Кризис ударил по всем участникам ИТ-рынка. Но сила удара по каждой конкретной компании была различной. Или, наверное, лучше сказать так: удар был примерно одинаковый, но вот устойчивость бизнеса была разной: одних он послал в нокдаун, а у других вызвал лишь небольшой сбой дыхания. Для одних снижение продаж — это чуть ли не крах, а для других — увеличение доли рынка в ситуации, когда конкуренты “просели” еще больше.

Можно уверенно предположить, что корпорация Microsoft относится ко второй группе предприятий, для которых кризис — это возможность еще больше усилить свое влияние на рынке. И тем не менее — ей тоже нелегко в нынешнем кризисе: впервые за свою историю (!) компания снизила объемы годовых продаж. Об этом стало известно после публикации данных по итогам ее последнего финансового года, завершившегося 30 июня.

Выручка Microsoft за отчетный год составила 58,44 млрд. долл., что на 3% меньше, чем годом ранее. Еще сильнее сократилась прибыль (на 18%), но при этом она все равно составляет гигантскую (и рекордную для ИТ-рынка) сумму в 14,57 млрд. долл.

Тут стоит вспомнить, что предыдущий мировой экономический кризис в начале нынешнего десятилетия Редмонд преодолел довольно легко (что было особенно заметно на фоне показателей других ИТ-лидеров), демонстрируя годовой рост в 12—15%. Нынешнее падение показывает, что общая ситуация оказалась гораздо тяжелее, чем тогда. Впрочем, и динамика самой Microsoft на современном этапе её развития не та, что была 10—15 лет назад.

Довольно интересно посмотреть на изменение показателей корпорации во временном (поквартальном) разрезе (см. таблицу). Эти сведения хорошо иллюстрируют ход нарастания кризиса в ИТ-отрасли в целом, и пока свидетельствуют о том, что “дно” падения еще не достигнуто (снижение темпов роста продолжается, для Microsoft — с +9% до -17%). Однако, кроме бизнеса в целом, интересно посмотреть на отдельные составляющие бизнеса корпорации, которые опять же неплохо отражают ситуацию в отдельных сегментах ИТ-рынка.

Наиболее сильный удар пришелся по направлению настольных ОС. Здесь объем продаж составил 14,71 млрд. долл. — на 13% меньше прошлогоднего. И причина тут заключается не только в общем кризисе, но и во вполне очевидных проблемах с продвижением Windows Vista (выручка от настольных ОС стала падать еще до кризиса), и недаром Microsoft спешит с выпуском Windows 7, впервые за свою историю ускорив график выпуска новой версии ОС.

Второй деловой “столп” Microsoft, вышедший по абсолютным показателям на первое место в структуре бизнеса корпорации, — Business Division (на 95% это семейство Office) — в целом остался примерно на прошлогоднем уровне — 18,89 млрд. долл. Но сейчас это направление вышло вперед по операционной прибыли, впервые опередив направление ОС (соответственно, 12,14 и 10,85 млрд. долл.).

А вот серверное направление продолжает расти, несмотря на кризис: тут виден хороший рост и по выручке и по операционной прибыли (14,13 млрд. долл. и +7%, 5,32 млрд. долл. и +17%).

Что касается онлайновых сервисов (Online Services Business), то здесь наблюдается небольшое падение продаж (3,09 млрд. долл., -4%) и почти двукратное увеличение убытков (-2,25 млрд. долл.). Но данное направление является убыточным для Microsoft уже много лет (фактически изначально), цель деятельности компании в этой сфере пока носит, что называется “экспериментально-стратегический” характер и оценивать ее эффект по формальным финансовым показателям было бы неправильно.

Подразделение Entertainment & Devices Division (в основном, игровые продукты) немного сократилось с 8,2 до 7,75 млрд. долл., но при этом осталось прибыльным.

Финансовые результаты Microsoft в 2009 финансовом году

Период времени 

Поквартальные данные 

Абсолютные суммы, млрд. долл./ изменение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, % 

Доход 

Чистая прибыль 

III кв. 2008 г. 

15,05 / + 9% 

4,37 / + 2% 

IV кв. 2008 г. 

16,63 / +2% 

4,17 / +11% 

I кв. 2009 г. 

13,65 / -6% 

3,00 / -32% 

II кв. 2009 г. 

13,10 /-17% 

3,5 / -29% 

Всего за 2009 финансовый год 

58,44 / -3% 

14,57 / -18%