Нет сомнений в том, что Microsoft и Google выстраивают две самостоятельные цифровые вселенные, стремясь не только предложить пользователю единую “точку входа” с подключенного к Интернету компьютера, но и организовать ситуацию таким образом, чтобы для общения, переписки и веб-серфинга ему хватало продуктов одного поставщика. При этом конкуренты начинали с двух противоположных стартовых позиций: Microsoft, завоевав львиную долю “персоналок” по всему миру, устремилась в строительство сетевых сервисов, а Google, залучив основное внимание пользователей и инвесторов на волне “интернет-бума”, ринулась захватывать “умные” мобильные и даже ПК с помощью ОС Android.
Если посмотреть более внимательно, то можно убедиться, что в интернет-пространстве силы примерно равны. У каждой компании есть свой портал с услугами (с одной стороны, интегрированный MSN.com, с другой — iGoogle), на котором можно собрать всевозможные информационные сервисы в режиме online: от поиска новостей до калькулятора, часов и доступа к универсальной энциклопедии Wikipedia. Мир становится управляемым — можно получать информацию “здесь и сейчас”, причем “подстройка” всех информационных каналов будет происходить в зависимости от местоположения пользователей (для мобильных ПК — определение по IP, для смартфонов и коммуникаторов — с помощью GPS, что еще более точно).
Их поисковые системы примерно похожи — хотя, конечно, здесь Microsoft только догоняет Google, выпустив свой новый поисковик Bing. Причем на первое место ставится уже не умение “копать глубоко” — массовому пользователю главное “копать точно”, то есть получать наиболее релевантную информацию из того “белого шума”, который представлен в настоящее время в Сети. Относительно того же Bing разработчики так прямо и говорят: тотальная замена Live Search произошла неспроста, теперь пользователи могут оперативно сузить область поиска, выбрать схожий запрос или скорректировать свою поисковую фразу, изменить параметры поиска и даже быстро просмотреть те клипы, которые будут найдены в поиске по видео, не открывая их в отдельном окне браузера. Вообще поисковые системы стали гораздо более серьезными: не беря напрямую денег с пользователя, и Microsoft, и Google превратят эти сервисы в глобальные “точки интереса”, в вечный бизнес, который будет интересен за счет своей универсальности — не только поиск, но и рекомендации из блогов (к примеру, по поводу кинотеатра, кафе, музея), быстрый заказ авиабилетов и аренда машин, точные и актуальные данные о товарах и ценах и т. д. Разумеется, за предоставление всех этих данных поисковый сервис берет некоторую комиссию с бизнес-структур, которых такие услуги заставляют постепенно менять свое представление об окружающем мире. Теперь если у вас нет постоянно обновляемой и хорошо индексируемой поисковиками витрины, своего блога, фотогалереи вашего магазина, кафе, спортивного клуба, то ваш бизнес просто не существует в объективной реальности.
Но свои поисковики, браузеры и почтовые системы — это далеко не всё. Обе компании активно развивают системы по работе с документами. Google Docs и Microsoft Office, конечно, не похожи: у первого больше функционала по совместной работе с документами через Сеть, второй берет своей глубокой интеграцией с системами документооборота и распространенным почтовым клиентом Outlook. Хотя “переключить” на себя часть аудитории конкурента пытаются оба производителя — совсем недавно в Google Docs появилась поддержка форматов .docx и .xlsx, используемых в пакете Microsoft Office 2007.
Еще одна интересная тенденция — это внимание к социальным сетям. Самая крупная сеть MySpace уже давно находится в тесных отношениях с Google, поэтому Microsoft работает с конкурентами — к примеру, Facebook или LiveJournal. Но cтепень интеграции в случае Microsoft гораздо глубже: это не просто контекстная реклама или поиск, но добавление своего Messenger Live в качестве основной системы обмена информацией в социальных сетях. Получается, что абоненту не предлагают использовать очередной IM-сервис, а тщательно “подвязывают” его к дополнительным сервисам — фотохостингу, чату, обмену текстовыми сообщениями, VoIP, видеосвязи и т. д. Самостоятельное управление позволяет настраивать такой центр быстро и гибко; поработав с ним какое-то время, пользователи уже не захотят возвращаться к множеству разрозненных программ и устройств для того, чтобы из каждого извлекать отдельный тип сообщений.
Фактически пользователям постепенно предлагается совершенно новая картина мира: с помощью любого постоянного подключения к Сети он получает прямой доступ к целой системе сервисов, которая помнит его предпочтения и запросы. При этом его устройство может быть любым — от компьютера в интернет-кафе до “навороченной” рабочей станции. Кроме того, и Microsoft, и Google уделяют повышенное внимание мобильным устройствам, поэтому все указанные выше приложения изначально адаптируются не только для настольных рабочих станций и мобильных ПК, но и для смартфонов, коммуникаторов и MID. Причем с единым интерфейсом управления и, что самое главное, развитыми возможностями синхронизации.