Довольно неожиданно традиционное ежегодное мероприятия областного значения — Тверской экономический форум — на шестом году своего проведения (как обычно, в начале июля) превратилось в событие федерального значения. Причем, имеющего самом прямое отношение к ИТ, поскольку оно было посвящено специально теме построения в нашей стране информационного общества. Высокий статус нынешней конференции был виден по составу ее ключевых участников: руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин, советник президента РФ Леонид Рейман, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ Илья Пономарев, министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Главная тема форума была определена в выступлении Леонида Реймана, который объявил о создании плана по реализации стратегии развития информационного общества в нашей стране на 2009—2011 гг., который включал полный перечень выполняемых работ и объемы их финансирования. Выяснилось, что в целом государство готово выделить на реализацию плана 152 млрд. руб. (40 млрд. из региональных бюджетов, а остальное из федеральных источников финансирования) с вероятным увеличением этой суммы на 12—15 млрд. руб. Собравшимся было предложено обсудить представленный план, чтобы его разработчики могли учесть замечания и предложения в окончательной редакции, которая должна быть утверждена на высшем уровне до конца лета.
Что ж, появление плана, да еще с четкой финансовой проработкой, — это действительно событие. В этой связи нужно напомнить, что сама стратегия развития информационного общества в РФ (СРИО) была в целом одобрена еще два года назад на состоявшемся 27 июля 2007 г. Совете Безопасности, и ее главный разработчик Леонид Рейман, возглавлявший тогда Мининформсвязи, обещал тогда представить план ее реализации до конца года. Но план не появился ни в 2007-ом, ни в 2008 году.
Необходимость создания общего государственного ИТ-плана была в центре внимания прошедшего 12 февраля 2009 года первого заседания сформированного незадолго до этого Совета при президенте РФ по развитию информационного общества в РФ (во главе с Президентом РФ). Именно там было решено форсировать создание плана (но только до 2011 г., а не до 2015-го, как это было предусмотрено СРИО) с участием десяти рабочих групп, координация деятельности которых была поручена опять же г-ну Рейману, в тот момент уже пребывавшем в статусе советника Президента РФ.
И вот теперь можно сказать, что данное зимой поручение практически выполнено. Однако более детальное знакомство с представленным в Твери документом вызывает целый ряд вопросов, среди которых главный: является ли он тем планом, который ожидался? Ведь по сути дела, он представляет собой сводную ведомость всех основных бюджетных ИТ-работ (уже внесенных в бюджет и уже выполняемых) по всем ведомствам и регионам России. То есть это сводный ИТ-бюджет государства.
Безусловно, создание такого единого документа — дело нужное, полезное (странно, что это не было сделано до сих пор). Даже его самые общие параметры позволяют как-то оценить масштаб и направления работ по формированию информационного общества. Из него, например, мы узнали, что на инфокоммуникационные технологии (ИКТ) для обеспечения безопасности жизнедеятельности (читай — для работы МЧС) предполагается затратить свыше 54 млрд. руб., на развитие инфраструктуры ИТ и связи — 22,9 млрд., для образования и науки — 22,4 млрд., на создание электронного правительства — 17,9 млрд., для здравоохранения и социальной защиты — 13,2 млрд., для Минкультуры — 5,9 млрд., для устранения цифрового неравенства регионов — 2,4 млрд. руб.
Однако даже беглый взгляд на эти общие сведения заставляет задуматься: насколько оптимально используются средства на информатизацию в стране? В частности, вызывает искреннее недоумение тот факт, что для обеспечения деятельности МЧС предполагается потратить больше, чем на науку, образование, здравоохранение, культуру и электронное правительство вместе взятые.
Однако проблема даже не в конкретных показателях плана. Дело в том, что, несмотря на заметное улучшение ситуации в области информатизации страны в последние годы, столь же очевидно и то, что темпы развития России в этом направлении ниже среднемировых. Собственно, именно это четко признал прошедшей зимой Президент РФ Дмитрий Медведев, подвергнув критике “недопустимо низкий уровень развития ИКТ в России” и отметив, что “всевозможные международные рейтинги, отражающие уровень развития информационного общества стран, наглядно показывают, что за последние годы Россия не только не развивается в этом плане, а местами даже сдает позиции”. По-видимому, он имел в виду, в том числе, представленные публично на тверском форуме данные исследования Всемирного Банка по рейтингу “Оценка готовности к электронному правительству” в разных странах (192 страны) — за последние три года Россия откатилась с 50-го места (2005 г.) на 60-е (2008 г.).
При такой постановке вопроса было бы логично, если бы план реализации СРИО включал бы не просто свод того, что делается, а анализ того, почему уже предпринятые государством усилия в этом направлении не приводят к нужному результату. И рекомендации — что следует сделать, чтобы переломить ситуацию. Но представленный план такого анализа и подобных рекомендаций не содержит.
Тут следует вспомнить, что в нашей стране уже есть общефедеральная программа сроком действия с 2002 по 2010 гг., которая до недавнего времени позиционировалась как ключевая в деле информатизации страны — “Электронная Россия”. О ней в своем выступлении немного сказал нынешний руководитель Минкомсвязи Игорь Щеголев, но опять же в какой-либо анализ хода ее выполнения он вдаваться не стал, сообщив лишь, что сейчас по поручению Председателя Правительства РФ Владимира Путина министерство разрабатывает долгосрочную целевую программу “Информационное общество 2011—2018 гг.”, которая должна стать развитием и продолжением “Электронной России” (она заканчивается в 2010 г.).
Впрочем, некоторые предложения на тему “что делать?” прозвучали на Тверском форуме в выступлении депутата Госдумы Ильи Пономарева. Одно из них — создать еще одну государственную корпорацию — Росинфотехнологии, которая должна объединить ключевых государственных подрядчиков, причем, возможно, и частные компании (наверное, он имел в виду кого-то из наших крупных системных интеграторов, которые не против в нынешних условиях перейти под крыло правительства).
Отметим и то, что представленный сейчас ИТ-план страны очень четко показал еще одну важную проблему: не очень понятно, кто же будет отвечать за его реализацию? До сих пор функции координации ИТ-работ в стране возлагались на Мининформсвязи, а затем на Минкомсвязи РФ, но опыт реализации “Электронной России” показал, что одна из проблем заключается как раз в том, что статуса министерства явно недостаточно для взаимодействия с неподчиненными ему ведомствами. Похоже, что сегодня функции общего руководства переходят в руки президентского Совета.
Так или иначе, проект плана реализации СРИО сформирован и, похоже, прошел апробацию в рамках Тверского форума. По-видимому, он может быть утвержден на высшем уровне. Поможет ли он удержать от падения международных ИТ-рейтингов России?
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=119572]План есть, вопросы по нему — тоже[/URL]
Президент не сможет осуществлять общее руководство разработкой IT-работ. Дробление бюджета развития IT на ведомства - это непонимание роли IT в обществе и как оно осуществляется. Необходимы инвариантные структуры информации для перечисленных выше ведомств и прежде всего для экономики России. Все остальное вторично и может и должно получаться из инвариантной информационной структуры. Информационные экономические структуры должны формироваться во всем экономическом пространстве в режиме реального времени и по электронным коммуникациям передаваться в обрабатывающие центры, быть доступны пользователям. Даже медицинскую информацию можно представить структурой экономической информации.Аналогично и все остальные ведомства могут быть отражены в одной экономической структуре. Необходимо просто подумать, а не дробить бюджет IT. То же и с ГАС выборами. Нет нужды тратить отдельно бюджет на разработку узкой задачи, которая применяется раз в год. (к примеру).Что уж кроме Реймана у нас никто и не может возглавить данную разработку? Тоже не факт. Необходимо искать.
mel@kgf.ru 17.07.2009 06:07:46
Автор статьи не совсем прав, говоря о том, что Леонид Рейман "главный разработчик стратегии развития информационного общества в РФ (СРИО), которая была в целом одобрена еще два года назад на состоявшемся 27 июля 2007 г. Совете Безопасности". Одобренную тогда стратегию разрабатывала инициативная группа из самого СБ. Г-н Рейман руководил разработкой аналогичной концепции, возглавляя в то время РИО-центр. Подготовленный в РИО-Центре вариант концепции был довольно сырым и никуда не пошёл. Поскольку я был экспертом в группе А.Я. Кокошина, готовивших часть данного документа, то знаю это непосредственно. Принятая же СБ концепция, к сожалению, серьёзной критики не выдерживает, поскольку не содержит той конструктивной идеи, на которые не жалко потратить народные миллиарды, потому и работать с ней крайне трудно.
Эдуард Пройдаков 17.07.2009 15:12:50
Политесный вопрос "Поможет ли он удержать от падения международных ИТ-рейтингов России?" Ежу понятно, что не поможет, потому как 1. не в ту сторону гребут; 2. чисто бюрократическими методами проблема не решается; 3. мягко говоря, в данном составе каждый из гребцов будет тянуть в свою сторону.
Эдуард Пройдаков 17.07.2009 15:51:43
> Однако более детальное знакомство с > представленным в Твери документом вызывает > целый ряд вопросов, среди которых главный: > является ли он тем планом, который ожидался? > Ведь по сути дела, он представляет собой сводную > ведомость всех основных бюджетных ИТ-работ (уже > внесенных в бюджет и уже выполняемых) по всем > ведомствам и регионам России. То есть это > сводный ИТ-бюджет государства.
Представленные план, действительно, не более чем сводный ИТ-бюджет федеральных и региональных ведомств. Ни одного нового мероприятия от авторов плана я там не увидел. На Тверском форуме прозвучал призыв к участникам - давайте-ка этот план обсудим и совместными усилиями улучшим. Конструктивного обсуждения, увы, не получилось - выступавшие в лучшем случае делились наболевшими проблемами, конкретных предложений практически не прозвучало. Тем не менее, будет интересно посмотреть как трансформируется этот план к второму заседанию совета по развитию информационного общества и как будут преподнесены результаты его обсуждения в Твери.
Алексей Хорошилов 20.07.2009 02:28:13
В моем представлении то, что было в Твери - это чистая имитация деятельности. 1.Теперь на очередном Совете Рейман заявит, что "план прошел широкоую апробацию" и назовет Тверь в качестве примера. А что там было на самом деле -- никого не интересует. Мне кажется, что и не случайно это было в Твери (чтобы из Москвы видно не было). Предложение "обсудить плана на мероприятии" -- это лишь слова, не более того. Формат мероприятия изначально не предполагал такий обсуждений. 2.Плоха или хороша СР - это вопрос. Но то, что представленный "план" не имеет к нет отношения - это очевидно. 3. Так или иначе, но в СР есть приложение с довольно четкими показателями, на которые страны должна выйти в 2015 году. А "план" вообще не имеет таких контрольных показателей (на 2011). 4. Данное мероприятия еще раз показало, что понятной структуры управления развитием ИТ в стране нет. Более того, за всем этим четко просматривается обострение конкуренции во властных структурах, и ИТ тут -- лишь карта в игре, не более того.
Андрей Колесов 21.07.2009 10:13:29
Присоединяюсь к мнению Э.Пройдакова и А.Колесова. Я работаю на стыке машиностроения и ИТ. Разрабатываю интеллектуальную систему, реализуемую как веб-сервис, которая в перспективе должна заменить технолога СЧПУ на предприятии. Казалось бы хвататься надо за такую разработку, после того как неконкурентоспособные предприятия СССР, пролежали все 90-е на боку, а затем на них отпаразитировались всякого рода ловкачи. А нет! Никто и ухом не ведет. И это принарастающем коллапсе в машиностроении. Вот почитайте: http://mashportal.ru/machinery_russia-15493.aspx Тема "Производительность труда россиянина в десятки раз ниже, чем у европейца" Переломить ситуацию сможет либо массовый героизм работников предприятий, во главе с русскими Ли Яккоками, либо чудо!
Виктор Турта 21.07.2009 11:13:39
В моем представлении, формулировка стратегия (в общем-то любой) не может быть многостраничным документом как таковым. Это должнен быть текст на 1-2 страницах, который должен определять те ключевые звенья, взявшись за которые можно вытянуть всю цепь. Хотя, возможно, как раз такие "звенья" должен определить план.
Например, в качестве целевой задачи можно сформулировать: переместить Россию в международных ИТ-рейтингах с 60 на 40 место (понятно, что рейтинг - не самоцель, но он в свою очередь формируется по понятной системе показателей состояния ИТ в стране). Но для реализации такой цели нужно 1) понять, почему страна за три года откатилась с 50 на 60 место 2) сформулировать, что нужно делать иначе, чем ранее (с учетом п.1)
Но такой постановки вопросы я пока не наблюдают. И не видел в Твери.
Андрей Колесов 22.07.2009 08:43:38
1. Андрей, история вопроса со стратегией такова: когда мы эту самую стратегию раскритиковали, то в министерстве было сказано примерно следущее -- вы, конечно, правы, но денег на разработку нового документа уже нет.
2. Полностью согласен с твоими четырьмя пунктами (пост от 21 июля)!
3. Как концептуалист хочу заметить, что проблема не в объёме документа, а в его содержании. А у бюрократов, между тем, совершенно нет свежих идей, системного подхода, и самое грустное -- отсутствует достоверная информация о положении дел. При таком подходе ничем, кроме провала в ИТ и других наукоёмких областях, это не кончится. Вот только козлом отпущения явно будет не Рейман. :)
Эдуард Пройдаков 24.07.2009 23:55:47
Цитата
Эдуард Пройдаков пишет: самое грустное -- отсутствует достоверная информация о положении дел.
Возможно и другое - у чиновников имеется полная и достоверная информация о реальном положении дел. Поэтому слова "завтра" для них уже не существует.
Сергей Голубев 25.07.2009 14:53:17
Сергей, на это как-то не похоже. Если бы они это знали, политика и поведение были бы совсем другими. Да и алитические службы у них никакие -- сплошные проколы.
Эдуард Пройдаков 28.07.2009 10:00:59
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.