В преддверье выпуска Windows 7, официальное представление которой должно состояться 22 октября, Microsoft резко повысила PR-активность вокруг этого продукта (что является конечно же вполне естественным делом: ведь настольные ОС — главный из трех “китов” бизнеса корпорации). При этом для продвижения новой ОС используется лозунг: “Windows 7 — лекарство от кризиса”.
Вообще-то пик применения слова “антикризисный” для обозначения самых разнообразных предложений ИТ-компаний уже давно прошел, и может показаться, что Microsoft здесь сильно запоздала. Но на самом деле это не так. Ведь до того “антикризисные лекарства” предлагались для заказчиков, а Редмонд сейчас говорит о помощи ИТ-отрасли, имея в виду, что появление новой версии Windows должно дать мощный импульс развитию всего ИТ-рынка.
Помочь ИТ-отрасли
Есть два момента, которые делают Windows 7 уникальной в многолетней истории настольных операционных систем Microsoft: она является первой ОС корпорации, менее требовательной к аппаратным ресурсам, чем предыдущая (с этим утверждением Microsoft в целом согласны и независимые эксперты), а кроме того, кажется, впервые компания выпускает ОС с опережением первоначально объявленных планов (как минимум на полгода). Один аспект относится к технологической сфере, другой — к производственно-маркетинговой, но вполне возможно, что и тот и другой имеют общую причинную основу.
Объяснение представляется довольно очевидным: оно кроется в известных проблемах с продвижением Vista, которые стали носить уже не тактический, а стратегический характер. В целом уже почти общепризнанно: у выпущенной в начале 2007 г. Windows Vista оказалась непростая рыночная судьба -- клиенты явно не спешили с переходом на новую ОС, к тому же конкурентная ситуация в сфере настольных операционных систем резко возросла.
Отметим, что вопрос о качестве Vista является спорным, хотя бы потому, что бизнес-задачи поставщика далеко не всегда совпадают со всеми желаниями потребителя. В этом плане гораздо большую проблему для Microsoft представляет тенденция смещения ИТ-рынка в сторону более широкого использования онлайновых сервисов, что в свою очередь послужило основой для быстрого роста популярности сегмента нетбуков, на которых Vista просто не могла работать. Кстати, тот факт, что в Windows 7 (по сути это модернизированный вариант Vista) повышена производительность и снижена потребность в мощности ПК, может говорить о том, что в Vista изначально имелись хорошие резервы для будущей оптимизации, которые Microsoft решила приберечь на будущее, когда в этом появится реальная потребность.
Так или иначе, но проблемы с продвижением Windows Vista отчетливо видны в финансовых показателях Microsoft: еще в начале 2008 г. корпорация впервые столкнулась с падением доходов от продаж настольных ОС, а в условиях кризиса эта негативная тенденция стала развиваться ускоренными темпами. В такой ситуации Редмонду, конечно, надо было спешить с выпуском нового варианта ОС, который помимо всего прочего мог бы занять свои позиции в области дешевых систем (Windows 7 работает и на нетбуках).
Так что если говорить об “антикризисных” свойствах Windows 7, нужно отметить, что это лекарство предназначено в первую очередь для самой Microsoft. Но и для всей отрасли оно тоже будет очень кстати.
Безусловно, Редмонд — не меценат для ИТ-отрасли, но статус лидера обязывает руководителей компании думать не только о своем собственном бизнесе, но и о рынке в целом (что, впрочем, объясняется стратегическими бизнес-целями корпорации). Тут полезно вспомнить, что исторический успех бизнеса Microsoft во многом базировался на ее традиционной модели широкого отраслевого партнерства по принципу “зарабатывая сам, дай заработать и другим”. В этом смысле очень показателен пример той же Windows Vista, с использованием которой смогли обновить линейки своих продуктов независимые поставщики как аппаратных, так и программных средств.
Прогнозы IDC
Тому, как выпуск Windows 7 повлияет на ИТ-отрасль, посвящен опубликованный этим летом отчет IDC “The Economic Impact of Microsoft ’s Windows 7” (“Экономический импульс от Windows 7), в котором прогнозируется общий эффект для ИТ-отрасли от выпуска новой ОС до конца 2010 г. (т. е за период в один год и два месяца). Отметим, что подобное исследование IDC проводит не в первый раз: такое же было сделано два с половиной года назад в преддверье появления Vista. Мы это вспомнили к тому, что было бы интересно узнать, в какой мере прогнозная модель была правильной, иначе говоря — сравнить, что предрекалось и что получилось на самом деле. Но в отчете (по крайней мере в опубликованном его варианте) об этом ничего не говорится, авторы сразу переходят к тому, что нас ожидает.
Отметим, что в 2006 г. исследование было ограничено территорией Северной Америки. Теперь же эксперты дали свои оценки для всего мира, выделив при этом несколько групп стран, в том числе по экономической зоне Европейского cоюза (EUEZ, 30 стран) и БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
По мнению IDC, до конца 2010 г. в мире будет продано 177 млн. копий Windows 7, в том числе почти 40 млн. — в 2009-м. К 2013-му продукт будет уже полностью доминировать на рынке и его продажи приблизятся к отметке в 280 млн. копий в год (см. рисунок). В 2010 году доля Windows 7 составит 1% в общем объеме поставок ИТ-продуктов и 5% среди программных средств. Что касается EUEZ и БРИК, то здесь продажи Windows 7 до начала 2011 г. составят соответственно 50 и 17 млн. копий.
Однако доходом Microsoft от продаж лицензий дело, как считают в IDC, не ограничится. В отчете приводится любопытное соотношение между типами ИТ-продуктов и числом людей, связанных с их продвижением. Для мира в целом получается, что обслуживанием софта, который занимает 21% в общем объеме поставок продуктов, занимается ровно половина всех ИТ-специалистов (для EUEZ это соотношение еще более значительно — 20 и 58%, для БРИК меньше — 10 и 26%).
По оценкам IDC, cвою выгоду от выпуска Windows 7 получат как ИТ-поставщики, входящие в глобальную партнерскую систему корпорации, так и ИТ-отделы компаний-заказчиков. По прогнозу IDC, за год общее число ИТ-специалистов в мире увеличится с 37 до 38 млн. человек, причем 30% роста (300 тыс. рабочих мест) будет обеспечено именно выпуской новой ОС за счет увеличения объема работ по ее внедрению. И что очень любопытно — этот вопрос нуждается в более детальном изучении — наибольший прирост ИТ-сотрудников Windows 7 даст в странах БРИК (160 тыс. человек, 60% от общего увеличения). Наиболее существенный выигрыш от Windows 7 получат партнеры Microsoft. В настоящее время во всемирную экосистему корпорации входит около 700 тыс. компаний (220 тыс. в EUEZ и 65 тыс. в БРИК), и бизнес половины из них будет связан с новой ОС (продажи, услуги, продукты).
В IDC считают, что в мире до начала 2011 г. глобальной партнерской экосистемой Microsoft будет продано продуктов и услуг, связанных с Windows 7, на сумму более 320 млрд. долл. При этом независимые ИТ-компании заработают 18,5 долл. на каждый доллар, полученный Microsoft от продажи Windows (получается, что на продажах этой ОС Редмонд за 14 месяцев заработает около 17,5 млрд. долл.). Этот “прибавочный продукт” распределится следующим образом: 10,21 долл. придется на поставщиков “железа”; 4,43 долл. — на разработчиков ПО; 3,88 долл. заработают компании на услугах (в России прогнозируется примерно такое распределение: 18,8 долл. = 15,4 + 2,0 + 1,4)
Партнеры Microsoft со всего мира до конца 2010-го инвестируют в работы, связанные с Windows 7 (создание продуктов, маркетинг, поддержка), около 115 млрд. долл. (37 млрд. — в EUEZ, 13 млрд. — в БРИК). По оценкам IDC, к концу 2010 г. число людей, деятельность которых будет связана с продвижением и поддержкой Windows 7, составит около 7,2 млн., т. е. примерно 19% от общего числа ИТ-работников (в России — 95 тыс., 23%). Из них около 3 млн. — это сотрудники предприятий, занимающихся поставками ИТ-продуктов, 4,2 млн. — работники компаний-заказчиков. Интересно, что в БРИК соотношение между поставщиками и заказчиками (связанными с Windows 7) предвидится иное: 1,7 млн. = 0,9 млн. поставщиков + 0,8 млн. заказчиков.
В отчете приведены также оценки по ИТ-рынку в целом (см. таблицу). По расчетам IDC получается, что примерно 30% увеличения общих поставок ИТ и более половины роста продаж ПК в 2009 г. будут обеспечены именно за счет выпуска Windows 7 в октябре этого года.
IDC не приводит данных по объемам российского ИТ-рынка в деньгах. Но даёт оценку по числу ИТ-сотрудников (всего, в том числе работающих у заказчиков) — 414 тыс. человек. Стоит сказать, что до сих пор у нас довольно часто упоминалась оценка в 1 млн. человек, полученная АПКИТ по итогам собственного исследования в 2007 г. Нам трудно судить о достоверности этих данных, тем более что само понятие “ИТ-специалист” является весьма расплывчатым.
Но ценность данных IDC заключается в том, что они рассчитаны по единой методике, используемой компанией по всему миру. Это позволяет, в частности, на основе числа ИТ-занятых людей посмотреть на наши позиции: 414 тыс. — это 1,1% от количества ИТ-персонала в мире и 5,1% в БРИК. Отметим также, что средняя выработка ИТ-сотрудника в БРИК (общий объем продаж на одного человека) составляет 18,7 тыс. долл. в год, а в мире — 40 тыс. долл. (в EUEZ — 58 тыс. долл.).
Показатель | В мире | В ЕС | В БРИК | В России |
---|---|---|---|---|
Общее число ИТ-сотрудников, млн. чел. |
38 |
8,31 |
8,02 |
0,414 |
Продажи ИТ-продуктов на одного ИТ-специалиста, тыс. долл. |
40 |
58 |
18,7 |
н/д |
Объем ИТ-рынка, млрд. долл./ динамика роста с 2009 г., % |
1489 / +3 |
485 / +2 |
156 / +10 |
н/д |
в том числе: коробочное ПО аппаратура услуги |
311 / +3 570 / +2 608 / +3 |
100 / +2 152 / 0 234 / +2 |
15 /+11 106 / +9 34 / +11 |
н/д |
Поставки ПК, млн. шт. / динамика роста, % |
300 / +7 |
85 / +8 |
37 / +13 |
н/д |
Средняя доля ИТ-сотрудников, связанных с Windows 7, % <p>(диазон изменения в разных странах группы) |
19 |
18 (17—21) |
21 (19—23) |
23 |
Стоимость Windows 7-продуктов партнеров на 1 долл. продаж лицензий Windows 7, долл. |
18,52
|
19,06 |
22,62 |
18,74 |
в том числе: аппаратура ПО услуги |
10,21 4,43 3,88 |
9,55 5,23 4,94 |
18,25 2,15 2,22 |
15,36 2,03 1,36 |