Федеральным агентством связи (Россвязи) проведен анализ соотношения тарифов на универсальные услуги связи (УУС) по предоставлению доступа в Интернет и тарифов на аналогичные услуги связи, предоставляемые операторами в различных регионах. Результат показал, что нынешний уровень тарифов на УУС существенно превышает среднерыночный и фактически стал препятствием для распространения данного сервиса по территории страны.
Причиной такого неравенства стал действующий порядок расчета тарифов, установленный правилами государственного регулирования тарифов на УУС (постановление № 242 Правительства РФ от 21 апреля 2005 г.). Документ явно отстал от жизни: ведь главной целью развития системы универсального обслуживания в стране провозглашалось повышение доступности информационных ресурсов для населения, в первую очередь для проживающих в сельской местности, по гарантированно низким тарифам, а получили “в одном флаконе” недоступную пользователю услугу и убытки для операторов связи.
Например, тарифы, применяемые в соответствии с этими правилами операторами универсального обслуживания на территории Центрального федерального округа, составляют от 3,82 до 10,04 руб./Мб, в то время как рыночные тарифы для физических лиц, применяемые различными операторами связи на данной территории, колеблются в пределах от 0,13 до 0,81 руб./Мб. Максимальный на сегодня действующий тариф для физических лиц на территории Дальневосточного федерального округа в Магаданской области в два раза ниже минимального тарифа на универсальные услуги связи в Центральном федеральном округе.
Фактически существующие тарифы на универсальные услуги связи по предоставлению доступа в Интернет являются сегодня заградительными и делают доступ к информации с помощью пунктов коллективного доступа (ПКД) практически недоступным для широких слоев населения, в первую очередь в сельской местности. По словам руководителя Россвязи Валерия Бугаенко, такое соотношение тарифов противоречит идеологии и принципам системы универсального обслуживания, ее социальной направленности.
Как сообщалось на расширенной в мае нынешнего года коллегии Минкомсвязи, УУС в стране оказывали 24 оператора. За 2008 г. введено в эксплуатацию 4,6 тыс. ПКД и к концу прошлого года их число достигло 20,7 тыс. И вся эта армада работала на редкость неэффективно. В настоящее время в Россвязи, наконец, подготовлены предложения по изменению порядка расчетов тарифов на УУС по предоставлению доступа в Интернет.
Предлагаемая корректировка правил позволит, по предварительной оценке, снизить тарифы более чем в 10 раз по отношению к действующим тарифам и довести их до уровня среднерыночных, благодаря чему будет многократно расширен круг пользователей информационными услугами. Материалы Россвязи направлены в Минкомсвязи для дальнейшего согласования с заинтересованными ведомствами и внесения в Правительство РФ.
“Действующий порядок расчета тарифов был утвержден свыше четырех лет назад, — напомнил Александр Милицкий, директор по развитию бизнеса J’son & Partners Consulting. — За это время и на столичных, и на региональных рынках успела произойти настоящая революция, связанная с бумом услуг широкополосного доступа в Интернет. Среднерыночные цены снизились с тех пор в разы, а преобладающей системой тарификации стал неограниченный доступ”.
Отставание тарифов ПКД от рынка объясняется инерционностью государственной машины. Реализация предложения Россвязи восстановит ценовой баланс и, по мнению эксперта, сделает услугу доступной и привлекательной для самых широких слоев населения.