Под влиянием кризиса могут нарушаться даже самые очевидные тенденции. Если раньше год от года доля десктопов на рынке ПК неуклонно сокращалась, то теперь, по мнению некоторых представителей ПК-индустрии, она опять стала увеличиваться. Вот что говорит ведущий аналитик IDC по рынку ПК Зарина Камытбаева: “В первом квартале 2008-го в России из ста проданных ПК (без учёта серверов стандартной архитектуры Intel) 51 составляли настольные компьютеры, а 49 — ноутбуки всех классов (включая нетбуки). В первом квартале 2009-го это соотношение выглядело уже как 58:42”. Выходит, наблюдаемая в последние годы устойчивая тенденция действительно сменила знак, по крайней мере в нашей стране?
“Можно говорить не о смене тенденции, а лишь о вариациях рынка, — отмечает заместитель директора аналитической компании ITResearch Василий Мочар. — Дело в том, что методики IDC учитывают не ПК, реализованные конечным пользователям, а лишь ПК, которые вендор завез в страну, т. е. продал своим прямым партнерам. Не факт, что за отчетный период все они дошли до конечного пользователя”. Согласно оценкам ITResearch, при получении которых учитываются лишь компьютеры, дошедшие до реселлеров или конечных пользователей, в I кв. 2008 г. в России на 1450 тыс. проданных настольных машин (включая самосбор) приходилось 811 тыс. ноутбуков всех классов. В I кв. 2009-го, по тем же оценкам, на 850 тыс. проданных настольных машин приходилось 570 тыс. ноутбуков всех классов (без нетбуков).
Произведя над оценками ITResearch нехитрые арифметические операции, получаем, что в I кв. 2008-го в нашей стране соотношение “проданные настольные ПК / проданные ноутбуки” выглядело как 64:36, а спустя год оно снизилось до “счета” 60:40. Отсюда следует, что в нашей стране ноутбуки продолжают вытеснять с рынка настольные ПК. В то же время соотношение между ними колеблется далеко не около уровня “фифти-фифти” (как в оценках IDC). Может, причина столь существенных расхождений оценок кроется в нетбуках, чьи продажи в России, по данным специалистов ITResearch, в I кв. 2009-го составили 105 тыс. штук? Однако даже если объединить ноутбуки с нетбуками, то продажи мобильных решений в нашей стране, по мнению аналитиков из ITResearch, все равно пока не достигли паритета с продажами стационарных компьютеров.
В ITResearch отмечают, что наблюдавшееся значительное (более 40%) сокращение поставок в Россию ноутбуков от производителей в IV кв. 2008 г. и I кв. 2009 г. было обусловлено тем, что большие партии блокнотных ПК, ранее завезенные в нашу страну в расчете на высокий сезон продаж, заблокировали склады дистрибьюторов, что просто не позволяло им импортировать новые изделия.
На уменьшение продаж ноутбуков “работало” и развитие кризиса в среде домашних потребителей. В то же время проблемы бизнеса и прекращение госзакупок, произошедшее вследствие запуска процесса пересмотра бюджета РФ, снижали потребление настольных машин в нашей стране. Специалисты ITResearch считают, что эти разнонаправленные процессы оказались в I кв. 2009 г. примерно равными по силе, благодаря чему соотношение между продажами ноутбуков и стационарных компьютеров осталось, в сравнении с IV кв. 2008 г., практически неизменным. Вместе с тем, учитывая ухудшение состояния дел в розничном сегменте, а также размораживание бюджетов, они с высокой степенью уверенности прогнозируют усиление продаж десктопов на российском рынке компьютеров, которое может произойти уже в самом ближайшем будущем. “В нашей стране покупатели компьютеров делятся на две основные группы: физические и юридические лица, сильно различающиеся потребительской политикой, — говорит Василий Мочар. — Первая из этих целевых групп последнее время все больше тяготела к ноутбукам, в то время как организации по-прежнему предпочитали оснащать массовые рабочие места стационарными компьютерами”.
В компании Intel саму мысль, будто бы в условиях кризиса десктопы могут взять верх над ноутбуками, отвергают. На вопрос, можно ли говорить о том, что по итогам I кв. 2009-го (в сравнении с итогами того же периода 2008-го) в мире спрос на процессоры Intel для настольных машин (в штучном выражении) упал на меньшую величину, чем спрос на процессоры для мобильных компьютеров, директор пресс-службы корпорации Intel в странах СНГ Михаил Рыбаков отвечает следующим образом: “Я не располагаю такими данными. Могу сказать лишь о том, что это маловероятно, учитывая высокий спрос на нетбуки и устанавливаемые в них процессоры Intel Atom. Кроме того, объемы продаж процессоров сильнее зависят от корпоративных клиентов, а в их среде портативные ПК уверенно замещают настольные”.
Несколько иной точки зрения придерживаются главные конкуренты Intel на рынке процессоров. “С нашей точки зрения, в последнее время интерес к настольным системам возрос в сравнении с мобильными системами, — говорит генеральный менеджер AMD по продажам в России и странах СНГ Александр Беленький. — Не могу комментировать ситуацию с продажами процессоров AMD в мире, но в России в I квартале 2009 г. несмотря на кризис интерес к настольным решениям AMD был высок. В первую очередь благодаря вышедшей на рынок платформе “Дракон” и процессору AMD Phenom II, а также массовому предложению процессоров AMD Athlon 64 X2”. Конкретных цифр по динамике продаж процессоров AMD в нашей стране (ни абсолютных, ни относительных) московский офис AMD не раскрывает. Аналогичной позиции придерживается и московский офис Intel.
Интересно отметить, что оценки IDC и ITResearch расходятся не только в соотношении между классами продаваемых в нашей стране компьютеров, но и в реальных сроках их службы. Если в IDC считают, что этот срок равен примерно трем годам, то в ITResearch, основываясь на итогах недавнего опроса СМБ-пользователей, называют примерно вдвое более высокий показатель (5,5 года для десктопов). Разница в оценках среднего срока жизни ПК приводит к расхождению в оценке парка компьютеров, находящихся в эксплуатации. Для России, по данным IDC, на конец 2008 г. он составлял примерно 30 млн. компьютеров. Эксперты из ITResearch оценивают данный парк более чем в 38 млн. ПК (30,7 млн. настольных машин и 7,5 млн. ноутбуков).