В середине июля состоялось первое заседание Федеральной антимонопольной службы России в рамках расследования дела, возбужденного в отношении шести производителей мобильных ПК по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 11 ФЗ “О защите конкуренции”. Продолжившись до ночи, заседание, в котором участвовало до 50 человек, однако, не принесло значимых результатов — по ряду причин (необходимость в получении дополнительных данных, просьбы ответчиков и т. д.) его пришлось отложить.
Участвовавшие в заседании председатель правления региональной общественной организации “Центр свободных технологий” Виктор Алкснис и координатор интернет-проекта ЦеСТ Леонид Кривошеин отметили в своих интернет-блогах, что ни один производитель своей вины не признал. Все российские представительства вендоров, а также корпорации Microsoft были представлены квалифицированными юристами, хорошо подготовившимися к процессу. Компании ASUSTeK Computer, Toshiba, Hewlett-Packard, Samsung Electronics и Dell заняли практически единую позицию — они готовы сотрудничать с ФАС (хотя бы формально) и заявляют о том, что процедуры по возврату денег за OEM-версию ОС либо “давно работают”, либо заработают в самое ближайшее время, хотя, по их мнению, пользователям они “совсем не интересны”. Странно, но более чем 540 заявлений от пользователей, которые были предоставлены ФАС из Цест в ФАС из ЦеСТ, похоже, не произвели на них сколь-нибудь значимого впечатления. Судя по всему, не хотят вендоры замечать и тот факт, что на рынке есть конкурирующие предложения операционных систем для мобильных ПК — к примеру, различные версии свободно распространяемых ОС. Кроме того, у значительного числа пользователей имеются в наличии купленные ранее коробочные версии ОС (в частности, Windows XP), и при замене сломанного или устаревшего компьютера они не нуждаются в предустановленной операционной системе. Так что в том, чтобы процедура возврата заработала, потенциально заинтересованы многие.
Еще один интересный факт — гарантийное обслуживание OEM-версий ОС. Как мы отмечали ранее, по соглашению между Microsoft и вендорами, это забота производителя техники. Однако, в гарантийных талонах многих компаний-производителей этот вопрос просто обходится стороной или прямо указано, что гарантийное обслуживание операционной системы либо полностью не осуществляется (у Dell), либо составляет всего... 30 дней (как у Asus). Кроме того, если ОС на ноутбуке была повреждена (например, вирусами), то загрузить копию заново с сайта компании-производители “железа” не представляется возможным. И хотя права пользователя на OEM-версию Windows подтверждены лицензионной наклейкой на корпусе ноутбука, официальные сервис-центры далеко не всегда могут помочь ему в этой ситуации (если вообще испытывают такое желание). Фактически, пользователи получают копию ОС, при возникновении проблем с которой не может рассчитывать на реальную помощь со стороны производителя.
Разумеется, расследование ФАС — это довольно длительный процесс, требующий проведения экспертиз и тщательного анализа аргументов ответчиков. Тем не менее, на наш взгляд, оно, безусловно, даст положительный эффект для пользователей. Во-первых, скорее всего, до конца сентября 2009 года компания Microsoft внесет дополнения в свои договора с действующими OEM-партнерами, согласно которым процедура возврата денег за OEM-версию Windows Vista станет не рекомендательной и “расплывчатой”, как сейчас, а обязательной. Сам документ пока не утвержден и его предварительная версия находится на рассмотрении, подтвердили нам в ФАС. Скорее всего, будут четко уточнены цены и порядок возврата. Кроме того, сервис-центры получат “команду” работать с пользователями по переустановке легальных ОС в течение всего гарантийного срока обслуживания техники. Формально данные изменения компанией Microsoft не увязываются с текущим разбирательством, но, без сомнения, находятся с ним в прямой связи. В идеале компания Microsoft могла бы максимально упростить возврат предустановленного ПО в момент покупки, наконец-то превратив ПО в отделяемую часть компьютерной системы (каковой, к слову, она и является). Для этого достаточно разрешить продавцам ноутбуков заменять предустановленное ПО в момент продажи, переложив ответственность за возврат неиспользованных лицензий с покупателя на продавца. В такой ситуации, потребитель (особенно подготовленный) реально сможет делать выбор той ОС, которая ему подходит.
Во-вторых, скорее всего, у пользователей появится больше возможности купить “пустой” компьютер. У отдельных производителей система продажи компьютеров с бесплатной ОС давно уже отлажена — странно, что ее не развивают. К примеру, некоторые модели L300 от компании Toshiba реализуются без ОС Windows Vista, но комплектуются ПО для восстановления данных, драйверами для Linux и т. д. Подобные, правда, единичные примеры, есть и у других производителей. Сделать такую практику доступной заинтересованным пользователям — не такая уж сложная логистическая задача. И, кстати, в скором времени, она, вероятно, будет распространена в сегменте нетбуков. К примеру, осенью компания Acer представит на рынке Aspire One c двумя предустановленными ОС: Windows XP и Android (разработка компании Google). Скорее всего, примеру Acer последуют MSI и Asus. Очень возможно, что подобное сочетание двух ОС на одном мобильном ПК (не только нетбуке, но и ноутбуке) будет воспринято пользователями позитивно, а для вендоров это откроет дополнительную возможность для увеличения продаж.