На заседании Правительства Москвы, прошедшем 19 мая 2009 г., был представлен проект постановления “О Концепции среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010—2012 гг.”.
Этот масштабный проект, программу реализации которого, с точки зрения мэра города Юрия Лужкова, необходимо разработать в месячный срок, предусматривает создание массива пространственных данных о территории Москвы, представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство города и связанных между собой единой координатной основой.
Среди задач, которые будет решать такая система, фигурируют землеустроительные и кадастровые работы, инженерные изыскания, геодезическое обеспечение строительства и эксплуатация объектов капитального строительства, мониторинг деформационных процессов, таких как оползневые и карстовые, а также навигация транспорта и другие виды деятельности, требующие определения координат объектов.
Как определить координаты под карнизом
Одной из целей проекта является мониторинг состояния опорной геодезической сети Москвы и обеспечение нормативной плотности ее пунктов, ибо применение спутниковых методов определения координат объектов в городе возможно не везде. В частности, вне зоны действия средств спутниковой навигации оказываются территории с плотной городской застройкой, под карнизами, в помещениях и под кронами деревьев. К слову, каждый год в результате строительства и реконструкции объектов городской инфраструктуры, а также сноса пятиэтажного и ветхого жилого фонда уничтожается порядка 5—10% пунктов опорной геодезический сети города.
Картографические данные
В качестве исходной информации в проекте будут использоваться цифровые картографические фоны масштабов 1:10000 и 1:25000, а также цифровые топографические планы и планы магистральных подземных инженерных коммуникаций масштаба 1:2000. Кстати, проблема актуальности этой информации стоит остро, в проекте постановления, в частности, отмечено, что “в последние годы содержание используемых в работе пространственных данных стало отставать от постоянно происходящих изменений на территории города”.
При этом особое место в информационном обеспечении Москвы занимают вопросы представления подземных инженерных коммуникаций в трехмерном виде. Основным источником информации в этой сфере являются данные Геофонда, включающие контрольную геодезическую съемку коммуникаций и исполнительную документацию. Однако наличия исходной информации или актуальности имеющихся данных не всегда достаточно для создания трехмерных моделей на любые участки городской территории, а контрольная геодезическая съемка подземных коммуникаций зачастую производится по уже засыпанной трассе, что приводит к потере необходимой информации. Бывают и случаи, когда контрольные геодезические съемки не проводятся и материалы в Геофонд не сдаются.
В целом в ходе реализации проекта планируется создать трехмерную моделью магистральных подземных коммуникаций Москвы масштаба 1:10000. Правда, для этого придется предварительно сформировать цифровую модель рельефа местности столицы.
Вопросы градостроительства и мониторинга
В рамках проекта, как ожидается, будет создана визуальная информационная база пространственной информации по всем объектам Москвы в виде трехмерных цифровых моделей. Там будут представлены фасады зданий, отражены их цветовые решения, а также будут храниться данные о рельефе местности и дорожной сети. Решение даст возможность объективно оценивать предлагаемые проекты, моделировать различные проектные варианты с привязкой к конкретной градостроительной ситуации.
Что касается мониторинга, то планируется отслеживать случаи подтопления и проседания грунта на отдельных участках городской территории, а кроме того, оползневые и карстовые явления. В частности, для решения этой задачи будут использоваться данные дистанционного зондирования.
Источники финансирования и информационная открытость
Планируется, что в ходе проекта будет удовлетворена потребность пользователей в доступе к открытой пространственной информации через Интернет. В настоящий момент доступ к сайту, содержащему данные о столице, имеют только органы исполнительной власти и городские службы.
Ожидается, что финансирование проекта будет осуществляться за счет средств бюджета Москвы, федерального бюджета, а также за счет внебюджетных источников. Стоимость работ по проекту не называется, но, по сведениям инсайдеров, цена вопроса может составить сотни миллионов рублей. Государственным заказчиком работ является Москомархитектура. Также будет создан совет по картографическому обеспечению города — коллегиальный орган при правительстве Москвы.