заказчики”.
Влияние кризиса
Почти все эксперты согласны с тезисом о том, что мировой финансово-экономический кризис способствовал переходу заказчиков на более широкое использование аутсорсинга, что объясняется необходимостью концентрировать ресурсы на ключевом бизнесе, а все непрофильные бизнес-процессы отдавать на сторону.
“На фоне кризиса, — говорит Дмитрий Мариничев, — произошло повышение значимости ИТ-аутсорсинга в ИТ-стратегиях компаний-заказчиков. Все больше и больше таких фирм оставляют в прошлом столь характерный когда-то для нашего рынка “комплекс Самоделкина”. Основным драйвером развития ИТ-аутсорсинга в России стал дефицит ресурсов. Рынок ответил ростом предложения услуг ИТ-аутсорсинга за счет увеличения количества игроков, расширением спектра предлагаемых услуг, повышением гибкости условий контрактов”.
Однако Артем Денисюк говорит о том, что, хотя объем рынка ИТ-аутсорсинга в мировом масштабе не претерпел сокращения и существенного пересмотра, на местном рынке ситуация выглядит не столь радужно — запросов на такие услуги стало значительно меньше, конкуренция ужесточается, клиенты заняли выжидательную позицию.
“Уже в самом начале кризиса бизнес-сообщество стало пересматривать свое отношение к ИТ-аутсорсингу в плане возможности более широкого его использования”, — отмечает Рафаэль Сухов. К тенденциям сегодняшнего дня он относит два тренда: рост популярности ИТ-аутсорсинга и повышение требовательности потребителей данного класса услуг. Первый объясняется вынужденной необходимостью бизнеса снижать оперативные затраты на ИТ. Второй — потребностью бизнеса поддерживать определённый уровень качества ИТ-сервисов. Один из результатов этих двух тенденций проявляется в отношении коммерческих дата-центров, услугами которых в последнее время интересуются не только представители SMB-сектора, но и столь притязательные в плане ИТ организации , как финансовые структуры.
В то же время кризис заставил заказчиков более здраво подходит к экономичности и эффективности проектов. Вот мнение Ильи Дурова: “Требования бизнеса к ИТ или, точнее, интерпретация ИТ-службами требований бизнеса становится более разумной. Уходят в прошлое явно завышенные требования по надежности и доступности или по канальной емкости, которые раньше могли выдвигаться “про запас”, под будущие проекты. Остаются только те услуги и то SLA, который реально необходим и за который бизнес готов платить”. Появление проектов по замещению собственной ИТ-службы внешней командой сопровождается сейчас более широким использованием центров удаленного мониторинга и администрирования, способных обслуживать не один десяток заказчиков одновременно.
Олег Жуков подметил любопытную ситуацию: “Те недостатки аутсорсинга, которые всегда критиковались недоброжелателями, в условиях кризиса стали его достоинствами: оптимизация (раньше недостаток, как потеря) рабочих мест; выравнивание (раньше недостаток, как снижение) заработной платы; отсутствие (раньше недостаток) трудового договора”.
“Первые, самые очевидные действия, такие как “заморозка” проектов, ограничения в закупках, не сильно повлияли на текущие аутсорсинговые проекты, — говорит Владимир Зайцев. — Конечно, стоит ожидать продолжения сокращения бюджетов, в том числе и операционных, но последние имеют быстро достижимый предел, после которого без изменения структуры поддержки или архитектуры систем, сокращения расходов могут привести к разрушительным последствиям в инфраструктуре”. Исходя из этого, компании будут продолжать рассматривать аутсорсинг как средство сокращения расходов либо как средство изыскания средств на проекты трансформации. Аутсорсеры, в свою очередь, будут, скорее всего, предлагать такие решения, используя весь спектр возможностей, включая выкуп инфраструктуры, лизинг и другие способы распределения стоимости начальных затрат при долгосрочных сделках.
Денис Калинин более осторожен в своих оценках: “Кризис заметно повысил потребность в услугах ИТ-аутсорсинга, но говорить о повышении спроса еще рано. Наибольший интерес для заказчиков сейчас представляет возможность оптимизации инвестиционных затрат, а также перевода капитальных затрат в ранг операционных. Особый внимание сейчас уделяется услугам, сопровождающим изменения в компании (при смене владельца или разделении на несколько фирм); речь идет о предоставлении серверов, услугах центров обработки данных, ресурсах сети и т. д. Аутсорсинг начинают сегодня шире использовать для поддержки малых офисов, распределенных по территории России”.
Мнение читателей PC Week/RE
Проведенный нами опрос читателей показывает, что более половины компаний-респондентов (53,9%) уже используют ИТ-аутсорсинг, еще 16,5% имеют планы его применять, но почти треть (28,7%) не собираются этого делать.
Кто выступает в качестве аутсорсеров? На первом месте — небольшие местные ИТ-компании (31,3%), затем идут частные консультанты (20%) и лишь потом крупные российские интеграторы (19,1%). Зарубежные провайдеры заметно отстают — 4.3%.
По мнению большинства наших респондентов, кризис не повлиял на стратегию их компаний в обрасти ИТ-аутсорсинга (67,0%). О расширении и о сокращении использования этой модели сказало примерно одно и то же число ответивших (16 и 14% соответственно).
Вот как выглядит профиль ответивших нам организаций: ·
- не ИТ-компания, крупный бизнес (более 500 ПК) — 20,7% ·
- не ИТ-компания, средний бизнес (25-500 ПК) — 48,7% ·
- не ИТ-компания, малый бизнес (до 25 ПК) — 9,9% ·
- ИТ-компания — 19,8%
Говоря о росте интереса отечественных заказчиков к аутсорсингу, Барт Стаеленс все же отмечает, что к комплексному аутсорсингу телекоммуникационной инфраструктуры интерес этот больше теоретический; пока большинство контрактов здесь — глобальные. Он это связывает с тем, что на аутсорсинг нельзя перейти за месяц и даже за полгода, до него нужно дорасти, надо постоянно плавно увеличивать уровень внешних услуг. Только когда две компании — заказчик и поставщик — становятся прозрачными друг для друга, устраивают друг друга по качеству сервиса, по стабильности бизнеса, возникает повод поговорить о долгосрочном соглашении и аутсорсинге. С управляемыми услугами проще, так как клиент передает на аутсорсинг не все, а только отдельные сетевые элементы, и без серьезных инвестиций получает современные телекоммуникационные сервисы, работающие с заданными параметрами и производительностью, как на сетевом уровне, так и уровне приложений.
На рынке сегодня востребованы гибкость и мобильность ИТ-аутсорсинга — таково мнение Дмитрия Мариничева. Сейчас часто даже крупные заказчики предпочитают иметь дело не с солидными ИТ-интеграторами, а с теми аутсорсерами, которые в состоянии обеспечить мобильность и гибкость услуги. Учитывая это, можно ожидать, что на рынке ИТ-аутсорсинга будут преобладать не фиксированные контракты на пять и более лет, а гибкие, учитывающие возможные изменения в потребностях клиента.Не исключено, что кризис изменит структуру российских ИТ-бюджетов и рынок ИТ-аутсорсинга в России получит значительный импульс.
В условиях непредсказуемости бизнеса, когда потребность в увеличенной рабочей силе возникает периодически, можно также ожидать роста спроса на аутстаффинг. Для многих компаний вполне достаточно удаленной работы ИТ-специалиста с посещением заказчика. Тем более, что привлеченные специалисты в силу своей квалификации гораздо быстрее справляются со многими задачами.
Дмитрий Мариничев отмечает также, что развитию ИТ-аутсорсинга в России мешает недостаточность юридической базы и отсутствие правовой культуры в этой области. Можно ожидать, что на рынке шире станут применяться шаблоны, которые облегчат составление SLA, помогут определить параметры партнерства между аутсорсером и заказчиком, договориться о критериях оценки качества и об инструментах контроля и управления, о процессе управления сотрудничеством, а также о санкциях в случае нарушения договоренностей и плохих результатов работы аутсорсера.
Новые бизнес-модели и технологические инновации
“Cloud Computing, SaaS — подобные схемы применялись и раньше крупными аутсорсерами, в том числе и для российских компаний, но в массе всегда российский рынок не был к ним готов”, — считает Владимир Зайцев. Но сейчас ситуация в нашей стране будет меняться в сторону их более широкого использования.
Правда, по мнению Валерий Корниенко, тут многое зависит от зрелости бизнеса: “Новые модели в области ИТ должны прежде всего соответствовать моделям основной деятельности организации. Если в основном бизнесе есть уже устоявшиеся модели, поддерживаемые соответствующими моделями ИТ, то внедрение технологических инноваций может оказаться затруднительным. Начинать нужно именно с построения новых бизнес-моделей”.
В качестве наиболее востребованных инноваций Денис Калинин отмечает услуги “система как сервис”, то есть услуги, включающие в себя возможность аренды как ПО, так и оборудования, а также технологии виртуализации, которые позволяют не только экономить, но и полностью изменять деятельность ИТ-отделов, начиная с управления, планирования и определения уровня ИТ-затрат и заканчивая процессами внедрения и закупок.
Илья Дуров говорит о том, что аутсорсинговые проекты с использованием круглосуточной централизованной службы удаленного управления ИТ-заказчиков его компанией реализуются уже несколько лет. Cloud Сomputing и SaaS имеют менее универсальный механизм применения в качестве аутсорсинговых услуг и требуют значительных инвестиций, поэтому такие аутсорсинговые проекты в России обязательно появятся, но не раньше, чем через год-два.
А по мнению Рафаэля Сухова, отечественный ИТ-рынок еще не достиг того уровня зрелости, который способствует активному использованию “облачных” вычислений. Это связано, в частности, и с ограничением инвестиционных программ в условиях кризиса. Что касается SaaS, то интерес к этой услуге вполне оправдан, а ее практическая привлекательность проверена временем. То же самое можно сказать и об удаленном управлении, которое давно входит в число базовых инструментов ИТ-аусторсинга.
С точки зрения Артема Денисюка, у технологии Cloud хорошие перспективы, но на данном этапе она вряд ли может иметь коммерческий успех в сегменте крупных коммерческих предприятий, так как вопросы доступности и безопасности вычислительных мощностей, а также коммерческие риски требуют скорее наличия отдельно используемых ресурсов, нежели публичных вычислительных сетей. Однако данная экономическая модель уже сейчас успешно используется при аутсорсинге таких сервисов, как удаленный мониторинг и управление ИТ-ресурсами.
Ирина Мазурова считает, что такие технологии, как SaaS, интересны прежде всего для компаний сегмента SMB, поскольку коробочные решения (а SaaS по сути коробкой и является), как правило, не удовлетворяют крупных заказчиков, которые предпочитают дорабатывать системы под свои потребности. Но тут возникают проблемы с несовершенством российского законодательства. В частности, речь идет об отсутствие в наших законах публичной оферты для юридических лиц и необходимости документального подтверждения всех платежей.
Проблемы в развитии российского рынка ИТ-аутсорсинга
Владимир Зайцев: “Исторически сложилось так, что важность руководителя определяется не бюджетом его компании, а количеством подчиненных, и многие ИТ-руководители изначально воспринимают аутсорсинг негативно. Еще одна проблема — это нехватка опыта, что объясняется небольшим количеством сделок, где реально работает аутсорсинг. Зачастую знания ключевых ИТ-сотрудников компаний о предмете недостаточны, и многиефирмы, осознавая это, не решаются на серьезный аутсорсинг”.
Валерий Корниенко: “Основным препятствием на пути развития услуг аутсорсинга является наличие большого числа дочерних компаний, которые предоставляют ИТ-услуги своим материнским структурам. Выходом из ситуации может быть построение гибридных моделей, когда часть услуг приобретается у “дочки”, а отдельные функции передаются на управление стороннему провайдеру”.
Денис Калинин: “Основным камнем преткновения сейчас является стремление заказчиков сконцентрироваться лишь на аспекте экономии за счет аутсорсинга, при выборе сервис-провайдера на первый план вышел вопрос стоимости, а параметры технологичности и качества были оставлены практически без внимания. Это, в свою очередь, породило новую проблему — на рынке оказания ИТ-услуг появились компании, которые предоставляют дешевые, но некачественные сервисы”.
Илья Дуров: “Основная проблема — общая для рынка в целом — это его непрозрачность или закрытость. Отсутствие значимого числа публичных проектов не позволят развиваться быстрыми темпами и ИТ-аутсорсингу. . Многие заказчики все еще считают, что выводить ИТ-сервисы на аутсорсинг небезопасно, хотя мировая практика говорит о прямо противоположных вещах”.
Барт Стаеленс: “Наше законодательство не способствует поддержанию долгосрочных отношений между поставщиком и заказчиком. По закону оператор может в любой момент поднять цены, заказчик же может, предупредив за 30 дней, отключиться. А инвестиции, которые необходимо сделать для поддержки этого клиента, могут иметь срок окупаемости в несколько лет”.
Рафаэль Сухов: “Главной проблемой для развития отечественного ИТ-рынка в целом является заметный дефицит квалифицированных специалистов, способных видеть и обосновывать целесообразность использования ИТ в интересах бизнеса. Это относится и к CIO, которые должны не только демонстрировать на практике хорошее знание оборудования, но и владеть навыками выстраивания организационных моделей”.
Артем Денисюк: “ Стоимость труда ИТ-специалистов в целом на нашем рынке пока еще недостаточно высока, и это затрудняет развитие аутсорсинга как услуги, потребляемой российскими заказчиками. Развитие рынка затруднено отсутствием выделения соответствующих средств и тенденцией на сокращение операционных расходов, на фоне экономии которых аутсорсинг развиваться не будет ”.