Если вы еще не успели купить себе USB-модем для скоростной беспроводной сети передачи данных — не торопитесь это делать. Этим летом ценовой звездопад достигнет своего максимума: даже те операторы, которые дотоле декларировали неизменность в ценовой политике, сделают это в обязательном порядке. У них просто не останется другого выбора, поскольку тактика привлечения абонентов меняется.
Давно не секрет, что рост числа абонентов в сетях третьего поколения происходит совсем не за счет пользователей, владеющих “умными” мобильными терминалами — для недолгого веб-серфинга с помощью “миниатюрных экранов” и загрузки текстовых новостей хватает даже нестабильного EDGE, а текущие версии мобильного ТВ будут им предложены по протоколу DVB-H, что не требует наличия сетей 3G. В отличие от операторов WiMAX компании “большой тройки” пока не могут договорится о совместный действиях по активному стимулированию вендоров на производство мобильных ПК со встроенными адаптерами UMTS-сетей. Поэтому каждый из них в одиночку пытается действовать “малой кровью": для увеличения числа интернет-пользователей и загрузки мощностей разворачивающихся UMTS-сетей они окончательно сосредоточились на развитии направления “второй SIM-карты”. Существующим абонентам предлагают подключить к сети свой мобильный или стационарный ПК с помощью разнообразных USB-модемов, число моделей которых на рынке (с различным функционалом и дополнительными опциями) уже превышает несколько десятков. Помимо всего, такая тактика помогает операторам “большой тройки” рапортовать акционерам о росте числа пользователей сети в абсолютных цифрах (на развитых рынках любой рост — формально большая заслуга). Кстати, именно поэтому технически простую задачу “навешивания” на один общий пользовательский счет нескольких SIM-карт, установленных в различных устройствах (к примеру, в коммуникаторе и мобильном модеме), решать операторы пока не готовы.
Вполне логичное развитие подобных программ привлечения, которое уже начали реализовывать операторы “большой тройки”, “Скай Линк” и “Скартел”, — это снижение стоимости мобильных USB-модемов для беспроводных широкополосных сетей. Средняя закупочная цена на подобные устройства (разумеется, при объемах поставок от 5—10 тыс. шт.) на заводах в Юго-Восточной Азии находится в районе 20 долл., даже с учетом нанесения на корпус логотипов и разработку ПО для управления устройством (здесь активное участие принимают и специалисты операторов связи). Таким образом, “падать” есть куда — о ценах в 4—5 тыс. руб. за мобильный модем абоненты будут постепенно забывать, а стоимость такого “входного билета” снизится до порядка 1—2 тыс. руб. Вполне возможен и полноценный переход таких устройств в категорию условно-бесплатных при заключении контракта на год—два, как это давно практикуют Vodafone, AT&T, Srpint и другие операторы связи, давно осознавшие, что для формирования рынка мобильных пользователей необходимо максимально снизить цены на абонентское оборудование.
Серьезное снижение цены уже наблюдается у МТС (оборудование Huawei) и “Скай Линка” (“железо” от Airplus, Axesstel, AnyDATA, Huawei, Ubiquam, ZTE, CMOTech), в ближайшее время к ним присоединится и “МегаФон”. Недавно двукратное падение продемонстрировала цена на модемы Samsung у “Скартела”, вполне возможно, что это же будет ожидать и проект мобильного WiMAX у “Комстар” (“железо” от Nortel). При этом, функционал подобных устройств за последние пару кварталов претерпел очередные изменения — операторы сконцентрировали для вывода на рынок в массовом порядке самые недорогие устройства, способные работать в сетях третьего поколения, но без каких-либо дополнений. Наиболее правильная аналогия — это дешевые массовые терминалы “только для голоса”. Правда, снято множество проблем установки и стало гораздо лучше управляющее ПО — теперь подобные устройства обладают набором драйверов и для работы с “обычными” ПК (как под управлением Windows, так и Linux), а также для работы с компьютерами Apple. Причем, установка драйверов происходит только из встроенной памяти модема, что значительно облегчает перемещения “мобилизованного” пользователя — получить интернет-доступ он может практически с любого компьютера, который “попадется” ему под руку. Кроме того, имеет место “поголовный” SIM-Lock для исключения возможности использования такого “железа” в сетях конкурентов. Не делают этого только WiMAX-операторы (там достаточно сложная “привязка” устройства через его MAC-адрес), а также “Скай Линк” по причине отсутствия прямого конкурента в России.
Очередной шаг, который необходим для бурного развития беспроводного ШПД в стране наряду со снижением стоимости “железа”, — это снижение стоимости одного мегабайта трафика до уровня в 1 руб. (пусть даже и с помощью доступных тарифных модификаторов), внедрение специальных аппаратно-программных комплексов для сжатия передаваемого по “беспроводке” трафика и снижение (а лучше — отмена) платы за внутрисетевой роуминг данных.